Государственное устройство понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - изучение государственного устройства, его понятие и виды.
Из цели, непосредственно вытекают ее задачи:
1) Рассмотреть понятие и характеристику государственного устройства;
2) Проанализировать формы государственного устройства;
3) Изложить виды государственного устройства.

Содержание работы

Введение…….…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Характеристика государственного устройства…………..……………..5
§ 1. Понятие и характеристика государственного устройства…..………..5
§ 2. Формы государственного устройства…………………….…………..11
Глава 2. Виды государственного устройства…………………………………….16
§ 1. Унитарное государство……………………………………………..….16
§ 2. Федерация………………………………………………………….……20
§ 3. Конфедерация……………………………………………………...……25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая - ТГиП оконч вариант- Гос. устройство - курс.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…….…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Характеристика государственного устройства…………..……………..5

§ 1. Понятие и характеристика государственного устройства…..………..5

§ 2. Формы государственного устройства…………………….…………..11

Глава 2. Виды государственного устройства…………………………………….16

§ 1. Унитарное государство……………………………………………..….16

§ 2. Федерация………………………………………………………….……20

§ 3. Конфедерация……………………………………………………...……25

Заключение………………………………………………………………………….30

Список используемых источников……………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, так как любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками, и совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования, а также осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации власти государственной).

Также, форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, а также административно-территориальную организацию государства.

Все данные правоотношения, взятые вместе, образуют именно публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах.

Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как: административно-территориальной организации.

Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном.

Итак, государство - это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государственного устройства - это и есть способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Также, для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется такой термин, как: «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает именно наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства.

В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства.

Оба термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значение.

Объектом изучения данной курсовой работы является – форма устройства государства.

Предметом изучения данной курсовой работы являются – Различные модели форм государства.

Целью данной курсовой работы является - изучение государственного устройства, его понятие и виды.

Из цели, непосредственно вытекают ее задачи:

1) Рассмотреть понятие и характеристику государственного устройства;

2) Проанализировать формы государственного устройства;

3) Изложить виды государственного устройства.

Практическая ценность курсовой работы заключается в обобщении и систематизации сведений о существовании государств различной типологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика государственного устройства

§ 1.1 Понятие и характеристика государственного устройства

 

 Под формой государственного  устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство (от латинского «unitas» - «единство») - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. 1

Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.).

В унитарном государстве - единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром.

Административно- территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий - Тибет, Гонконг), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др.

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus - «союз») - союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре.

Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (конституцией, или законодательными органами).

Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, или провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории.

Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию.

Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора.

Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации.

Федерациями являются, например: Швейцария, США, Германия, Индия, Россия, и др.

Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.

Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства, и характеризует этот феномен политическую систему общества.

Выделяют различные виды федераций:2

1) Симметричные федерации;

2) Договорно-конституционные федерации;

3) Национально-территориальные федерации;

4) Асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации;

5) Дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности.

Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, или договорно-конституционный принцип государственного устройства.

Например, Конституция Российской Федерации 1993 года определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio - «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей, которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить временный, и постоянный характер:3

  1. Политических:
  2. Военных:
  3. Экономических.

Так, например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления.

Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права.

 Все государства, объединившиеся  в конфедерацию, обладают суверенитетом  и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения.

Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений.

Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию как правило, обычно не считают суверенным государственным образованием.

Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815-1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).4

В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ).

Содружество так же, как и конфедерация создается для достижения определенных целей.

Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

       Таким образом, можно сказать, что государственное устройство - это политико-территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное устройство понятие и виды