Государственное устройство понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - изучение государственного устройства, его понятие и виды.
Из цели, непосредственно вытекают ее задачи:
1) Рассмотреть понятие и характеристику государственного устройства;
2) Проанализировать формы государственного устройства;
3) Изложить виды государственного устройства.

Содержание работы

Введение…….…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Характеристика государственного устройства…………..……………..5
§ 1. Понятие и характеристика государственного устройства…..………..5
§ 2. Формы государственного устройства…………………….…………..11
Глава 2. Виды государственного устройства…………………………………….16
§ 1. Унитарное государство……………………………………………..….16
§ 2. Федерация………………………………………………………….……20
§ 3. Конфедерация……………………………………………………...……25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая - ТГиП оконч вариант- Гос. устройство - курс.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2. Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства - способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном, административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем все люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно именно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая, а также непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. так, государственное устройство может быть: простым и сложным:5

1) Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от латин. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1) Единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2) Одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

3)  Единая денежная система, одноканальная система налогов;

4) Территориальные элементы унитарного государства не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Также, унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным.

Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной независимостью.

2) Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов).

Для федерации характерно следующее:6

- двухуровневая система органов  государственной власти:

1) Субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

2) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

а) Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

б) Существование федеральной системы законодательства, а также и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

в) Двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

г) Наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

д) Двухканальная система налогов;

е) Суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

ж) После вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

з) У субъектов отсутствует право выхода из федерации

Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной, где в основу федерации положен договор субъектов, и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:7

1) Создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (политических, военных целей);

2) Создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

3) Каждый субъект конфедерации полностью сохраняет именно свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

4) Члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

5) Неустойчивость, переходный характер: конфедерации или распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;

6) У конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - это достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию. Монархические государства могут быть объединены в унии - личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

С учетом сказанного форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды государственного устройства

§ 2.1. Унитарное государство

 

Унитарное государство - это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются именно унитарными.

Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением).

Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Рассмотрим основные признаки унитарного государства. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны:8

1) Единые для всей страны высшие органы власти;

2) Единая система законодательства;

3) Единое гражданство;

4) Единая денежная единица;

5) Единый государственный язык;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Изложим виды унитарных государств, и отметим, что все унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

1) Характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

2) Объёма полномочий, предоставленных именно административно-территориальным единицам или же автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

Иногда выделяют:

1) Государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым);

2) Государства со многими автономиями (Испания с автономными сообществами (областями);

3) Государства с разноуровневыми автономиями (например: Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн); составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Таким образом, унитарное государство - есть целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям автономии, и самостоятельности.

Политическое управление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств.

Демократия как способ осуществления народовластия провозглашается, но для его реализации практически нет никаких условий. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям.

Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр.9

Поэтому и унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют именно: послушных, и нетворческих, безынициативных руководителей, и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности.

Из этого следует, что в целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства. В России осуществляется переход от унитарного централизованного государства к федеративному. Этот процесс сопровождается многими противоречиями, трудностями, сохранением в новом становящемся качестве государственного устройства старых унитарных механизмов действия, стереотипов и шаблонов.

Информация о работе Государственное устройство понятие и виды