Государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Государственный долг: его понятие, виды, основа возникновения………....5
Понятие государственного долга………………………………………………5
Причины возникновения государственного долга……………………………6
Виды государственного долга………………………………………………...11
Управление государственным долгом………………………………………...15
Государственный долг Республики Беларусь………………………………...21
Внешний государственный долг Республики Беларусь
(текущее состояние)…………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….28Список используемых источников……………………………………………......30

Файлы: 1 файл

Государственный долг, Михневич, гр. 1012.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Государственный долг: его понятие, виды, основа возникновения………....5
    1. Понятие государственного долга………………………………………………5
    2. Причины возникновения государственного долга……………………………6
    3. Виды государственного долга………………………………………………...11
  2. Управление государственным долгом………………………………………...15
  3. Государственный долг Республики Беларусь………………………………...21
    1. Внешний государственный долг Республики Беларусь

(текущее состояние)…………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….28Список используемых источников……………………………………………......30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где  инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре  и возможности регулирования. Одним  из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной  собственности) являются правительственные  займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или  дефицитное финансирование).

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный  долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая  в последние два-три десятилетия  и связанная с проведением  долгосрочной дефицитной бюджетной  политики. Популярность использования  методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися  подчас диаметрально противоположных  взглядов на роль государства в экономическом  процессе, объясняется прежде всего тем, что:

1) с помощью государственной  задолженности удается ослабить  постоянные противоречия между  величиной необходимых потребностей  общества и возможностями государства  по их удовлетворению за счет  бюджетных средств;

2) как источник мобилизации  дополнительных ресурсов и увеличения  финансовых возможностей, государственный  долг может являться важным  фактором ускорения темпов социально-экономического  развития страны;

3) финансирование дополнительных  государственных расходов посредством  государственного долга связано  обычно с меньшими негативными  последствиями как для функционирования  экономики (например, по сравнению  с практикой использования эмиссионных  источников), так и для правящей  политической элиты (позволяя  избежать или отсрочить повышение  налоговых ставок);

4) стратегия управления  государственным долгом и адекватная  ей стратегия в области финансирования  дефицита госбюджета выступают  главными элементами, балансирующими  всю схему бюджетной политики  в целом.

В тоже время, необоснованное использование государственных  займов, выбор неподходящих форм и  инструментов финансирования бюджетных  дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных  банков имеют серьезные дестабилизирующие  последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной  стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных  процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны  правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его  образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также  характеристика государственного долга  Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Основные задачи: 

  • учет долговых обязательств бюджета региона (кредиты, ценные бумаги, гарантии);
  • учет предоставленных из бюджета кредитов;
  • накопление информации по долговым обязательствам муниципальных образований;
  • автоматизированный расчет процентных платежей по обслуживанию государственного долга, пени по просроченной задолженности;
  • выбор оптимальных источников финансирования дефицита бюджета на основе запланированных параметров бюджета региона на краткосрочный и среднесрочный период;
  • определение величины рисков, связанных с управлением государственным долгом — кредитный риск, риск пролонгации, риск рефинансирования, риск процентной ставки и др.;
  • поддержка принятия решений о предоставлении государственных гарантий юридическим лицам на основе оценки их финансового состояния;
  • формирование регламентированных и аналитических отчетных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЕГО ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1.Понятие государственного  долга

Государственный долг - явление  в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

Существует множество  определений данного явления, каждое из которых по-своему отражает его  суть.

Например, существует определение  государственного долга как суммы  задолженности государства по кредитным операциям[20, с.39].

Распространенным является понятие государственного долга  как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств[2, с.25].

Государственный долг также  определяется и как сумма величин  бюджетных дефицитов, накопленных  за определенный период времени, за вычетом  суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране[15, с.428].

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате[17, ст.30].

Таким образом, в самом  широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный  долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая  процентные платежи) по отношению к  частным лицам и институтам (в  т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным  государствам.

По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных  органов, как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными  потребностями общества на основании займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

Однако данное определение  экономической сущности государственного долга нуждается в некотором  уточнении. Наличие государственного долга - это явление, которое не обязательно  относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Совсем наоборот, в современном мире нет ни одного государства, которое в своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Однако источники государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов (сюда же будет целесообразно отнести долги, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств - войны, стихийные бедствия, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам финансирования особого рода), а с другой стороны, - значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

1.2. Причины возникновения  государственного долга

Основной причиной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурной перестройкой. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут  способствовать в будущем подъему  экономики и росту доходов  бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит  может быть обусловлен спадом  экономики. Сокращение объема  производства и доходов ведет  к уменьшению налоговых поступлений  в казну, что при фиксированных  расходах государства неизбежно  ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение  расходов над доходами может  быть вызвано милитаризацией  экономики, войнами, стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами;

- в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх  предусмотренной величины (доходы  государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые  товары и услуги правительство  вынуждено приобретать по более  высоким ценам);

- в-пятых, расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот  и принятие других популярных  мер в определенные периоды  жизни государства (например, в  предвыборные годы и т.п.).

При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические  источники покрытия, социально-экономические  последствия.

Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения  объема доходов и расходов. При  этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.

Поэтому для отражения  степени дефицита бюджета принято  использовать относительные показатели. Например, сопоставляют:

а) дефицит бюджета и  общую сумму расходов (процент  покрытия);

б) дефицит бюджета и  объем ВВП.

Обнаружение дефицита бюджета  еще на стадии его составления  заставляет изыскивать источники для  его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.

1. Сокращение расходов  госбюджета. Это самые элементарные  действия, которые можно предпринять  в случае дефицита. Но этот  путь не всегда выполним, так  как уменьшение дотаций может  усилить спад в экономике, а  сокращение социальных программ  провоцирует социальную напряженность  и ведет к уменьшению совокупного  спроса, что в свою очередь  снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогового  бремени. Также как и первый  вариант, этот путь наиболее  прост, но его реализация на  практике приведет, в конечном  счете, к уменьшению инвестиций, снижению деловой активности и в итоге - к сокращению объема производства.

3. Эмиссионный способ  финансирования дефицита бюджета.  Эту меру можно осуществить  быстро. Рост денежной массы происходит  тогда, когда центральный банк  покупает государственные ценные  бумаги и, оплачивая продавцам  (долгохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. Кроме того, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако, главный недостаток, который делает этот способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако главный недостаток, который делает этот способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. Государство прибегает к нему в случае невозможности или неумения использовать иные источники.

4. Превращение дефицита  бюджета в государственный долг. Этот способ заключается в  финансировании дефицита госбюджета  за счет:

а) внутреннего и б) внешнего займа.

Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и  казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинствами этого способа  являются:

- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не  изменяется, поэтому в краткосрочном  порядке это не инфляционный способ финансирования;

- это достаточно оперативный  путь, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных  бумаг можно обеспечить быстро.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь