Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:39, курсовая работа
История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГлаваⅠДревнерусское государство в оценках современных историков . . . . . . . 4
§1. Типология феодальных отношений Древней Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Возникновение и развитие древнерусской народности и государственности. . . . 15
ГлаваⅡПроблемы образования Древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . .21
§3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§4. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже Ⅷ-Ⅸвв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§5. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. .24
§6. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§7. Проблема формирования элиты Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава Ⅲ Государственный феодализм как феномен древней Руси . . . . . . . . . . . . 28
§8. Концепция «государственного феодализма» и «общинного строя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§9. Характер и особенности древнерусской государственности в современной историографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§10. Роль вече. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Несмотря на то, что большинство
отечественных историков
Можно утверждать, что в отечественной
историографии нет единого
В заключении историографического обзора
особо следует выделить новый культурологический
подход, получающий распространение в
новейшей российской исторической науке.
Этот подход получил своё распространение
под влиянием французской исторической
школы «Анналов». Он предполагает изучение
таких категорий русской средневековой
культуры как «правда» и «вера», «власть»,
«собственность», поведение средневекового
человека и его мировоззрение. Сосредоточившись
на частном, особенном или единичном, такой
подход не требует аналитических возможностей
концепции феодальных отношений. В результате
исследователи данного направления отказываются
от изучения их генезиса и развития на
территории Киевской Руси: «феодализм
остаётся феноменом, характерным для средневекового
Запада и чуждым природе тех отношений
власти и собственности, которые сложились
на Руси». Такой подход во многом сходен
с противопоставлением России и Запада,
существовавшим в отечественной исторической
науке XIX века, и вряд ли может являться
конструктивным.
Феодальные отношения на территории восточнославянских
племён стали зарождаться в результате
распада родоплеменных отношений. Начало
процесса смены патриархально-родовых
отношений раннефеодальными на территории
расселения восточных славян датируется
концом VIII – началом IX вв. т. е. временем
сложения восточнославянских племенных
княжений. Данный процесс получил выражение
в смене семейной общины территориальной
соседской: «становление из родовой организации
поземельно-территориальной общины…
произошло в значительной мере под влиянием
смены подсечного земледелия пашенным
и завершилось к IX вв… В дальнейшем своём
развитии сложившаяся сельская община
в результате внутренних процессов, порождённых
свойственным ей дуализмом, даёт начало
выделению феодальных элементов». В результате
в обществе начались процессы дифференциации
(выделение племенной знати, имущественное
расслоение), что послужило основой для
зарождения классовых отношений. Роль
племенных княжений в генезисе государственности
была высока. Именно они «таили в себе
зародыш государства, являясь переходной
формой от союза племён к государству
– протогосударствами»2. Образование
племенных княжений к IX веку знаменовало
собой зарождение у восточных славян феодальных
отношений.
Процессы государственной
Подобным образом складывалась феодальная собственность и на территории Западной Европы. Среди древних германцев бытовало представление, что вся добытая силой оружия земля считалась собственностью племени и его вождя. В процессе того как власть вождя превращалась в королевскую, все земли, находившиеся в пользовании общинников, начали, вероятно, рассматриваться как королевские владения. Складывание и кристаллизация королевских прав на леса и другие земли проходила очень медленно, вряд ли заметно для современников. Они ещё долгое время не видели разницы между владениями короля и племени.
Нечто подобное происходило и в восточнославянской среде в X – первой половине XI в.
Формирование единой древнерусской
государственности и
Именно реформы, проведённые Ольгой в середине X в., дают правовую основу процессу «окняжения» русских земель путём создания единой великокняжеской администрации, опирающейся на крепости и погосты. Если при правлении Игоря прецедент, связанный с уличами являлся одним из первых проявлений порядков характерных для государственного феодализма, то при Ольге государственный феодализм начал оформляться в стройную систему. До преобразований Ольги племенные княжения, входившие в состав Киевской Руси, обладали очень значительной автономией. Во главе каждого княжения стоял свой «светлый князь», который пользовался поддержкой местной знати, и который не мог быть лишён своей власти по велению великого князя киевского. Племенной князь обязан был только следить за сбором дани, да выставить и возглавить войско княжения при участии в общерусском походе. В остальных же аспектах своей политики он был неподконтролен Киеву. Нельзя игнорировать и тот, факт, что различные княжения обладали различной степенью зависимости от Центральной власти. Так, ряд племенных княжений (древлян, дреговичей, северян, кривичей) киевский князь объезжал сам вместе с дружиной во время сбора дани - «полюдья», в других княжениях местные «светлые князья» сами собирали дань и отправляли её в Киев, существовали в свою очередь, княжения (хорваты, радимичи, вятичи), которые находились в полунезависимом состоянии, периодически участвовали в общерусских походах и выплачивали нерегулярную дань. «Окняжение» русских земель во времена Ольги выражается в постепенной ликвидации племенных княжений. Местные князья во второй половине X века уступают свои полномочия представителям правящей в Киеве династии Рюриковичей (правление Святослава Игоревича в Новгороде в 50-х гг. X века, Владимира Святославича в Новгороде и Олега Святославича в древлянской земле в 70-х гг.). Новая административная система окончательно утверждается в эпоху правления Владимира Святославича, когда ликвидируются последние племенные княжения (вятичей в 982 г., кривичей в 985 г., карпатских хорватов в 992г.) и на места прежних племенных князей Владимир назначает своих сыновей (о чём было сказано выше).
