Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:15, курсовая работа
Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки государственных органов.……………………….5
2.Классификация государственных органов………………………………9
3. Система правоохранительных органов в РФ…………………………..22
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………......31
В зависимости от сферы
распространения правосудия различают:
конституционное и
Систему органов судебной власти возглавляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ.
Судебная система Российской
Федерации устанавливается
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционно-правовые принципы
организации и деятельности судебной
власти в Российской Федерации закреплены
в Конституции Российской Федерации
и в Федеральном
1. Осуществление правосудия
только судом. Осуществление
Принцип осуществления правосудия только судом – это гарантия законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан и их организаций.
2. Судьи независимы и
подчиняются только
· установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);
· преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
· освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
· установление законом специального
порядка приостановления и
· право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
· предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
· особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
3. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи – одна из существенных гарантий его независимости.
4. Судьи неприкосновенны.
Неприкосновенность судей –
Неприкосновенность
5. Разбирательство дел
во всех судах открытое. Конституция
Российской Федерации
Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
6. Судопроизводство
7. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
8. В соответствии с
Конституцией Российской
Из выше изложенного, можно сделать вывод:
По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.
В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти,
основная форма деятельности которых
– исполнительно-
органы судебной власти,
осуществляющие правосудие и уполномоченные
применять государственное
органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:
а) постоянные, которые создаются
без ограничения срока
б) временные, которые создаются на определенный срок.
В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:
- Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов, федеральных законов;
- указов Президента РФ;
- постановлений Правительства РФ;
- законодательных актов субъектов Российской Федерации.
Органы государства
Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
3. Система правоохранительных органов в РФ
Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.
К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
Контрольно-надзорные органы
государственной власти выявляют различные
нарушения законности и правопорядка,
применяют к правонарушителям соответствующие
санкции или ставят перед компетентными
органами вопрос об устранении допущенных
нарушений законности и привлечении
виновных лиц к юридической
Прокуратура Российской Федерации
- единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор
за соблюдением Конституции
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
-надзор за исполнением
законов федеральными
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
-надзор за исполнением законов судебными приставами;
-надзор за исполнением
законов администрациями
-уголовное преследование
в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-
-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов17.
Прокуратура Российской Федерации
принимает участие в
Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Органы прокуратуры18:
- осуществляют полномочия
независимо от федеральных
-действуют гласно в
той мере, в какой это не
противоречит требованиям
-информируют федеральные
органы государственной власти,
органы государственной власти
субъектов Российской
Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.