Государственные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы – является рассмотрение не только понятия и признаков органов государства, но и их основных классификаций, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, дать характеристику органам государства, с определением их понятия и видов, изучение и сравнительный анализ деятельности органов государственной власти.
Цель предусматривает решение ряда задач - определение понятия механизма государства, органа государства, выделение признаков и видов, детальное рассмотрение: юридического поля, функций, компетенций, взаимосвязи органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Косарим.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

По длительности действия различают постоянные, создание которых  предусмотрено конституциями государств и которые функционируют на постоянной основе, и временные, формирование которых  связано с решением неотложных задач, вызвано чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением, которое  вводится на определенный срок, а следовательно, действие создаваемых временных органов также ограничено.

По структуре или способу  организации органы государства  делятся на простые и сложные. Простые органы не имеют внутренних подразделений, примером чего может служить нотариат, а сложные обладают соответствующей структурной организацией – министерства, ведомства и др.

В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

На механизм государства  и классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные (избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов), исполнительные (основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная) и судебные (осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение) органы. Классификация по принципу разделения властей, на мой взгляд, самая существенная из всех, поэтому я хочу рассмотреть ее более подробно в следующих главах.

 

2.1 ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ

Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.3

Как видно из определения, законодательные органы формируются  путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной  власти.

В различных странах высший законодательный орган, то есть орган, которому принадлежит право издания  законов, называется по-разному: в США  – это Конгресс, состоящий из двух палат – Сената (верхняя  палата) и Палаты представителей (нижняя палата); в Швеции – однопалатный Риксдаг; в ФРГ – двухпалатный Бундестаг, причем нижняя палата также называется Бундестагом, а верхняя – Бундесратом; в России – Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (условно верхняя палата) и Государственной Думы (условно нижняя палата).

Важнейшими субъектами законодательной  власти в современных обществах  являются парламенты. Парламент –  это высший представительный и законодательный  орган государства.  Представительный – это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный – это означает, что основная задача парламента – разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

Современный парламент – это  высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем  принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в  себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем  образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это  понятие гораздо сложнее.

 Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней  палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий  возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения  их принято называть верхней и  нижней. При этом нижняя палата состоит  из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как  правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные,  временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные  дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента, как и  других высших государственных органов, определяется его регламентом, в  котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная  инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

Основной целью законодательной  власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее  важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется  в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

В области внешней политики парламент  ратифицирует (утверждает) международные  договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации  нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в  целом или отказаться сделать  это), решает вопрос об использовании  вооруженных сил за пределами  страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров  суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

Существует и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием высших исполнительных и судебных органов, а так же  осуществлением ими контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.

Контроль над исполнительной властью  парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и  органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в  парламентарных республиках).

В зависимости от формы государственного правления парламент в различной  степени может оказывать влияние  на структуру, персональный состав и  характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.

В парламентарных республиках главы  правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом  и ответственны перед ним. Правительство  формирует парламентское большинство  и лидер партии, завоевавшей большее  количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент  кандидатов в члены правительства.

В государствах с классическим президентским  правлением, как известно, полномочия главы государства и главы  правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как  правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих  административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

Однако в некоторых странах  органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях  центральной властью. Здесь все  органы местного самоуправления подчинены  органу, назначаемому центральной властью (президентом).

Особенностью законодательной  ветви власти является то, что среди  составляющих ее органов отсутствуют  властная иерархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти.

 

2.2 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» - «минус»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Исполнительная власть носит подзаконный  характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Исполнительная власть — это  вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.4

В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства  и правительству, либо только главе  государства, либо только правительству.

Органы исполнительной власти или, как их часто называют, органы государственного управления по сути дела являются органами, осуществляющими государственное  управление. Они располагают вспомогательными государственными учреждениями, которые входят в аппарат управления, и осуществляют подготовку, принятие и реализацию актов управления.

Главное назначение исполнительных органов — исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства.

Однако органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением  законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для  осуществления исполнительских  задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы  исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. Президент, правительство, министры имеют право издавать нормативные  акты, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение.

Информация о работе Государственные органы