Государственный феодализм как феномен древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГлаваⅠДревнерусское государство в оценках современных историков . . . . . . . 4
§1. Типология феодальных отношений Древней Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Возникновение и развитие древнерусской народности и государственности. . . . 15
ГлаваⅡПроблемы образования Древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . .21
§3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§4. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже Ⅷ-Ⅸвв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§5. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. .24
§6. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§7. Проблема формирования элиты Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава Ⅲ Государственный феодализм как феномен древней Руси . . . . . . . . . . . . 28
§8. Концепция «государственного феодализма» и «общинного строя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§9. Характер и особенности древнерусской государственности в современной историографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§10. Роль вече. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Файлы: 1 файл

Реферат История.docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

В последние несколько  десятилетий отмечен интерес  к проблеме российского самодержавия в зарубежной историографии. Труд зарубежных историков в основном опираются  на теоретические подходы и факты  русских дореволюционных историков. Вместе с тем они предлагают новые  подходы и расширяют наши представления  о российской государственности.

Краткий обзор исторической литературы свидетельствует о том, что пока отсутствуют монографические  исследования процесса становления  и развития самодержавия в России. Главной задачей является дать краткий  очерк о возникновении и становлении  самодержавия в России на основе трудов отечественных историков и опубликованных источников, хронологически охватывающий период с IX до конца ХУ11 в.

 

 

 

Глава ⅡПолитическое и социальное устройство Древнерусского государства

§3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской       государственности

Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства были:

+ развитие производительных сил  восточнославянских племен;

+ формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей;

+ развитие торговли, в том числе  международной и межплеменной;

+ рост социального и имущественного  неравенства, выделение племенной  знати;

+ существование внешней опасности.

В VIII—IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Обширные пространства быстро осваивались в экономическом отношении. Славяне валили и жгли вековые деревья, золой удобряя землю. Заводили пашни, сеяли хлеб, разводили скот. В здешних краях издревле добывалось железо из болотных руд. Реки и озера были полны рыбой. В лесу били зверя, промышляли пушниной. Славянское население состояло из ильменских словен и кривичей.

Восточные славяне или русские  принесли в Приневье высокую материальную культуру — пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами — чудь, водь, ижора, весь, карелы — носили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русскими находились под руководством князей.

Особенностями складывания Древнерусского государства были:

+ во-первых, значительное влияние  Византии, одного из наиболее  развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации (в России имеется мощная школа византоведения);

+во-вторых, с момента возникновения  государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос;

+в-третьих, на развитие страны  оказывали влияние различные  религии, но в качестве государственной  было выбрано христианство.

 

 

 

§4. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на  рубеже Ⅷ-Ⅸвв

Низшим звеном социальной организации  славянского общества также была соседская (территориальная) община — мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка». Веревкой измеряли землю при ее распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

              Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной.)

               Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили от леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

               К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Меняющиеся условия жизни, хозяйственная  и экономическая деятельность, а  также изменения индивидуального  и группового самосознания создавали  новые возможности и побуждали  людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального  развития была взаимосвязь материального  мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Сельская община возникла, развивалась  и, видоизменяясь, просуществовала  тысячу лет, до XX в. Общинные традиции и  порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

 

 

 

 

§5. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства

Высшее могущество Древнерусского государства приходится на время  правления Владимира Ⅰ(правил в 980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (правил в 1019-1054). Территориально Русь располагалась от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн человек. Семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли территориально-соседские (уже не кровнородственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам — торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую первоначально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др.

Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и ополчение. Первоначально в постоянные отряды («дворы князей») входили дворовые слуги, как свободные, так и зависимые («холопы»). Позже служба князю стала основываться на его договоре со своим слугой (боярином) и стала постоянной. Само слово «боярин» берет свое происхождение от слова «боляр», или «боец». При необходимости, в случае военной опасности собиралось народное ополчение во главе с тысяцким, по решению вечевого собрания. Ополчение составляли свободные люди — крестьяне и горожане. Ополчение строилось по «десятичному принципу». Воины объединялись в десятки, десятки — в сотни, сотни — в тысячи. Большинство командиров — десятских, сотских, тысяцких — выбирали сами воины. Воины хорошо знали друг друга. Сотню обычно составляли мужчины из одной волости, как правило связанные какой-то степенью родства. Со временем на смену десятичной системе приходит территориальный (окружной) принцип. «Тысячу» заменяет территориальная единица — рать. Отряды стали называться «полками». «Десятки» преобразовались в новую территориальную единицу — «копье».

В  988г. при Владимире I христианство в византийском варианте было принято в качестве государственной религии вместо язычества. Русская православная церковь изначально поддерживала государство и зависела от него, так как по Уставу Владимира, провозглашенного святым, получала на свое функционирование 10% от всех доходов в государстве. Великие князья фактически назначали высшее духовенство, поощряли развитие монастырей. Принцип

преобладания светской власти над  духовной обычно называют цезарепапизмом.

 

 

 

§6. Проблема особенностей социального строя Древней Руси

Основой социальной организации Древней Руси была община. В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой отмеряли земельные участки; вервь называли также «сотней», позже — «гг/бой»). Их с уважением называли «люди», «мужи». Они пахали, сеяли, рубили и палили лес под новую пашню («подсечно-огневая система»). Могли завалить медведя, лося, кабана, наловить рыбы, собрать мед из лесных бортей. «Муж» Древней Руси участвовал в сходе общины, выбирал старосту, участвовал в судебном разбирательстве в составе своеобразной «коллегии присяжных» — «двенадцати лучших мужей» (это называлось «извод»). Древний русич вместе с соседями преследовал конокрада, поджигателя, убийцу, участвовал в вооруженном ополчении в случае крупных военных походов и вместе с другими отбивался от налета кочевников. Свободный человек должен был контролировать свои чувства, отвечать за себя, родственников и зависимых людей. За предумышленное убийство в соответствии с «Русской Правдой», сводом законов первой половины XI в., имущество конфисковывалось, а семья полностью обращалась в рабство (эта процедура называлась «поток и разграбление»). За клок волос, вырванный из бороды или усов, обиженному свободному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гривен (гривна — слиток серебра весом примерно в 200 граммов; в настоящее время гривна является основной денежной единицей на Украине). Так ценилось личное достоинство свободного человека. Убийство без отягчающих обстоятельств каралось штрафом в размере 40 гривен.

«Муж» Древней Руси был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали все боеспособные мужчины. Оружие (мечи, щиты, копья) получали, как правило, из княжеского арсенала. Каждый мужчина умел обращаться с топором, ножом, луком. Так, армия Святослава, который реально правил с 965 г., но почти постоянно до своей смерти в 972 г. находился в военных походах, включая в себя наряду с дружиной и народное ополчение, насчитывала до 50-60 тыс. человек.

Общинное население составляло абсолютное большинство в Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Владимирских, Полоцких, Галицких, Киевских и других землях. Своеобразную общину составляло и население городов, среди которых наибольший интерес представляет Новгород с его вечевым строем.

В то же время различные жизненные  обстоятельства создавали категории  людей иного юридического статуса. Рядовичами называли тех, кто попадал во временную зависимость от хозяина на основании договора («ряда»), заключенного с ним. Закупами становились те, кто потерял свое имущество и получал от хозяина небольшой участок земли и орудия труда. Закуп работал за ссуду (купу), пас скот хозяина, не мог от него уйти, мог подвергаться телесному наказанию, но не мог быть продан в рабство, сохраняя шанс выкупиться на свободу. В результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступления, через женитьбу или замужество на холопе или холопке русские люди могли стать холопами. Право господина в отношении холопа было ничем не ограничено. Его убийство «стоило» всего 5 гривен. Холопами были, с одной стороны, слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины, даже княжеской или боярской администрации. С другой стороны, холопы (рабы русского общества), в отличие от античных рабов, могли быть посажены на землю («страдные люди», «страдники»), работали в качестве ремесленников. Люмпен-пролетариями1 Древней Руси по аналогии с Древним Римом можно назвать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего прежнего социального положения: крестьяне, выгнанные из общины; выкупившиеся на свободу вольноотпущенные холопы (как правило, после смерти хозяина); разорившиеся купцы и даже князья «без места», то есть не получившие территории, на которой они выполняли управленческие функции. При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип — «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы, князья и бояре.

 

 

 

§7. Проблема формирования элиты Древней Руси

В IX-X вв. на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать — дань (полюдье), судебные подати {виры, продажи) и т. д.

На втором этапе складывается индивидуальная, крупная земельная собственность, которая в Западной Европе получила название сеньориальной, так как принадлежала сеньорам — крупным землевладельцам. Феодальная собственность на землю возникала, оформлялась юридически по-разному в разных русских землях, с разной скоростью в результате усиления имущественного неравенства и в связи с переходом значительной части пахотной земли общинников в частную собственность крупных собственников — феодалов, князей и бояр. Земледельческие общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. Формировалась система эксплуатации лично-свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Другим путем подчинения соседской общины феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в крупных собственников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Феодальные отношения со временем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Информация о работе Государственный феодализм как феномен древней Руси