Государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Государственный долг: его понятие, виды, основа возникновения………....5
Понятие государственного долга………………………………………………5
Причины возникновения государственного долга……………………………6
Виды государственного долга………………………………………………...11
Управление государственным долгом………………………………………...15
Государственный долг Республики Беларусь………………………………...21
Внешний государственный долг Республики Беларусь
(текущее состояние)…………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….28Список используемых источников……………………………………………......30

Файлы: 1 файл

Государственный долг, Михневич, гр. 1012.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Самым главным недостатком  рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением  поступления налогов в государственную  казну.

Очевидно, что с точки  зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное  и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение  займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о  применении помимо рефинансирования таких  механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций  по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секъюризация, новация.

2. Под конверсией займов  обычно понимается изменение  первоначальных условий государственных  займов, выражающихся в понижении  процента, изменении срока действия  и способа погашения займа,  объединения облигаций разных  займов и т.д. В результате  государство получает временную  экономию, поскольку продолжившийся  выпуск займов вел к росту  государственного долга и, следовательно,  расходов бюджета по нему. В  целях снижения расходов по  управлению госдолгом государства  чаще всего снижет размер выплачиваемых  процентов по займам. Однако не  исключено и повышение доходности  государственных ценных бумаг для кредитов [18, с.19].

3. Государство, заинтересованное  в получении займов, на длительные  сроки, достигает этого за счет  консолидации государственного  долга. Под консолидацией понимается  изменение условий займов, связанное  с их сроками - увеличение либо  уменьшение срока действия государственных  ценных бумаг, т.е. перенос даты  их погашения [15, с.450].

Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Следует отметить, что при  применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение  первоначальных условий займов может  вызвать социальную напряженность  в обществе, а также оказать  негативное воздействие на дельнейшее заимствование.

Следующим механизмом, применяемым  государством в рамках управления его  долгом, является унификация государственных  займов. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена  и вне ее.

4. Унификация - это объединение  нескольких займов в один, когда  облигации ранее выпущенных займов  обменивается на облигации нового  займа. Эта мера предусматривает  уменьшение количества видов  обращающихся одновременно ценных  бумаг, что упрощает работу  и сокращает расходы государства  по системе государственного  долга.

5. В исключительных случаях  правительство может провести  обмен облигаций по регрессивному  соотношению, т.е. когда несколько  ранее выпущенных облигаций приравниваются  к одной новой облигации. Такой  обмен избавляет государство  от необходимости выплачивать  проценты и от погашения в  полноценных деньгах по ее  облигациям, продававшимся им за  обесценившуюся валюту.

6. Отсрочка погашения  займа или всех ранее выпущенных  займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие  операций по выпуску новых  займов не имеет финансовой  эффективности для государства.  Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило  слишком много займов и условия  их эмиссии не были достаточно  выгодными для государства. В  таких случаях большая часть  поступлений от реализации облигаций  новых займов направляется на  выплаты процентов и на погашение  ранее выпущенных займов. Чтобы  разорвать этот порочный круг  правительство объявляет об отсрочке  погашения займов, которая отличается  от консолидации тем, что не  только отодвигаются сроки погашения,  но и прекращается выплата  доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен  облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения  обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. При этом отсрочка погашения внешних  займов как правило, проводится по согласованию с кредиторами и может не повлечь приостановку выплаты процентов по ним [2, с.27].

7. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

8. В последние два десятилетия  широкое распространение на мировом  финансовом рынке получила тенденция  к превращению отношений между  кредиторами и должниками в  оборотоспособное имущество. Эта тенденция получила название секъюритизация. Превращая обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, секъюритизация дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными.

В Республике Беларусь возможность  применения секъюритизации по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству Республики в 1991 – 2003 гг. и отнесенным внутренний государственный долг, обсуждается государственными органами с начала 2003 года.

Секъюритизация вышеуказанных кредитов позволит:

- унифицировать структуру  внутреннего государственного долга  Республики Беларусь со структурой  его же Российской Федерации;

- пролонгировать долг  Правительства страны за счет  объединения разных по сроку погашения кредитов в ценные бумаги Правительства Республики с одним сроком погашения;

- Национальному банку  проводить операции на открытом  рынке с использованием новых  долгосрочных инструментов, не используя  выпуск своих краткосрочных облигаций;

- подготовить инвесторов  к снижению доходности по вновь  выпускаемым ценным бумагам;

- позитивно повлиять не  оценку кредитного рейтинга Республики  Беларусь.

9. К методам управления  государственным долгом также  относится такое довольно распространенное  в последнее время на рынке  ценных бумаг явление, обуславливающее  любое нововведение или первоначальное  изменение условий заимствования,  как новация.

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и Законом «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем  задолженности.

Как показывает история Республики Беларусь, заемные средства не всегда использовались рационально. Поэтому, чтобы финансовая политика государства  в области управления внешним  долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных  внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении специальных приватизационных программ (таких, как Испания, Пакистан и др.), целью которых является пополнение финансовых ресурсов государства, используемых на погашение или обслуживание долга [21, с.72].

Таким образом, изучение применяемых  инструментариев управления государственным  долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов, а также учет национальных особенностей финансового  рынка может значительно увеличить  возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.

ВЫВОД

Таким образом, управление государственным  долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное  с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных  ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает  решение таких задач, как: минимизация  стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса, эффективное использование  мобилизованных средств, обеспечение  своевременного возврата кредитов, поиск  средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или  сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма  внутренних и внешних государственных  займов, гарантий правительства и  сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

Классификация видов внутреннего  государственного долга РБ и долгов местного управления и самоуправления, а также классификация видов  внешнего государственного долга РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных  внебюджетных фондах»

Понятие «основной долг»  – это сумма займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая сумма  государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с  государственным бюджетом (поскольку  долг выплачивается за счёт бюджетных  средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих  формах долговых обязательств:

♦    кредитные соглашения и договора, заключённые от имени

 Республики Беларусь  как заёмщика с кредитными  организациями, иностранными государствами,  международными организациями и  иными резидентами и нерезидентами  Республики Беларусь;

♦    государственные  займы, осуществлённые путём выпуска  ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

♦    государственные  гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

♦    соглашения и  договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

 

 

3.1. Внешний государственный  долг Республики Беларусь (текущее  состояние)

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем задолженности.

Уровень внешнего госдолга Беларуси находится в пределах параметров экономической безопасности

Внешний государственный  долг Беларуси на 1 сентября 2010 года составил $9451,3 млн. при утвержденном лимите $11 млрд. и увеличился по сравнению  с началом 2010 года на $1559,9 млн. Также  растет совокупный внешний долг Беларуси. Все это вызывает в обществе определенные психологические опасения по поводу того, сможет ли страна расплатиться по этим долгам. О том, не опасно ли для  Беларуси такое увеличение внешних  заимствований и за счет каких  источников республика будет их погашать, корреспонденту БЕЛТА рассказал  начальник главного управления международных  финансовых отношений и государственного долга Министерства финансов Беларуси Андрей Смольский.

Для начала разберемся с  понятиями "внешний государственный  долг" и "совокупный внешний долг". В соответствии с законодательством, внешний государственный долг Беларуси - это общая сумма основного  долга республики по внешним государственным  займам на определенный момент времени. Сейчас он рассчитывается как сумма  заимствований, которые сделало  само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов гарантирует возврат долга. При этом Министерство финансов отвечает за возврат таких займов.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь