Государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Государственный долг: его понятие, виды, основа возникновения………....5
Понятие государственного долга………………………………………………5
Причины возникновения государственного долга……………………………6
Виды государственного долга………………………………………………...11
Управление государственным долгом………………………………………...15
Государственный долг Республики Беларусь………………………………...21
Внешний государственный долг Республики Беларусь
(текущее состояние)…………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….28Список используемых источников……………………………………………......30

Файлы: 1 файл

Государственный долг, Михневич, гр. 1012.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Однако у данного способа  имеются и значительные недостатки:

- в первую очередь это  то, что по долгам надо платить.  Очевидно, что население не будет  покупать ценные бумаги, если  они не будут приносить дохода, т. е. если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает ценные бумаги для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов, по которым провоцирует еще больший дефицит.

Кроме того, доказано, что  данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном он может обусловить достаточно высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг).

Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран или международных финансовых организаций, представляет возможность получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.

Таким образом, все пять способов финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства  и недостатки и требуют глубокого  и тщательного изучения экономической  ситуации сложившейся в данный конкретный момент в стране, и возможностей последней. В результате использования  последних двух способов (внутреннего  и внешнего займа) образуется государственный  долг.

В настоящее время можно  выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным  явлением.

Первая из них, получившая название монетаристкой, исходит из того, что бюджетный дефицит - явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета - это своего рода «бомба замедленного действия», врыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929 – 1933гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительны.

Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении  разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних ранках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к  повышению процентных ставок. Они  полагают, что государственный долг подразумевает под собой его  покрытие через будущие налоги. А  ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов  уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни[19, с. 34].

Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран, которые признали его объективность и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Итак, мы установили, что  дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование  обусловлено, прежде всего, несоответствием  между потребностями держава  в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство  всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование  дефицита бюджета. Поэтому перед  государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования - с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг[11, с.329].

Таким образом, причины возникновения  государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в  теневой экономике, потерь, хищений  и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  и внешнего займов (неслучайно они  называются долговыми способами  покрытия бюджетного дефицита).

1.3. Виды государственного  долга

Соответственно различают  два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный  долг - это долг государства в  лице его правительства перед  физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых  для покрытия дефицита бюджета. Иными  словами, внутренний государственный  долг есть долг правительства перед  гражданами своей страны, равный общей  номинальной стоимости имеющихся  у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Большинство экономистов  утверждает, что рост внутреннего  долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству  нации, так как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

- снижается эффективность  экономики, поскольку отвлекаются  средства из производственного  сектора, как на обслуживание  долга, так и на выплату самой  суммы долга;

- наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных  ценных бумаг (облигации) может  привести к сокращению основного  капитала;

- усиливается неравенство  в доходах;

- создается угроза высокой  инфляции в будущем. Дело в  том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

- дефицит госбюджета может  стать хроническим явлением;

- необходимость выплаты  процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Внешний государственный  долг - это суммарная задолженность  страны иностранными гражданами, другими  государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами  государства.

Внешний долг может появиться  по двум основным причинам:

- в результате прямого  заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;

- путем продаж государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части  ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные последствия  внешнего долга состоят также  в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса[6, ст.33].

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и  индикаторов государственного долга.

Различают также государственный  долг капитальный, представляющий собой  всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним  в данном году.

ВЫВОД

Таким образом, в самом  широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный  долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая  процентные платежи) по отношению к  частным лицам и институтам (в  т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным  государствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Итак, государственные заимствования  приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и  поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных  деятелей.

Существование государственного долга автоматически подразумевает  обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным  долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в  лице уполномоченных органов по погашению  займов, организации выплат доходов  по ним, проведению изменений условий  и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств [26, с.153]. Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга [21, с.35]. Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны [17, ст.33].

Таким образом, управление государственным  долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное  с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных  ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает  решение таких задач, как: минимизация  стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса, эффективное использование  мобилизованных средств, обеспечение  своевременного возврата кредитов, поиск  средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой [21, с.90].

Цель управления госдолгом  заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями  государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Понятие управления госдолгом  можно рассматривать в широком  и узком смысле:

- в широком смысле - как  формирование одного из направленной  экономической политики государства,  связанной с его деятельностью в качестве заемщика [1, с.8].

- в узком смысле управление  госдолгом можно представить  как совокупность мероприятий,  связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие.

1. Рефинансирование долга,  т.е. погашение ранее выпущенных  долговых обязательств за счет  новых заимствований или изменение  условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь