Государственные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы – является рассмотрение не только понятия и признаков органов государства, но и их основных классификаций, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, дать характеристику органам государства, с определением их понятия и видов, изучение и сравнительный анализ деятельности органов государственной власти.
Цель предусматривает решение ряда задач - определение понятия механизма государства, органа государства, выделение признаков и видов, детальное рассмотрение: юридического поля, функций, компетенций, взаимосвязи органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Косарим.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

В других же странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако формировать судебные органы и наделять их определенными компетенциями нужно так, чтобы суд был огражден от давления (политического или любого другого), которое способно повлиять на принятие судебного решения.  Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи, например, статус судьи (несменяемость, независимость, подчинение только закону и т.д.).

Но несмотря на национальные особенности, судебные системы различных стран используют одни и те же принципы:

    • самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах

своей компетенции;

    • равенство всех перед законом и судом;
    • гласности судопроизводства;
    • состязательности судопроизводства;
    • презумпции невиновности;
    • права обвиняемого на защиту и т.д.

Судебная власть должна быть независимой  и подчиняться только

Конституции и законам. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных  органов, граждан, их объединений, юридических  лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и  существует, прежде всего, в странах  с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип  господства права.

В некоторых странах в судебную систему включают и прокуратуру, так как она является составной  частью суда. В других же прокуратура отделена от нее. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

 

2.4 ОРГАНЫ КОНТРОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Согласно принципу разделения властей  обычно выделяют три ветви государственной  власти: законодательную, исполнительную и судебную. Так представляли себе организацию высших органов власти создатели теории разделения властей  Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье. Однако по мере разрастания государства, усложнения его структуры, разнообразия форм и  способов деятельности государственных  органов возникла необходимость  контроля за законностью актов и деятельности аппарата государства. Таким образом, возникла потребность в четвертой ветви власти – контрольной власти.

Контрольная власть — ветвь государственной власти, занимающаяся расследованием, проверкой, изучением состояния дел без права вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий.

В различных странах возникла система  органов контрольной власти. Следует  отметить, что контрольные функции  в той или иной мере осуществляет большинство органов государства. Так, например, парламент или президент  в зависимости от разновидности  республики контролируют правительство. В свою очередь правительство  осуществляет контроль за действиями административного аппарата, существует ведомственный контроль и т.д.

Подобные контрольные функции  вытекают из необходимости создания механизма сдержек и противовесов, который невозможен до тех пор (по мнению Дж. Мэдисона), пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не может быть организован надлежащим образом».14 Однако в XIX и XX вв. происходило становление самостоятельной ветви контрольной власти в лице общенациональных органов.

Обычно органы контрольной власти докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы контрольной власти, как правило, никаких санкций применять не могут. Специфика построения контрольной власти состоит в том, что органы контроля рассредоточены, не имеют единой иерархической системы, и каждый из них осуществляет часть полномочий по общегосударственному контролю.

В зависимости от предмета контроля выделяют следующие  разновидности  контрольных органов:15

    • органы надзора за конституционностью (общие суды в англо-

саксонских странах, конституционные суды, конституционные советы, органы религиозно-конституционного контроля в странах ислама). Осуществляют контроль над конституционностью (соответствием конституции) законов и иных нормативно-правовых актов, а порой и действий, например, выборов президента;

    • органы   надзора за  законностью  (прокуратура, публичные

министерства). Осуществляют надзор за соблюдением режима законности, т.е. определяет точность и единообразие исполнения и применения законов государственными органами (иногда и физическими, и юридическими лицами);

    • органы   надзора   за   исполнительной   властью   и   ее   актами

(Государственный совет во Франции);

    • органы финансового контроля и антимонопольные органы

(Счетная палата, антимонопольный  комитет). В их задачи входит контроль над расходованием средств государственного бюджета, над соблюдением режима экономической конкуренции;

    • органы контроля за соблюдением прав человека (парламентский

комиссар, омбудсмен).

Таким образом, помимо трех ветвей власти выделают еще четвертую самостоятельную  ветвь – контрольная власть. Она  необходима в современном обществе и имеет свою структуру, которая  легко помогает регулировать отношения  в обществе и между государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав  понятие и признаки органов государства, их основные классификации, изучив и  сравнив деятельность государственных  органов, обобщив правовой и практический материал, приходим к следующим выводам:

- государственный орган – это структурная единица государства,

наделенная полномочиями для принятия властных решений и применения санкций за их неисполнение;

- государственный орган  призван решать государственные  задачи, отвечающие интересам если  не всех, то многих граждан;

- государственный орган  имеет властные полномочия, т.е.  возможность принимать указания, носящие обязательный характер. Такие указания могут быть  конкретными (индивидуальными), т.е.  относящимися к какому-либо конкретному  гражданину или к группе граждан,  а могут носить нормативный  характер, т.е. могут быть обращенными  сразу ко многим гражданам. 
 - за неисполнение обязательных распоряжений государственных органов могут применяться санкции.

В своей работе я попытался  отобразить понятие основные классификации  государственных органов, делая  акцент на классификацию по принципу разделению властей.

Разумеется, разновидностей государственный органов существует огромное количество, и каждый автор  дает свою оценку этому многообразию.

 Прежде всего, государственные  органы делятся по ветвям власти, не зависимым друг от друга:  органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы  судебной власти. В рамках каждой  из ветвей власти, возможно, свое разделение. Наиболее разветвленной является исполнительная власть, внутри которой существует целая иерархия органов власти, подчиняющихся один другому.

Многообразие органов  государства зачастую порождает  огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства. Мне очень  понравилась мысль проф.  Перевалова В.Д.,  которую я хотел бы процитировать:  
«Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат)».16

В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто  именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией  против недостатков государственных  чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как  абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм  — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм  означает власть "бюро", т.е. письменного  стола, конторы, "конторовластие", а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести  бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в  возможности манипулировать ими  в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон  бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным  способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль над всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.

Я отрицательно отношусь к  разрастанию государственного аппарата и думаю, что государство должно способствовать предотвращению этого  явления. Необходимо четко и компактно  «укомплектовать» государственный  аппарат. Государство должно наделить свои органы конкретными полномочиями, предоставить им не только права, но и  обязанности. Необходимо создать четкую соподчиненность и взаимоответственность, постараться упростить сложную  структурную иерархию.

1 -См.: Основы государства и права/Под ред. Клименко С.В. и Чичерин А.Л.-М.:2000

2 -См.: Общая теория государства и права/Под общ. ред. проф. Кучинского В.А.-М.:2006

3  -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.: Юристъ. 2001. –С. 381.

4 -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.: Юристъ. 2001. –С. 382

5 -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.: Юристъ. 2001. –С. 374.

6 -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 25.

7 -См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С.122

8 -См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С.121.

9 -См.: Мухаев Р.Т. Теория государства и права. –М.:2001. –С.192

10 -См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С.123.

11 -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.

12 -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.

13 -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.

14 -См.: Мухаев Р.Т. Теория государства и права. –М.:2001. –С.194

15 -См.: Мухаев Р.Т. Теория государства и права. –М.:2001. –С.194

16-См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права, 3-е изд., М.: 2009- С. 84

 


Информация о работе Государственные органы