Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
В системе отрасли конституционного права важнейшее место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина". В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Введение.3
Глава 1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина5
Понятие и элементы правового положения человека и гражданина 5
Принципы правового статуса личности10
Глава 2. Основные элементы правового статуса человека и гражданина14
2.1 Гражданство как условие формирования статуса человека и гражданина.14
2.2 Права и свободы человека и гражданина.18
2.3 Обязанности граждан РФ.21
Глава 3. Факультативные элементы правового статуса личности25
3.1 Гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.25
3.2 Ограничение прав и свобод человека и гражданина.29
Заключение.33
Использованная литература.35
Вторым элементом является
К специальным гарантиям правосудия относятся:
1. Гарантии подсудности.
2. Право на юридическую помощь.
3. Презумпция невиновности.
4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.
5. Недействительность незаконно полученных доказательств.
6. Право на пересмотр приговора.
7. Гарантия от самообвинения.
8. Права потерпевших.
9. Запрет обратной силы закона.34
Соблюдение, охрана и защита прав, свобод и исполнение своих обязанностей человека и гражданина напрямую зависит от строгого исполнения всеми государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными и политическими организациями и гражданами, Конституции РФ Законов и других нормативных актов, которые призваны охранять и защищать основные права свободы и обязанности человека и гражданина.
3.2 Ограничение прав и свобод человека и гражданина
Проблема ограничения государством прав и свобод всегда тревожила юриспруденцию. Они составляют концептуально-правовой каркас общества, играя роль условий, на которых люди, как предполагается, согласны быть гражданами единого государства и которые обычно закрепляются в конституционных актах.35 Именно поэтому, ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.
"Мы, многонациональный
народ Российской Федерации,
Закрепление в Конституции России концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества, государства, выраженное в лаконичной формуле «человек, его права и свободы, являются высшей ценностью», сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина — «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Новизна конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» обусловила неопределенность его содержания. В современной российской юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание данного термина. Нет четкого определения данного понятия, анализа его сущности и содержания с точки зрения конституционных идей и принципов.36
До настоящего времени продолжает оставаться спорным вопрос о критериях, которые позволяли бы определять: в каких пределах допустимо и правомерно ограничение прав и свобод личности, что, на наш взгляд, имеет первостепенное значение для осуществления идеи правового государства, которое есть не что иное, как государство, которое неотчуждаемые и неотъемлемые права человека ставит превыше самого себя.
Как известно, Всеобщей декларацией прав человека предусмотрено, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Европейский суд по правам человека в своих решениях также исходит из того, что ограничение законом прав позволительно, если только оно является "необходимым в демократическом обществе". Однако в таком, на первый взгляд совершенно безукоризненном, подходе при ближайшем рассмотрении обнаруживаются определенные методологические дефекты. Во-первых, оставаясь в рамках правового анализа, мы не вправе выходить за пределы юридических дефиниций, вторгаясь в область политологии, экономики и т.д. и пытаясь напрямую объяснять юридические следствия неюридическими причинами, ибо это порождает правовую неопределенность и лишает юридические выводы необходимой достоверности. Неюридические категории, насколько возможно, следует перевести на язык, близкий праву, в понятия, доступные для юридического восприятия, - лишь тогда они сделаются подходящим материалом для юридических построений. Во-вторых, сами представления о том, что именно следует считать демократическим или недемократическим, довольно расплывчаты, порой противоположны, а потому допускают субъективные и разноречивые оценки. Так, одни вполне демократичным сочтут ограничение прав индивидов согласно воле большинства, другие же - политическую толерантность и терпимость к мнению меньшинства.
Конституция России в общем виде устанавливает критерии допустимости ограничения основных прав, допуская возможность их ограничения федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).37
Однако экс-председатель и судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке М.В. Баглай обращает внимание на то, что формулировка части 3 статьи 55 Конституции России о возможности ограничения прав человека "в той мере, в какой это необходимо" порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия. Вместе с тем, тот же автор усматривает в названном положении Конституции России принцип соразмерности ("только в той мере, в какой это необходимо"), полагая, что этот принцип "представляет собой гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод" человека и гражданина, выходящих за рамки необходимости.
