Государственный орган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки государственных органов.……………………….5
2.Классификация государственных органов………………………………9
3. Система правоохранительных органов в РФ…………………………..22
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………......31

Файлы: 1 файл

Gosudarstvenny_organ.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

В зависимости от сферы  распространения правосудия различают: конституционное и конституционно-уставное, правосудие в сфере общей юрисдикции, правосудие в области специальной  юрисдикции (арбитражный суд), правосудие в субъектах федерации (мировые  судьи).

Систему органов судебной власти возглавляют Конституционный  суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. К органам  судебной власти в Российской Федерации  относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов  Федерации.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации.

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации  и в Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»15.

1. Осуществление правосудия  только судом. Осуществление правосудия  только судом означает, что в  Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, органов государственной власти, которые могут рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом – это гарантия законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан и их организаций.

2. Судьи независимы и  подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному  закону. Независимость судей –  важнейшее условие самостоятельности  судебной власти, что позволяет  объективно и беспристрастно  осуществлять правосудие, защищать  права и свободы граждан. Действующее  законодательство Российской Федерации  устанавливает следующие правовые  гарантии независимости судей:

· установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);

· преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

· освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем  бы то ни было о своей деятельности;

· установление законом специального порядка приостановления и прекращения  полномочий судьи;

· право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

· предоставление судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

· особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

3. Судьи несменяемы. Полномочия  судьи могут быть прекращены  или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи – одна из существенных гарантий его независимости.

4. Судьи неприкосновенны.  Неприкосновенность судей – одна  из наиболее существенных гарантий  независимости судебной власти.

Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен  к уголовной ответственности  иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

5. Разбирательство дел  во всех судах открытое. Конституция  Российской Федерации устанавливает,  что слушание дела в закрытом  заседании допускается в случаях,  предусмотренных федеральным законом.

Также не допускается заочное  разбирательство уголовных дел  в судах, кроме случаев, предусмотренных  федеральным законом.

6. Судопроизводство осуществляется  на основе состязательности и  равноправия сторон. Принцип состязательности  и равноправия сторон – важнейшее  условие демократичности осуществления  правосудия и вынесения справедливого  судебного решения.

7. Право граждан участвовать  в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

8. В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  финансирование судов производится  только из федерального бюджета  и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с  федеральным законом. 

Из выше изложенного, можно  сделать вывод:

По уровню деятельности различают  федеральные органы и органы субъектов  Федерации.

В субъектах Федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых  задач органы государства подразделяются на четыре вида:

органы законодательной  власти;

органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых  – исполнительно-распорядительная;

органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

органы контрольной власти, деятельность которых состоит в  проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются  без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать  государственные органы, создаваемые  на базе:

- Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов, федеральных законов;

- указов Президента РФ;

- постановлений Правительства РФ;

- законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Органы государства различаются  между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом.

Исследование различных  видов государственных органов  предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых  других оснований их классификации.

 

 

3. Система правоохранительных  органов в РФ

 

Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.

К контрольно-надзорным органам  государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации  и другие органы государственной  власти, осуществляющие контрольно-надзорные  функции.

Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные  нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие  санкции или ставят перед компетентными  органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении  виновных лиц к юридической ответственности.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации16.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет:

-надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами  и иными федеральными органами  исполнительной власти, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, органами военного  управления, органами контроля, их  должностными лицами, субъектами  осуществления общественного контроля  за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-надзор за исполнением  законов судебными приставами;

-надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера,  администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу;

-уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации;

-координацию деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации участвуют  в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов17.

Прокуратура Российской Федерации  принимает участие в правотворческой  деятельности.

Генеральная прокуратура  Российской Федерации выпускает  специальные издания.

Прокуратура Российской Федерации  составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Органы прокуратуры18:

- осуществляют полномочия  независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и в строгом соответствии  с действующими на территории  Российской Федерации законами;

-действуют гласно в  той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства  Российской Федерации об охране  прав и свобод граждан, а  также законодательства Российской  Федерации о государственной  и иной специально охраняемой  законом тайне;

-информируют федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в  их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Информация о работе Государственный орган