Государственный орган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки государственных органов.……………………….5
2.Классификация государственных органов………………………………9
3. Система правоохранительных органов в РФ…………………………..22
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………......31

Файлы: 1 файл

Gosudarstvenny_organ.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие и признаки государственных органов.……………………….5

2.Классификация государственных органов………………………………9

3. Система правоохранительных  органов в РФ…………………………..22

Заключение…………………………………………………………………29

Список использованных источников…………………………………......31

 

 

Введение

 

Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Каждый государственный  орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства. Наделение  государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком  государственного органа.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашем  государстве власть разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Несмотря на это некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорные органы РФ к четвертой ветви государственной власти.

Актуальность данной темы заключается в том, что от правильного  построения органов государственной  власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.

Целью данной работы является рассмотрение системы государственных  органов в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;

  • привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
  • рассмотреть систему правоохранительных органов в РФ.
  • Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 

 

1. Понятие и признаки государственного органа

 

Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями1.

Каждый орган государственной  власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством2.

Признаки органа государства3:

1) представляет собой  самостоятельный элемент механизма  государства, выступая неотъемлемой  частью единого государственного  организма;

2) действует от имени  государства и по его поручению;

3) образован и функционирует  на основе нормативных правовых  документов (Конституции, законов  и подзаконных актов); на государственные  органы не распространяется правовой  принцип "разрешено всё, что  не запрещено законом";

4) выполняет свойственные  только ему задачи и функции,  используя для этого соответствующие  формы и методы (наделён в этой  связи властными полномочиями, в  том числе возможностью применения  в случае необходимости мер  принуждения);

5) имеет соответствующую  компетенцию (круг ведения), под  которой понимается совокупность  законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных  конкретному органу или должностному  лицу в целях надлежащего выполнения  им определённого круга государственных  или общественно значимых задач  и осуществления соответствующих  функций; компетенция выступает  неотъемлемым элементом правового  статуса государственного органа;

6) осуществляет свою компетенцию  тремя способами:

− принятием нормативных  актов (предписаний общего характера);

− принятием правоприменительных  актов (предписаний индивидуального  характера);

− конкретно-организационной  деятельностью;

7) состоит из государственных  служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии  и пр.), скрепленных единством  целей, ради достижения которых  образованы;

8) имеет необходимую материальную  базу (здание, транспорт, оргтехнику  и пр.) и финансовые средства (расчётный  счёт в банке, необходимые денежные  ресурсы), которые требуются для  осуществления его целей и  задач;

9) обладает определённым  правовым статусом, в котором  отражаются положение данного  государственного органа и его  конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации  имущественных прав выступает  в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим  обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определённой  территории (имеет территориальный  масштаб деятельности).

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных  органов и должностных лиц  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Человек, его права и  свободы по Конституции – высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение  только временно и в особо предусмотренных  Конституцией исключительных случаях.

Конституционная обязанность  государства соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Деятельность органов  государственной власти, должностных  лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению  прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного  конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и  гражданина. Конституционный Суд  Российской Федерации по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, применяемого или подлежащего  применению в конкретном деле.

Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и  свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти –  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут  быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных  лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы  граждан4.

Таким образом, можно сделать  вывод:

Орган государства – это  самостоятельное подразделение  аппарата государственной власти, а  также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть  государственного механизма, которая  наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется  на основе нормативно ‑ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно  выделить следующие признаки органа государства:

Юридически организационный  и экономически определенный характер;

Наличие собственной структуры;

Имеет государственно‑властные полномочия;

Государственные гражданские  служащие выступают от имени всего  государства;

Наделение полномочиями в  конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место  в государственном механизме;

Выполнение строго определенных государственных функций и задач;

Обладание правом на издание  юридических актов;

Наличие нужных материальных средств;

Реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

Близкое взаимодействие с  иными государственными органами.

 

 

2. Классификация  государственных органов

 

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости  от следующих критериев5:

1. По порядку образования  органы государства классифицируются  на органы, избираемые непосредственно  народом (Президент РФ, Государственная  Дума РФ, законодательные органы  субъектов Федерации), и органы, формируемые  другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный  Суд РФ и пр.);

2. По форме реализации  государственной деятельности –  на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

3. По принципу разделения  властей – на законодательные, исполнительные и судебные;

4. По иерархии – на  центральные, республиканские и  местные;

5. По характеру подчинённости – на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

6. По срокам полномочий  – на постоянные, которые создаются  без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и  временные, которые создаются  для достижения краткосрочных  целей (временная администрация  в условиях режима чрезвычайного  положения);

7. По порядку осуществления  компетенции – на коллегиальные и едино начальные;

8. По правовым формам  деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

9. По характеру компетенции  – на органы общей компетенции,  которые в пределах своих полномочий  принимают решения по любым  вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Таким образом, существует большое  количество классификаций государственных  органов, каждая из которых позволяет  познать определённую группу подобных органов.

Президент Российской Федерации  является главой государства.

Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации  как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации  избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании6.

Информация о работе Государственный орган