Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:04, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования. Тема "Афинская рабовладельческая демократия" - одна из ключевых в курсе "История Древней Греции". Ее изучение связано с выяснением таких принципиально важных вопросов, как процесс формирования Афинского рабовладельческого государства, наиболее развитого полиса на территории Греции; выявление основных черт и сущности первой на земле демократии; этапов борьбы за установление демократических порядков, укрепления и функционирования этой системы; а также извлечение уроков из конкретного исторического опыта.
Введение
1.Афинская рабовладельческая демократия.
1.1. Возникновение государства
1.2. Общественный строй.
1.3. Государственный строй
2. Государство в Древней Спарте.
2.1. Возникновение государства.
2.2. Общественный строй.
2.3 Государственный строй
3. Основные черты афинского права.
3.1 Формирование афинского законодательства
3.2 Семейное и наследственное право
3.3 Право собственности и обязательства
3.4Уголовное право
3.5 судебный процесс
Заключение
Список литературы
За недоказанное обвинение
истца ждал штраф в 1 тыс. драхм,
за серьезное политическое
Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.
Заключение
Отличительной особенностью исторического развития Древней Греции является образование полисов – несколько сот мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политической организации и системой духовных ценностей.
Самым крупным из полисов был Спарта. Он занимал значительную территорию - 8400 кв.м. и размещался на завоеванных землях Лаконии и Мессении на острове Пелопоннесе.
Греческая экономика не была однородной. Можно выделить два хозяйственных типа: аграрный и торгово-ремесленный. Спарта, Аркадия, Фессалия, Беотия и др. относились к аграрному типу полисов, им было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства.
Спартанский государственный строй носил ярко выраженный характер рабовладельческой олигархии. Он основывается на законодательстве легендарного царя Ликурга, который сплотил спартиатов в так называемую «общину равных» и обеспечил их господство над порабощённым населением.
Органами власти были апелла (Народное собрание), герусия (Совет старейшин) и коллегия из пяти эфоров («Надзирателей»). Каждый из органов выполнял свои функции.
Апелла принимала решения по различным государственным вопросам. Однако следует отметить, что Народное собрание было формальным органом власти, так как герусия имела право отклонять решения собрания.
Герусия или Совет старейшин состояла из 28 геронтов (лиц старше 60 лет) и двух царей. Герусия обладала почти неограниченной компетенцией, могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав.
Коллегия из пяти эфоров избиралась Народным собранием на один год. Она следила за тем, чтобы спартанская олигархия не переросла в монархию.
Два спартанских царя обладали одинаковой властью. Несмотря на постоянный контроль со стороны эфоров, обладали значительной властью: командовали войсками и руководили религиозным культом.
Общество в Спарте делилось на три чётко разделённые группы: спартиаты, периэки, илоты.
Спартиаты являются рабовладельческим классом. Отличительной особенностью их жизни является жизнь в условиях военных действий. Так мужчины весь день проводят в военном лагере и только на ночь приходят к себе домой, находящийся на специальном отведённом участке – клере. Основной задачей женщины является контроль над домашними делами. Воспитание детей до семи лет осуществляется нянями, а после специальными общественными учреждениями.
Периэки являются промежуточным классом между спартиатами и илотами. Они обладают большими правами, чем илоты, они не работают на спартиатов, но они не имеют права участвовать в политической жизни. Периэки занимаются ремёслами и торговлей. В собственности у периэков находятся земельные участки, за которые они платят налоги.
Илоты – это порабощенное население Мессении и Лаконии. Проживая вместе с семьями на земельных участках спартиатов, илоты выполняли всю работу по хозяйству и выплачивали натуральный оброк спартиатам, равный примерно половине урожая. Отношение спартиатов к илотам было жестоким. Чтобы держать их в страхе спартиатами проводились криптии – массовые убийства наиболее сильных, молодых илотов.
Основой экономической жизни являлось земледелие, торговле и ремёслам уделялось мало внимания. Исходя из этого, государственная казна была бедной и носила преимущественно натуральный характер.
Особая роль в Спартанском государстве уделялась воспитанию. Дети с семи лет учились в школах-гимнасиях. Отряды, в которых обучались и воспитывались юные спартиаты, назывались агелами. Во главе их стоял человек, отличившийся мужеством – педоном. Занятия проводились иреном – самым сильным и смелым мальчиком, вышедшим из детского возраста. Условия воспитания были очень тяжёлыми: детей сопровождали голод, холод, тяжёлые физические нагрузки. Переход в другую возрастную группу происходил после бичевания. В школе дети знакомились с началами чтения и письма.
Таковы основные черты государственного и социально-экономического строя Спартанского полиса, могуществу которого способствовали законы легендарного Ликурга. Благодаря ним Спарта существовала вплоть до II в до н.э., до тех пор, пока спартанцы придерживались законодательства Ликурга.
Развитие афинского
полиса в 6 веке до н.э. пошло по пути демократизации,
предоставления всем гражданам широких
возможностей для участия в государственной
жизни. При этом не произошло уравнительного
передела, как в Спарте (хотя богатые граждане
исполняли значительные обязанности в
пользу государства – литургии), активно
развивались товарно-денежные отношения.
Высшим органом власти
в Афинах стало народное собрание, которое
принимало законы и решения по всем вопросам
внешней и внутренней политики государства.
Именно в Афинах, в наиболее полном виде
исполнялись основные принципы замещения
должностей: выборность, отчетность, срочность,
возмездность, подотчетность и коллегиальность.
Все органы управления и должностные лица
были подотчетны народному собранию и
могли быть смещены до истечения их полномочий.
Роль своеобразного «конституционного
суда» играла гелиэя, имевшая право утверждать
или аннулировать решения народного собрания.
Однако афинская рабовладельческая
демократия была все-таки демократией
меньшинства, поскольку граждане составляли
лишь 15-20 % населения Афин. Благосостояние
Афинского государства основывалось на
эксплуатации рабов, метеков и союзных
полисов. Тем не менее, афинская демократия
была одним из ориентиров при создании
современных демократических государств.
Литература: