Государственные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы – является рассмотрение не только понятия и признаков органов государства, но и их основных классификаций, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, дать характеристику органам государства, с определением их понятия и видов, изучение и сравнительный анализ деятельности органов государственной власти.
Цель предусматривает решение ряда задач - определение понятия механизма государства, органа государства, выделение признаков и видов, детальное рассмотрение: юридического поля, функций, компетенций, взаимосвязи органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Косарим.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить существование специфических  органов и учреждений исполнительной власти, к числу которых относятся  органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации, местные  правительства, избранные или назначенные  губернаторы областей, начальники районов, префекты и другие представители  президента и правительства.

Однако главным носителем высшей исполнительной власти в подавляющем  большинстве стран выступает  глава государства.

Глава государства – это конституционный  орган и одновременно высшее должностное  лицо государства, представляющее государство  вовне и внутри страны, символ государственности  народа.

В некоторых странах глава государства  может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так  как без его подписи закон  не действителен. Либо глава государства  может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и  не входить в какую-либо ветвь  власти. Однако нужно заметить, что  глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента.

В зависимости от формы правления  главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную  власть единолично, пожизненно и получающее ее, как  правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и  др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

Полномочия монарха зависят  от формы правления государства.

Вся  полнота государственной  власти сосредотачивается в руках  монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно  руководить административной деятельностью  или назначать для этого  правительство,  вершит  высший суд. Фактически никаких  ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие  от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит  монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое  им правительство. Монарх подбирает  и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется  пост премьер-министра).

Правительство за  свою  деятельность несет полную ответственность перед  монархом.

В странах с парламентской монархией  глава государства, как правило, лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты  обычно  подготавливаются  правительством и  контрассигнуются  (скрепляются)  его  главой  или  соответствующим министром, без  чего не имеют юридической силы. Глава государства формально  наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует,  но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.5

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства  в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной  процедуры.

Президент в большинстве случаев  обладает возможностью формировать  совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию  тех или иных руководителей министерств  и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В суперпрезидентских республиках  президенту принадлежит вся полнота  исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных политических режимах, где отсутствует или  слабо развито разделение властей.

В классических президентских  республиках президент является центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентской республике  президент, являясь главой государства, фактической  властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией  выборщиков, состоящей преимущественно  из парламентариев. Правительство здесь  ему не подотчетно, оно формируется  партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность.

Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Правительства имеют разные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

В состав правительства обычно входят: глава правительства (премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры, секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).

Правительство осуществляет административную, или исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Под его  руководством находятся государственный  аппарат, вооруженные силы, финансы  государства, иностранные дела.

Существуют однопартийные и  коалиционные правительства. Однопартийное  правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное —  из двух и более. В странах с  нестабильной политической ситуацией  создается беспартийное правительство.

В зависимости от государственного устройства правительство может  быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).6

Смысл деятельности исполнительной ветви власти — фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме органов публичной власти.7

Основной задачей правительства  является исполнение законов. Однако на этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства  входит и  издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через органы государственной администрации — министерства, ведомства, агентства, комиссии и т.д.

Нужно сказать, что в разных странах  перечень министерств и других центральных государственных учреждений различен. Однако все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества.

Министерства и ведомства различаются  по характеру задач, которые они  должны решать. Так, в нашей стране для обеспечения нормального государственного управления обществом в Правительстве РФ действует двадцать четыре министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации и др.

Управление министерствами и ведомствами  осуществляется по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.

Внутри министерств создаются  дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром  начальники. Группы управлений и отделов  курируют заместители министра.

Министерства и другие ведомства  обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, который и образует основу механизма государства.

 

2.3 ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Поскольку в обществе существуют различные  интересы, они имеют свойство сталкиваться. С целью разрешения этих конфликтов и споров были учреждены суды. Они (и никто, кроме них) отправляют правосудие, являются арбитром в спорах о праве.

Суд — это орган государства, который в процессуальном порядке  осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.8

Одним из главных принципов деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой на глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны и  суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин.9

Суд является независимым органом  власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившие в  силу, обязательны для всех субъектов  права и подлежат безусловному исполнению.

Судебная власть в системе государственных  властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти.

Судебные органы придают установленным  ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.10

В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд  занимается иной деятельностью. Он рассматривает  и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных  конфликтов в обществе. Это могут  быть уголовные дела, имущественные  и трудовые споры, конфликты в  политической сфере, жалобы граждан  на действия чиновников и т.д.

Судебная система имеет сложную  структуру, она включает в себя различные  специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские  суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные  дела.11

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд).12

Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).13

Судебная система возглавляется  верховными судебными органами, которые  во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции.

Члены конституционного суда могут  быть избраны парламентом, либо назначены  президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

В различных странах судебная система  имеет свою собственную структуру. Например, в США она включает в  себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система  состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все  судьи этой системы назначаются  персонально президентом с одобрения Сената. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда, является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.

В Российской Федерации судебная система  состоит из судов высшей инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный  суды, судов субъектов федерации, городских и районных судов. Все  три ветви судов наделены различными полномочиями и решают вопросы, касающиеся исключительно своей компетенции. Члены Высших судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента.

Информация о работе Государственные органы