Государственное устройство понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - изучение государственного устройства, его понятие и виды.
Из цели, непосредственно вытекают ее задачи:
1) Рассмотреть понятие и характеристику государственного устройства;
2) Проанализировать формы государственного устройства;
3) Изложить виды государственного устройства.

Содержание работы

Введение…….…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Характеристика государственного устройства…………..……………..5
§ 1. Понятие и характеристика государственного устройства…..………..5
§ 2. Формы государственного устройства…………………….…………..11
Глава 2. Виды государственного устройства…………………………………….16
§ 1. Унитарное государство……………………………………………..….16
§ 2. Федерация………………………………………………………….……20
§ 3. Конфедерация……………………………………………………...……25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая - ТГиП оконч вариант- Гос. устройство - курс.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2 Федерация

Федерация (от лат. «foederātiō» - объединение, союз) - форма устройства государственного, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Также, по особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

1) Симметричные;

2) Aсимметричные

Отметим, в симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (пример: Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:10

1) Территориальные;

2) Национальные;

3) Смешанные (комбинированные).

Отметим также, что при формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (это например: Соединённые Штаты Америки, и Германия), а в национальных - по национальному признаку (бывшие СССР, Чехословакия, и Югославия).

В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

1) Договорные;

2) Конституционные.

Конституционные федерации чаще всего возникают на базе уже ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи).

Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении.

В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

Степень централизации:

1) Централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония);

2) Децентрализованные (Швейцария, США).

Мягкая федерация» - это федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации).

Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918-1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР).

 Право на выход из федерации  имеют субъекты таких федеративных  государств как Канада и Сент-Китс  и Невис.

До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Суверенных Государств) также будет «мягкой федерацией».

К ведению федерации отнесены важнейшие полномочия в сфере финансов и налогообложения, внешней политики и обороны, патентное и авторское право, федеральное судоустройства, порядок приобретения американского гражданства и некоторые другие вопросы.

Изложим современные федеративные государства (см. табл. 1).11

Таблица 1

Современные федеративные государства

 

 

 

1

 

 

Европа

Австрийская Республика

Российская Федерация

Федеративная Республика Германия

Швейцарская Конфедерация

Федерация Боснии и Герцеговины

Королевство Бельгия

 

 

2

 

 

Азия

Исламская Республика Пакистан

Малайзия

Объединённые Арабские Эмираты

Республика Индия

Республика Ирак

 

 

 

3

 

 

 

Африка

Судан

Союз Коморы

Федеративная Демократическая Республика

Эфиопия

Федеративная Республика Нигерия

Южный Судан с Сомали

 

 

 

4

 

 

 

Америка

Аргентинская Республика

Боливарианская Республика Венесуэла

Канада

Мексиканские Соединённые Штаты

Соединённые Штаты Америки

Федеративная Республика Бразилия

Федерация Сент-Китс и Невис

 

5

 

Австралия и Океания

Австралийский Союз

Федеративные Штаты Микронезии

Палау


 

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) Федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) В федерации формируются 2 уровня территориальной фирмы власти государственной: федеральная гос. власть и гос. власть субъектов федерации;

3) Субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) Разделение функций между федеральной и региональной властью государственной происходит путем конституционного закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) К ведению федерации относится регулирование отношений в сферах, которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации;

6) К ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование.

Из этого следует, что федерация представляет собой добровольное объединение предприятий нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3 Конфедерация

Конфедерация - союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.12

Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия.

Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации.

В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, т.е. расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации - самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она также охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История также знает примеры конфедераций с центральными органами,

обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».13

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, и то, что некоторые исследователи  разграничивают понятия

конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации.

Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие:14

1) «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние».

2) «… конфедерализм стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния влияния взаимозависимости и глобализации, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества».

В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое - в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала.

А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя именно в качестве примеров существование известных международных организаций (ООН).

Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил - равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации - её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным.

При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств.

Информация о работе Государственное устройство понятие и виды