Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:39, курсовая работа
История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГлаваⅠДревнерусское государство в оценках современных историков . . . . . . . 4
§1. Типология феодальных отношений Древней Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Возникновение и развитие древнерусской народности и государственности. . . . 15
ГлаваⅡПроблемы образования Древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . .21
§3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§4. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже Ⅷ-Ⅸвв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§5. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. .24
§6. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§7. Проблема формирования элиты Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава Ⅲ Государственный феодализм как феномен древней Руси . . . . . . . . . . . . 28
§8. Концепция «государственного феодализма» и «общинного строя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§9. Характер и особенности древнерусской государственности в современной историографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§10. Роль вече. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
В X в. возникает, а в последующем столетии укрепляется домениальное землевладение киевских князей. Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, передаваемое от отца к сыну. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати — бояр. Князья и их знатные дружинники начинают прибирать к рукам различные, в основном общинные, земельные угодья. Идет процесс феодализации русского общества, так как обладание землей дает существенные экономические преимущества и становится важным политическим фактором.
Князья отдельных земель и другие крупные, средние, мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В то же время эти вассалы сами осуществляли управление в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.
Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому что вела натуральное хозяйство. Феодальные дворы с их запасами продуктов являлись как бы узлами прочности, устойчивости нового общества. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», то есть на общие работы в пользу хозяина.
В XII — первой половине XIII в. вотчинное землевладение продолжает расти. В хозяйственной жизни на первое место выходят боярские и княжеские вотчины, а также церковные, феодальные по своей сущности земельные владения. Если в письменных источниках XI в. о боярских и монастырских вотчинах мало сведений, то в XII столетии упоминания о крупных землевладениях приобретают регулярный характер1. Государственно-феодальная форма собственности продолжала играть ведущую роль. Большинство непосредственных производителей продолжало оставаться лично свободными людьми. Они зависели только от государственной власти, уплачивая дань и иные государственные подати.
Глава Ⅲ Государственный феодализм как феномен древней Руси
§8. Концепция «государственного феодализма» и «общинного строя»
Академик Л. В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.
Концепция общинного строя (И. Я. Фроянов) исходила из того, что в X — начале XI в. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских округ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Они представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Таким образом, государство возникло на общинной основе.
Есть все основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские государства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всеми признаками, которые должны характеризовать государственность с точки зрения политологов или юристов, специалистов по государственному праву. В державе Ярослава Мудрого имелся достаточно развитый государственный аппарат с дифференциацией функций (вирники, мытники, ябедники и др.). Различные стороны жизни регулировались писаным правом — «Русской Правдой», а семейно-бытовые отношения строились в соответствии с каноническим и обычным правом. Чеканилась своя монета («златники» Владимира 1 и «сребреники» Ярослава Мудрого). На западе и юге границы определялись системой договоров. На востоке четкой границы не было. Брачные договоры детей Ярослава Мудрого со всеми правящими домами Европы демонстрировали высокий авторитет древнерусского правителя.
В Древнерусском государстве
Степень внутреннего единства, прочности государственного устройства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователей И. Я. Фроянова, А. Ю. Дворниченко, которые рассматривают Древнюю Русь как объединение союзов племен, своеобразную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, которые контролировали территории «волостей» и пригороды.
§9. Характер и особенности древнерусской государственности в современной историографии
В современной историографии существуют две модели социально-политического развития древнерусской государственности. Феодальная модель предполагает существование корпоративной структуры общества, основанной на иерархии господства-подчинения. В рамках этой модели процесс формирования государства (распространение «дани и суда») отождествляется с процессом феодализации, выразившимся в превращении дани в феодальную ренту (т.н. концепция государственного феодализма – Л.В. Черепнин, В.Т. Пашуто, М.Б. Свердлов, А.А. Горский и др.). Общинно-вечевая модель, разрабатываемая школой И.Я. Фроянова, рассматривает социально-политический строй Древней Руси как дофеодальный: характерными особенностями этой модели является отрицание классовой структуры общества и архаизация общественных отношений, при которой акцент делается не на корпоративных структурах, а на демократических институтах городских общин (вече).
§10. Роль вече
При объединении восточнославянских родоплеменных союзов (поляне, древляне, словене, кривичи и др.) в древнерусское раннефеодальное государство племенные сходки, собрания всех одноплеменников постепенно превратились в вече — ключевой институт древнерусской демократии.
Большинство современных историков вслед за дореволюционными признает, что в IX—XII вв. значительное большинство населения, во всяком случае свободные, полноправные мужчины, главы семей, «мужи», активно участвовало в жизни общества. Общепризнанным считается, что вече, народное собрание, играло значительную роль не только в Новгороде и Пскове, но и в других крупных городах. Вечевые сходки определяли отношения с князем, решали вопросы войны и мира, финансовые, судебные и некоторые другие. Известно, что в Новгороде с 1095 по 1305 г. князья менялись 58 раз, задерживаясь иногда лишь на несколько месяцев. На великокняжеский киевский престол 14 из 50 князей непосредственно приглашало вече, а прочие просто не вызвали возражений. Дело в том, что, например, крупный военный поход проводился силами не только княжеской дружины, но и народного ополчения, собрать которое без всеобщего согласия было сложно. Слово «вече» происходит от «вещать, говорить». Слово «парламент» тоже происходит от глагола «говорить».
Заключение
Древнерусское государство явилось
важнейшей вехой в истории
народов нашей страны и его
соседей в Европе и Азии. Древняя
Русь стала крупнейшим для своего
времени европейским
Древнерусское государство,
созданное древнерусской
Древняя Русь с самого
начала была полиэтническим
В Древнерусском государстве
сложилась форма
Объективные исторические
процессы развития феодализма
повлекли за собой отмирание
Древнерусского государства.
Введение христианства имело
большое значение для Киевской
Руси. Единобожия способствовало
укреплению великокняжеской
История Русского государства
и права занимает центральное
место в истории государства
и права народов нашей Родины.
Государственность русского
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Государственный феодализм как феномен древней Руси