Во многом успеху процесса «окняжения» земель способствовала основанная Ольгой система погостов. По поводу погоста в отечественной историографии существуют две точки зрения. По одной из них погост рассматривается как сельская община, берущая своё начало ещё в дофеодальное время1, а по другой как территориальная единица, образованная князьями для фискальных и административных целей2. Вторая точка зрения видится более обоснованной.
С образованием системы погостов в
результате реформ Ольги 947 года известный
историк связывает
В свою очередь система эксплуатации «людей», крестьян-вервников, в их весях состояла из таких элементов, как: дань, взимаемая во время полюдья, и ряд повинностей («повоз», изготовление ладей и парусов, постройка становищ) в виде отработочной ренты. Некоторые исследователи отмечают, что с возникновением погостов как административно-податных центров «система полюдья т. е. поездок княжеских «мужей» за данью, постепенно сменяется «повозом» т. е. доставкой её в определённый пункт погоста общинниками».
Ряд историков указывает на связь погостов с общинными центрами, отмечая, что «случаи, когда погосты не связаны с общинными центрами очень редки… нужно полагать, что такие административно-податные центры возникали в новых пунктах по воле властей в связи с тем, что общинное население оказывало сопротивление княжеским или волостным чиновникам».
В результате общинники постепенно
утрачивали возможность свободно пользоваться
доходами со своих земель, которые
становились верховной
При более детальном рассмотрении
вопроса о дани и возникающих
в результате даннических взаимоотношениях,
важно отметить, что в отечественной
историографии существуют различные
подходы к самой сущности данного
вида эксплуатации. При этом как
в эпоху советской
Датировка данного события тоже вызывает разногласия между историками. Существуют острожные оценки, по которым: «эволюция дани в феодальную ренту совершалась постепенно и датировать этот процесс трудно». В то же время есть и более конкретные хронологические рамки, которые представляются вполне логичными: «переход от добровольных приношений и даней-контрибуций в регулярно взимаемый налог отчётливо прослеживается в конце IX вв., когда дань начинает собираться в пользу киевских князей с «дыма» (т. е. двора), «рала», «плуга», в определённых размерах «по шеляге», «по чёрной куне». Поэтому можно говорить о том, что уже для начала X века дань являлась централизованной феодальной рентой, поступавшей государству в лице правящей династии Рюриковичей, осуществлявшей право корпоративной собственности на землю.
Важнейшая особенность процессов протекающих на территории Руси в середине X века заключается в том, что: «создание домениальной великокняжеской собственности во время правления княгини Ольги на деле означало и создание феодальной государственной собственности… формирование земельной собственности в период «окняжения» великокняжеской властью Киева территорий соседних общин вело к тому, что вся земля на Руси становилась верховной собственностью государства». «Окняжение» земель приводило к изменению в основных земледельческих ячейках – соседских общинах: происходила их постепенная феодализация. Реализация права верховной земельной собственности осуществлялась через полюдье. В конечном итоге собираемая дань превращалась в феодальную ренту. Эта земельная собственность управлялась наиболее приближенными к великому князю дружинниками, которые ведали и административной и судебной властью, а также княжескими угодьями и сбором дани с подвластного местного населения. Поэтому, организуя своё домениальное хозяйство, при котором постепенно все крестьянские земли начинают рассматриваться как государственные, власть киевских князей опиралась на весь слой военной феодальной знати. Такое огосударствление земли «являлось одной из важнейших предпосылок феодализма. Можно говорить о том, что в этом проявилась и общая социологическая закономерность». Принимая во внимание вышеизложенные факты, можно отметить, что Руси первой формой феодальной земельной собственности была государственная собственность, а первой формой эксплуатации государственные повинности (дани – налоги). Вотчинная собственность же была лишь вторичной формой феодальной земельной собственности, образовавшаяся путём распределения между отдельными лицами земель, находившихся в собственности раннефеодального государства.
В конечном итоге представляется справедливым утверждение: «очевидно, что становление единой государственности на Руси базировалось на становлении государственных отношений феодальной собственности на землю, зародившихся в период «окняжения» русских земель»
§2. Возникновение и развитие древнерусской народности и государственности
Современники стали
Государственный строй России (самодержавство во главе с царем и великим князем всея Руси) складывался в результате освоения традиций Древней Руси, Византии, Золотой Орды, а также под влиянием теорий и политико-государственной практики стран Запада и Востока.
Тенденции развития европейской
государственности носили более
общий характер, чем развитие социально-экономической
сферы. Видимо, это ос меняется, с
одной стороны, тем, что формы
государственной власти развиваются
относительно самостоятельно, без жесткой
обусловленности состоянием социально-экономических
отношений, а с другой - тем, что
они в большей степени, чем
социально-экономические
Проблема становления и развития самодержавия исследуется в многочисленных трудах историков как дореволюционного, так и советского времени. Особый интерес по этой проблеме представляют взгляды классиков отечественной историографии: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, а также новые подходы и выводы советских историков. Оценка вкладов исследователей становления российского самодержавия дана в специальных историографических трудах, в историографических обзорах и монографиях, затрагивающих данную проблему, в книгах и статьях о творчестве ведающихся исследователей отечественной истории.
Н. М. Карамзин считал, что
в такой огромной по территории стране,
как Россия, наилучшей формой его
царственности является самодержавие.
Эту идею он положил в основу многотомной
Истории государства
Информация о работе Государственный феодализм как феномен древней Руси