Государство и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В системе отрасли конституционного права важнейшее место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина". В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Содержание работы

Введение.3
Глава 1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина5
Понятие и элементы правового положения человека и гражданина 5
Принципы правового статуса личности10
Глава 2. Основные элементы правового статуса человека и гражданина14
2.1 Гражданство как условие формирования статуса человека и гражданина.14
2.2 Права и свободы человека и гражданина.18
2.3 Обязанности граждан РФ.21
Глава 3. Факультативные элементы правового статуса личности25
3.1 Гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.25
3.2 Ограничение прав и свобод человека и гражданина.29
Заключение.33
Использованная литература.35

Файлы: 1 файл

Курсач Конст.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)

1. Принцип равноправия. Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Этот принцип проявляется в том, что все граждане:

а) пользуются равными правами и свободами;

б) несут равные обязанности;

в) не отличаются по основаниям приобретения гражданства;

г) равны перед законом и судом;

д) в равном объеме обеспечиваются действующим гарантиями.

2. Принцип гарантированности прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».13 В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя  их гарантии посредством законодательной  деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и  свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам  субъектов Российской Федерации, судам  общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.14

3. Презумпция неотъемлемости прав  и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав  и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что  в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина (ч. 2, ст. 55).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает  важную норму о том, что они  являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные  права и свободы - основа соответствующих  правовых предписаний в актах  любого уровня, и конституционные  нормы могут быть непосредственно  основой решений судебных и иных государственных органов.

Недопустимость ограничения  прав и свобод вполне закономерно  не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение  должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого  общежития.

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения  предписаний закона, прежде всего  Конституции.

В определенных экстремальных  ситуациях может возникнуть объективная  необходимость временного ограничения  прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и  причины такого ограничения.

4. Приоритет норм международного  права в области прав и свобод  человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В области прав человека сложилась  и действует система международных  соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы  контроля за их соблюдением.

Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Также некоторые теоретики  конституционного права выделяют такие  принципы, как:

а) Принцип сочетания личных и общественных интересов.

б)Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

в) Принцип постоянного расширения и углублений прав, свобод и обязанностей.

Таким образом, принципы правового  статуса личности – это те признаваемые и охраняемые правом и государством начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

 

Глава 2. Основные элементы правового статуса человека и гражданина.

 

    1. Гражданство как условие формирования статуса человека и гражданина.

По мнению многих теоретиков конституционного права, наиболее важным элементом правового статуса личности является гражданство Российской Федерации.

Провозглашая приоритет  и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших  основ конституционного строя (ст.2), Конституция в главе первой устанавливает  и основополагающие нормы о гражданстве  Российской Федерации. Это обусловлено  тем, что гражданство – первичный  элемент конституционно-правового  статуса личности, определяющего  ее взаимоотношения с государством.15 Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями.

Специфика отношений, возникающих  в сфере гражданства, определяет необходимость их соответствующего правового регулирования. Наряду с подробным регламентированием таких вопросов гражданства как основания, способы приобретения и прекращения гражданства, принципы гражданства, порядок производства и других вопросов, важным является установление субъектов решения вопросов гражданства. Учитывая особую значимость гражданства, сложность вопросов приобретения и прекращения гражданства, их решение может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом.16

В этой связи, в законодательстве любого государства определяются органы, в компетенцию которых входит решение вопросов гражданства, устанавливается объем их полномочий, порядок производства и обжалования решений и другие необходимые вопросы. Так, согласно п. «в» ст.71 Конституции РФ, гражданство в Российской Федерации относится к ведению федерации, а п. «а» ст.89 возлагает решение вопросов гражданства Российской Федерации на Президента Российской Федерации.17 Полномочия Президента РФ в области гражданства в общем виде закреплены в статье 29 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Кроме этого, глава государства утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, а при осуществлении полномочий по делам о гражданстве (приеме, восстановлении, выходе из гражданства) Президент РФ издает указы в каждом конкретном случае.

Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются Федеральным законом  РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации»18. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 132519. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах Российской Федерации.