В этой связи нельзя не отметить
характерную особенность
Однако принципиально важным является то, что в правовом государстве под соразмерностью ограничений всегда следует понимать справедливость не столько изъятия, сколько компенсации (воздаяния), что неразрывно связано с принципом приоритета прав человека над интересами государства. Чисто юридически обязанность государства по компенсации основных (общепризнанные, конституционные и т.п.) прав и свобод в случае их ограничения вытекает хотя бы из того факта, что они провозглашаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
Следовательно, умаление таких прав в одном должно быть восполнено в чем-то другом. Иначе говоря, в правовом государстве ограничение лица в его законном интересе, и прежде всего в основных правах и свободах, должно быть компенсировано обретением им некоего эквивалентного блага: либо в виде индивидуального встречного предоставления со стороны других лиц (например, в гражданском обороте), либо в виде общего блага (публичная сфера отношений), которое объективно полезно для всех, в том числе и для ограничиваемого в праве лица.
Таким образом, ограничение государством основных прав и свобод человека в правовом государстве возможно лишь на основе принципа эквивалентной компенсации, т.е. путем встречного предоставления лицу некоего функционально равновеликого блага, что единственно может обеспечить справедливость и соразмерность подобного ограничения.38
Конституция Российской Федерации рассматривает человека и гражданина, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым, в ней декларируется понимание взаимоотношений государства и личности, причем на передний план выдвигается именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом правового, конституционного государства, его обязанностью. Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к челoвеку и гражданину, служат предпосылкой решения ряда конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Рoссийской Федерации.
Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является основополагающей нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно-организованного общества, нo и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как правовое и конституционное.
И хотя закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ уже само по себе является гарантией их исполнения, но и сами конституционные гарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Ведь несистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие заботы законодателя о создании отлаженного механизма их реализации и контроля за их исполнением приводит, как правило, к плачевным результатам. Принятая норма в таком случае, какой бы прогрессивной и эффективной она ни казалась, остается лишь на бумаге, а стало быть, цель, ради которой она принималась, так и не была достигнута.
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // «Российская Газета». – №7, 21.01.2009
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в ред. от 3 января 2006 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. № 22. Ст. 2031.
3. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. № 46. Ст. 4571.
Учебники и учебные пособия:
1. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России. - М., 2009
2. М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации. - М., 2007
3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А. Н. Коков, М. И. Кукушкин. - М., 2004.
Научные статьи и монографии:
1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М., 1997
2. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА академика РАН О. Е. Кутафина. - М., 2003-2004
3. Еремеева Е.А. Проблемы взаимодействия ветвей власти в сфере защиты прав человека в субъекте РФ // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006.,№3
4. Семенова А.Ю. Современное понимание прав и свобод человека и гражданина.// Вестник Тюменского государственного университета,2006,№ 1
5. Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2
6. Ванюшин Я.Н. Современная система органов, ведающих делами о Российском гражданстве.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006, № 13
7. Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. - СПб., 2000
8. Мамонтов А.Г. Гражданство Российской Федерации; Лекции. // Московский Юридический Институт. – М., 1998
9. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. - И., 2000
10. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право – М., 2000, № 1.
11. Матейкович М. С. Субъективность избирательного права граждан в системе прав и свобод личности //Правоведение - М., 2003., № 1.
12. Сравнительное конституционное право // под ред. А.И.Ковлева, В.Е.Чиркина, А.Ю.Юдина. – М., 1996.
13. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: теория и практика. – СПб., 1998
14. Хазов Е. Н. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006, №1
15. Смирнов А. В. К вопросу о критериях ограничения конституционных и свобод: принцип компенсации // Журнал конституционного правосудия. – М., 2010, №1
16. Уваров А. А. Конституционные основы обеспечения прав человека в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005, №3-II.
17. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России. // Общественные науки и современность. – 2002, №1.
18. Новиков М. В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – М., 2005, №9
19. Фомин А. А. Чрезвычайное положение как объект правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь, 2002, № 1.
1 Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб., 2000. С.65-66
2 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2, с. 30-31
3 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2, с. 30-31
4 М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации М., 2007, с. 180
5 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России М., 2009, с. 199-200
6 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие М., 1997. с. 21
7 Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА академика РАН О. Е. Кутафина. М., 2003-2004, с. 25
8 Семенова А.Ю. Современное понимание прав и свобод человека и гражданина.// Вестник Тюменского государственного университета, 2006, № 1, с. 173-179.