Государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Государственный долг: его понятие, виды, основа возникновения………....5
Понятие государственного долга………………………………………………5
Причины возникновения государственного долга……………………………6
Виды государственного долга………………………………………………...11
Управление государственным долгом………………………………………...15
Государственный долг Республики Беларусь………………………………...21
Внешний государственный долг Республики Беларусь
(текущее состояние)…………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….28Список используемых источников……………………………………………......30

Файлы: 1 файл

Государственный долг, Михневич, гр. 1012.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Кроме того, есть долг банковского  сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков), есть долг субъектов  хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом. За эти долги бюджет никаким  образом не отвечает. Это не государственный  внешний долг, а долг субъектов  хозяйствования.

Таким образом, совокупный внешний  долг включает в себя государственный внешний долг (то есть долг центрального правительства) и внешний долг субъектов хозяйствования.

Министерство финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние  займы банков - Национальный банк. Все  внешние заимствования Беларуси как элемент макроэкономической стабильности отслеживает и контролирует Министерство экономики. Именно Минэкономики разрабатывает критерии, пределы  экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации (конечно, в такой работе принимают  непосредственное участие Минфин и  Нацбанк).

По словам Андрея Смольского, несмотря на рост, внешний государственный  долг Беларуси остается на умеренном  уровне. Отношение внешнего государственного долга к ВВП не превышает предельного  значения в размере 20%, установленного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

При этом в мировой практике каких-либо жестких критериев по поводу уровня внешнего госдолга не существует. Например, в соответствии с Маастрихтскими критериями (финансово-экономическими показателями страны, необходимыми для  вступления в еврозону) госдолг не должен превышать 60% от ВВП. В то же время  большинство стран ЕС его уже  перешагнули. В частности, внешний  долг Италии составляет 115% к ВВП. Однако никто не говорит, что этим странам  больше нельзя заимствовать. Объективная  оценка качества страны дается инвесторами  на внешнем международном рынке. Анализируются возможности привлечения  государством финансовых ресурсов (например, путем выпуска еврооблигаций), определенные качественные показатели развития экономики, созданная подушка безопасности. Но общих критериев нет, пояснил  Андрей Смольский.

Что касается пределов экономической  безопасности Беларуси (например, установлено, что внешний и внутренний госдолг  не должен превышать 20% от ВВП), то эти  критерии были рассчитаны Институтом экономики Министерства экономики  несколько лет назад. "Нельзя сказать, они правильные или неправильные. Они такие, какие есть. Мы сейчас в параметрах и по внутреннему, и  по внешнему госдолгу. На 1 сентября размер внешнего госдолга Беларуси составлял 19% от ВВП, внутреннего - 18,8%", - подчеркнул представитель Минфина.

В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ, которые в ходе работы миссий в Беларуси рассматривали  вопросы долговой устойчивости, отвечая  на вопрос о том, какой же максимальный предел госдолга приемлем для нашей  страны, сказали, что этот показатель нельзя четко определить. Для одного государства это 50% от ВВП, а для  другого - 100%. В этом вопросе все  зависит от ряда факторов, к примеру, от валюты заимствований, национальной валюты, возможности привлечь дополнительные ресурсы, поступлений от экспорта, уровня развития экономики и т.п.

Рассчитывают также и  другие показатели экономической безопасности - исходя из отношения долга к  экспорту, доходам бюджета, валютной выручке. Отдельно рассматриваются  платежи по обслуживанию и погашению  долга.

В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% (9269,4 млн. долл.США), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% (181,9 млн. долл США).

В условиях мирового финансового  кризиса в Беларуси возросла потребность  в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях  Беларусь получила кредитные ресурсы  от Российской Федерации и кредиты  Международного валютного фонда  по программе "стэнд-бай".

В начале августа текущего года наша страна успешно осуществила  дебютное размещение государственных  облигаций на сумму $600 млн. на международном  финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около $1,5 млрд. 23 августа 2010 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму $400 млн.

Кроме того, внешние государственные  займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих  социальную направленность, и для  реализации инвестиционных проектов в  сфере энергетики и промышленности строительных материалов.

Все внешние государственные  займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Долговой портфель характеризуется  низким риском рефинансирования и невысокой  стоимостью обслуживании. Так, средний  срок до погашения по внешним государственным  займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.

Говоря о погашении  внешнего долга, Андрей Смольский сообщил, что Беларусь может рефинансировать  свой внешний долг и инструменты  для этого есть, например, путем  выпуска еврооблигаций. Можно рефинансировать  основной долг, но привлекать ресурсы  на погашение и обслуживание долга - это финансовая пирамида. То есть если мы привлекаем $1 млрд., то логично в  следующем году привлечь также $1 млрд., чтобы закрыть долг предыдущего  периода, но накопленные проценты лучше  отдавать из своих средств, так как  привлекая $1 млрд., потом $1,1 млрд., а  потом еще больше - получится финансовая пирамида, которую в конце концов мы просто не обслужим. Поэтому нормальная ситуация, когда отдельно оцениваются платежи по погашению основного долга, отдельно - по уплате процентов.

