Государство и право древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования. Тема "Афинская рабовладельческая демократия" - одна из ключевых в курсе "История Древней Греции". Ее изучение связано с выяснением таких принципиально важных вопросов, как процесс формирования Афинского рабовладельческого государства, наиболее развитого полиса на территории Греции; выявление основных черт и сущности первой на земле демократии; этапов борьбы за установление демократических порядков, укрепления и функционирования этой системы; а также извлечение уроков из конкретного исторического опыта.

Содержание работы

Введение
1.Афинская рабовладельческая демократия.
1.1. Возникновение государства
1.2. Общественный строй.
1.3. Государственный строй
2. Государство в Древней Спарте.
2.1. Возникновение государства.
2.2. Общественный строй.
2.3 Государственный строй
3. Основные черты афинского права.
3.1 Формирование афинского законодательства
3.2 Семейное и наследственное право
3.3 Право собственности и обязательства
3.4Уголовное право
3.5 судебный процесс
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 Введение

 

1.Афинская рабовладельческая  демократия.

1.1. Возникновение государства

1.2. Общественный строй.

1.3. Государственный строй

 

2. Государство в Древней  Спарте.

2.1. Возникновение государства.

2.2. Общественный строй.

2.3 Государственный строй

 

3. Основные черты афинского  права.

3.1 Формирование афинского  законодательства

3.2 Семейное и наследственное  право

3.3 Право собственности  и обязательства 

3.4Уголовное право  

3.5 судебный процесс

 Заключение

 Список литературы

 

 

 

Введение

Тема  данной курсовой работы  : « Государство и право древней Греции».  В ней будет рассматриваться  Афинское  рабовладельческое государство и Спарта.

Актуальность настоящего исследования. Тема "Афинская рабовладельческая демократия" - одна из ключевых в курсе "История Древней Греции". Ее изучение связано с выяснением таких принципиально важных вопросов, как процесс формирования Афинского рабовладельческого государства, наиболее развитого полиса на территории Греции; выявление основных черт и сущности первой на земле демократии; этапов борьбы за установление демократических порядков, укрепления и функционирования этой системы; а также извлечение уроков из конкретного исторического опыта. Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н.э., не ослабевает на протяжении многих веков. Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических  проблем наших дней.

Древняя Греция состояла из двух государств: Афины и Спарта. Актуальность исследовния Спарты обусловлен рядом причин:  во-первых, о Спарте не так много известно, как о других государствах Древнего Мира. Это связано с тем, что наука и искусство не развивались. А основными источниками являются труды древних историков: Аристотеля, Геродота, Фукидида, Плутарха, Ксенофонта, Фукидида.

Во-вторых, Спартанское государство своим укладом, менталитетом сильно отличается не только от современных держав, государств других исторических эпох, но и от древнегреческих государств-полисов. В данной курсовой работе отражен процесс становления спартанского государства, его социально-экономическая и политическая жизнь.

 

Цель данной работы - анализ формирования Афинского рабовладельческого государства,  выявление характерных особенностей политического развития Афин, а именно – описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов, а так же рассмотрение процесса становления и основных этапов развития государственности в Древней Спарте.

 

Задачи :

- провести анализ общих  тенденций складывания Афинского  государства;

- рассмотреть и дать  характеристику государственного  и общественного строя Афин 

- изучив источники научной  литературы, описать этапы становления  Спартанского государства и его  территориальные границы;

-  раскрыть экономическую жизнь спартанцев и социальное положение различных классов-сословий;

-  дать характеристику политическому устройству Древней Спарты, описать структуру государственных органов;

- проанализировать формирование афинского законодательства и охарактеризовать  основные черты Афинского права;

 

Предметом исследования является древнегреческое государство Спарта, Афинская рабовладельческая демократия.

Объект исследования – процесс образования и этапы развития государственности в Древней Спарте; становление государства в Афинах, формирование  афинского законодательства.

Методом исследования является анализ научной литературы.

 

 Основными литературными  источниками выступили:

- История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003.

-  Всеобщая история государства  и права. / Под ред. К.И. Батыр. –  М., 1995

-  Графский В.Г. Всеобщая история  права и государства. – М., 2003.

-  Косарев А.И. История государства  и права зарубежных стран. М., 2002

-  История государства  и права зарубежных стран./ Под  ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой  Н.А. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

   1.Афинская рабовладельческая республика

 

1.1.Возникновение государства

 

Историю Древней Греции можно разделить на пять периодов:

  1. Эгейский, или Крито-Микенский (III - II тыс. до н.э.);
  2. Догосударственный (XI - IX вв. до н.э.);
  3. Архаический (VIII - VI вв. до н.э.);
  4. Классический (V - IV вв. до н.э.);
  5. Эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н.э.) [1,c.132]

   Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. У Гомера ахейцы упоминаются как древнейший народ Древней Греции. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они защищали свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов с течением времени выросли столицы: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.[1,c.133]

  Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. [5,c 139]

Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией.

 Военная демократия есть последний период первобытнообщинного строя. Главной отраслью хозяйства становится земледелие, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана.

Изменяется состав населения. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, принадлежавшие к другим племенам, фратриям и родам. Становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, послужило основой для перехода к государству - высшей ступени общественного развития. [1,c.134]

Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.[5,c.140]

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти.[1,c .135]

 Возникла необходимость в  политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной  стать, с одной стороны, средством  соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено  закреплением не только социального, но и политического неравенства  между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на  эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев  и демиургов - ремесленников.[5,c. 142]

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.[2,c 52]

Олигархия евпатридов, т.е. аристократического господствующего меньшинства, правила Аттикой почти пять столетий. В период их правления население страны делилось на три политических разряда: всадники, владельцы упряжки быков и наемные работники. Гражданами считались два первых разряда. Но только всадники могли избираться архонтами, судьями или жрецами.

В административном плане Аттика делилась на территориальные округа - навкрарии, которых насчитывалось 48. Жители каждой из них, независимо от принадлежности к роду, обязаны были поставить государству корабль, экипаж, двух вооруженных всадников. Во главе округа стоял претор. В начале VII в. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы. Евпатриды стремились ограничить пережитки родового строя (прежде всего кровную месть), обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность.[3,c.149]

Около 620 г. до н.э. архонту-фесмофету (т.е. законодателю) Драконту было поручено кодифицировать и записать систему законов, способную восстановить в Аттике порядок. В 621 г. до н.э. такой кодекс (впервые в Древней Греции) появился. Основное его достижение - предоставление «новым богачам» права избираться на должность архонта и замена кровной мести законом: отныне все дела об убийстве человека должен был рассматривать ареопаг. Наказания по законам Драконта отличались чрезвычайной жестокостью. Однако Драконт не сделал ничего, чтобы вызволить должников из рабства и смягчить эксплуатацию слабых сильными; и хотя он несколько расширил круг избирателей, тем не менее класс евпатридов сохранил полную власть над судами. Собственники законами Драконта защищались более рьяно, чем когда-либо.

Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, по степенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам - архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления - ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.[2,c.57]

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Информация о работе Государство и право древней Греции