В преамбуле  Закона о гражданстве сформулировано само понятие этого правового института.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Состояние гражданства создает права и  обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Гражданство нередко определяется в качестве принадлежности лица к государству. Вместе с тем само по себе выражение  «принадлежность к гражданству» не совсем точно передаёт смысл данного понятия. Его можно истолковывать как членство лица в государстве, что соответствовало бы смыслу ряда правовых концепций, как состояние подвластности лица, близкое подданству, нахождение лица под юрисдикцией определённого государства. В отдельных случаях гражданство определяется в качестве правовой принадлежности, постоянной правовой принадлежности.

Существенным моментом в  ряде определений является указание на то, что гражданство не представляет собой ни права, ни совокупности прав, а служит лишь предпосылкой, создающей возможность применения к лицу правовых норм. В иных определениях понятия гражданства правовая связь между лицом и государством нашла своё выражение в совокупности прав и обязанностей лица по отношению к государству либо в наличии взаимных прав и обязанностей. Причём эти права и обязанности выступают уже не как главное правовое следствие обладания гражданством, а как само гражданство. Следовательно, правовое положение гражданина характеризуется уже не в качестве проявления определённой правовой связи лица с государством, а как сама эта связь. Содержание понятия гражданства здесь сводится главным образом к субъективным правам личности. Польский юрист В. Рамус отмечал: «Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству. На практике оно означает совокупность прав и обязанностей, вытекающих для данного лица на основании его правовой принадлежности к определённому государству»20. Следует отметить, что определение понятия гражданства только как правоотношения лица и государства носит в значительной степени ограниченный характер. Некоторые авторы рассматривают гражданство, если не в качестве правового положения лица или правоотношения, то в виде правовой связи которая сама по себе представляет определённую совокупность взаимных прав и обязанностей лица и государства21.

Гражданство - это наделение  гражданина не только  соответствующими правами и свободами, но и обязанностями. В Конституции России подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важнейших гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является  закрепление в п. 3 ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть также выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (п.1, ст.61).22 Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту покровительство и за ее пределами.

Таким образом, необходимо отметить, что принадлежность лица к гражданству государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами, свободами и обязанностями, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился.

 

    1. Права и свободы человека и гражданина.

К числу современных актуальных проблем науки конституционного права Российской Федерации относятся  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Во многом это связано  с тем, что мировое сообщество стало признавать права человека его высшим достоянием, требующим  особой охраны и защиты в силу своей  всеобщности, абсолютности и универсальности.23

Конституционные права и свободы человека и гражданина можно определить следующим образом:

«Закрепленная и гарантированная Конституцией возможность человека и гражданина пользоваться различными социальными благами для удовлетворения своих потребностей».24

Некоторые теоретики конституционного права под правами и свободами человека и гражданина понимают естественные, неотчуждаемые, соблюдаемые, охраняемые и защищаемые государством и мировым сообществом его возможности свободно и осознанно избирать вид и меру своего поведения. В идеальном варианте, права и свободы человека не должны зависеть от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических и иных особенностей. Но на практике это далеко не так.

Что же касается различий между понятиями «права человека» и «права гражданина», о чем также идет полемика, то в основном ученые придерживаются мнения, что содержание их не тождественно, права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного. Права человека присущи всем от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, а права гражданина включают в себя те, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству.

Однако в наше время, как отмечает Н. И. Матузов, указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. М. С. Матейкович также высказывается о том, что «в последнее время наметилась тенденция к наделению иностранцев отдельными политическими правами. В связи с этим следует согласиться с М. В. Баглаем и В. А. Тумановым в том, что различие «прав человека» и «прав гражданина» потеряло четкие очертания». 25

Существуют различные  виды классификации конституционных  прав и свобод человека и гражданина. Наиболее удачной видится классификация по основным сферам взаимодействия личности и государства. В соответствии с этим классификационным критерием можно выделить следующие подсистемы в системе основных прав и свобод российских граждан и лиц, проживающих на территории России:

Информация о работе Государство и личность