"У нас сейчас возможности  по рефинансированию основного  долга есть. Мы открыли для  себя рынок еврооблигаций. Нам  нужно будет выходить на него  каждый год, чтобы поддерживать  наш статус публичности. Если  мы не выйдем, то это негативно  скажется на имидже страны. Если  начали эту работу, то надо  ежегодно выходить на рынок  еврооблигаций. К примеру, Россия  длительное время не осуществляла  заимствования. Теперь выход на  рынок евробондов для нее снова  как дебют", - отметил специалист.

Сейчас белорусские еврооблигации  торгуются с доходностью до 8%. Это показывает, что к ним есть очень высокий интерес со стороны  инвесторов, то есть это подтверждает, что наши облигации - ликвидный инструмент. Напомним, при первичном размещении текущая доходность белорусских  евробондов была 9%. Ценные бумаги были размещены со ставкой купонного  дохода 8,75%, но чуть дороже номинальной  стоимости. Через 2 недели после первого  размещения доходность облигаций упала  до 8,2%. И мы доразмещали наши облигации уже по ставке 8,251%. Это очень серьезная подвижка, подчеркнул Андрей Смольский. Он также добавил, что, учитывая большой интерес инвесторов к нашим ценным бумагам, Минфин рассчитывает, что следующие размещения будут осуществляться с более низкими процентными ставками.

В настоящее время риск рефинансирования для Беларуси остается очень низким: нам в текущем  периоде не нужно привлекать деньги для того, чтобы отдавать долги. "То есть пока у нас достаточно хорошая  ситуация, и это оценено инвесторами. Если бы было по-другому, наши еврооблигации  никто бы не купил", - заметил Андрей Смольский.

Главное финансовое ведомство  страны рассчитывает уплачивать проценты по основному долгу за счет валютных доходов государства, в том числе  от приватизации (в 2009 году доходы от приватизации составили $800 млн.). "Средства на обслуживание госдолга у нас есть", - заверил  представитель Минфина.

Ожидается, что всего в 2011 году платежи по погашению и  обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета.

В основном крупные выплаты  по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет  погашать кредиты по программе МВФ. Выплаты по еврооблигациям будут  через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.

"У нас, белорусов,  есть чисто психологические опасения  по поводу такого большого  госдолга, так как мы привыкли  жить со значительно меньшим  уровнем госдолга. Например, в 2005 году он составлял не более  $800 млн. Когда был привлечен  первый синдицированный кредит  в размере $70 млн., все думали, как  же это много. Сейчас мы привлекли  $1 млрд., выпустив еврооблигации,  и это никого не пугает. Ведь  надо учитывать, что за это  время у нас ВВП удвоился, соответственно  вырос экспортный потенциал, больше  валюты приходит в страну. Поэтому  на сегодняшний день ситуацию  с внешним госдолгом нельзя  назвать ни критической, ни  предкритической", - считает Андрей Смольский.

Он также подтвердил планы  Минфина по выходу в текущем году на российский рынок облигаций. "Эти  планы пока сохраняются, и, если не будет  никаких катаклизмов, мы выйдем на него до конца года. У нас практически все готово", - сказал специалист.

Кроме того, с будущего года государственные обязательства  Беларуси будут рассчитываться по международной  методике. То есть при расчете внешнего и внутреннего госдолга будут  учитываться только прямые долги, те, что правительство заимствовало напрямую, а также предъявленные  к исполнению гарантии правительства. По прогнозам Минфина, показатель по соотношению внешнего госдолга к  ВВП снизится незначительно (на несколько  процентных пунктов), а по внутреннему  госдолгу произойдет существенное уменьшение. Специалисты считают, что новая  методика расчетов будет более правильной, так как будет отражать реальный, а не потенциальный уровень долговой нагрузки.

В целом стратегия управления государственным долгом на среднесрочный  период заключается в обеспечении  потребности государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне.

Таким образом, в 2011 году планировали осуществить размещение еврооблигаций на сумму $1 млрд., а также привлечь связанные кредитные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов на сумму около $1,2 млрд. (в том числе предполагается привлечение кредитов МБРР на $119 млн., кредитов Китая в объеме около $1 млрд.) [32].

ВЫВОД

Государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или  сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма  внутренних и внешних государственных  займов, гарантий правительства и  сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

В целом стратегия управления государственным долгом на среднесрочный  период заключается в обеспечении  потребности государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между  потребностями государства и  его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности  в последние десятилетия привели  к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они  стали более разнообразными, а  поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Таким образом, государственный  долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как  обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в  настоящей работе явление.

Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд  негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности  экономики и производственного  потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.

Таким образом, государственный  долг, как и любое значимое в  жизни государства явление, понятие  неоднозначное. Тем не менее, оно  может принести экономике весомые  выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь