Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:04, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования. Тема "Афинская рабовладельческая демократия" - одна из ключевых в курсе "История Древней Греции". Ее изучение связано с выяснением таких принципиально важных вопросов, как процесс формирования Афинского рабовладельческого государства, наиболее развитого полиса на территории Греции; выявление основных черт и сущности первой на земле демократии; этапов борьбы за установление демократических порядков, укрепления и функционирования этой системы; а также извлечение уроков из конкретного исторического опыта.
Введение
1.Афинская рабовладельческая демократия.
1.1. Возникновение государства
1.2. Общественный строй.
1.3. Государственный строй
2. Государство в Древней Спарте.
2.1. Возникновение государства.
2.2. Общественный строй.
2.3 Государственный строй
3. Основные черты афинского права.
3.1 Формирование афинского законодательства
3.2 Семейное и наследственное право
3.3 Право собственности и обязательства
3.4Уголовное право
3.5 судебный процесс
Заключение
Список литературы
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.[11]
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.[5]
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.[11]
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.[5]
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.[5]
Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы - токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.[1]
Таким образом, Для своего времени афинская демократия имела самое передовое государственно устройство. Но, какого бы уважения она ни заслуживала, в конечном счете, это была демократия для немногих, державшаяся на рабстве.
2. Государство в Древней Спарте.
2.1. Возникновение государства.
Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке был сформировано Спартанское государство. Название государства произошло от города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей. [8]
Территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания. [2,с. 667]
Лакония с востока отделена от морского побережья горным хребтом Парноном. От других областей Пелопоннеса на западе её отделяет хребет Тайгет и его отроги. В северной части плодородной долины Еврота, как указывают археологические раскопки, в X в. до н.э. возник город Спарта. В более древнее время на его месте не было сколько-нибудь значительного поселения[6, с.111]
Такое географическое положение Спартанского государства способствовало его возвышению. В то время удаленность от моря скорее благоприятствовала развитию государства, чем тормозила его. Спарта находилась в сравнительно замкнутом горном пространстве, на правом берегу реки Еврот, в сердце плодородной долины. Это место обладало целым рядом преимуществ: хорошие поля и выгоны, свежая вода, удобные связи с севером и югом. Однако выбор совершенно неукрепленного места предполагает подчинение и умиротворение всей прилегающей к Спарте области.[9, с.4]
По словам историков, после завоевания Лаконики до берега моря дорийцы начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями – Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещё в VIII в. и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложнённые социальными потрясениями в спартанском тылу. Вся территория Мессении была поделена между победителями на участки. Кинурию спартанцам удалось завоевать в VI в. до н.э. [2, с.668]
До войны со Спартой Мессения была свободной и независимой страной. Об этом говорит, например, тот факт, что она активно участвовала в олимпийских играх. Для Мессении поражение в Мессенских войнах оказалось страшной катастрофой. Была уничтожена ее государственность и надолго прервано ее культурное развитие. Для Спарты же Мессенские войны стали логическим продолжением ее экспансии и своеобразным вариантом т.н. внутренней колонизации. [9, с.5]
Но, захватив довольно обширную территорию Мессении, между общинами начались раздоры, факты самоуправства, в итоге народ и аристократия были разделены. Спартанская община отличалась от других племён тем, что, господствуя над коренным населением Лаконики, имела выраженный военный характер. После захвата Мессинии это положение более усугубилось. Так как, местные жители также были из дорийского народа, их численность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавидели поработителей. [8]
Во время 1-й и 2-й мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э. окончательно оформилось спартанское государство как государство рабовладельческой аристократии, организованное по военному для обеспечения эксплуатации завоеванного населения Лаконии и Мессении. [6, с.112]
Так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоёванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: вся общественная и политическая организация Спарты была подчинена задаче сохранения этого господства. [7,с. 44]
В результате двух мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов – насчитывалось всего 10 тыс. [10, с.40]
После завоевания Мессении спартиатам не удалось захватить новые территории. Тогда они заключили военный союз со многими государствами Пелопоннеса. Союз был заключён в VI в. до н.э. и стал называться Пелопоннесским. Гегемоном данного союза была Спарта, которая следила за властью в союзных государствах. [6]
Высшим органом было ежегодное союзное собрание, которое проводилось в Спарте. Председателями на этом собрании были спартанские эфоры. Каждое из государств обладало одним голосом, но из-за влияния Спарты на многие более слабые государства решения принимались в пользу гегемона. Союзники вносили взносы на военные нужды, которыми распоряжалась Спарта. [6]
Таким образом, Спартанский полис возник вследствие захвата племенем дорийцев территории Лаконии на острове Пелопоннесе в девятом веке до нашей эры. Но небольшая территория Лаконии не удовлетворяла запросы спартиатов, что привело к захвату близлежащих территорий – Мессении и Кенурии. В итоге под Спартанским государством оказалась значительная территория – 8400 кв.м. и многочисленное население – около 240 тыс. человек. Укрепить своё военное могущество Спартанскому государству помог Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, гегемоном же этого союза стала Спарта.
2.2 Общественный строй Древней Спарты
До Мессенских войн характерной чертой социально-экономического строя Спарты было господство родовой аристократии. После же захвата Мессении в Спарте складывается строй так называемой «общины равных» .[12] Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков. [7, с.46]
Порабощённое земледельческое население Лаконии - ахейцы и Мессении – дорийцы получило название илотов. Предание говорит, что этот термин возник от названия жителей города Гелоса, который оказал особенное сопротивление спартанцам. [6] Другие учённые считают, что это слово образовано от греческого глагола, который имеет значение «быть пленным», «попадать в плен». Спартиаты как главенствующее полноправное население взяли себе название от главного города своего государства. Население горных районов Спартанского государства, а также не оказавшие сопротивления ахейцы получили название «периэков», что в переводе означает соседи. Так произошли сословия спартанского населения - спартиаты, периэки и илоты. [7]
Основой экономической жизни Спартанского государства было земледелие. Одним из самых важных преобразований Ликурга, был передел земли. Всё богатство в это время скопилось в руках немногих аристократов, а бедняки, потерявшие свою землю, угрожали восстать и уничтожить власть богачей. Ликург убедил сограждан отказаться от владения землёй в пользу государства, с тем, чтобы никто больше не мог продавать или покупать землю. Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. Этим Ликург хотел уничтожить бедность и богатство и заставить всех жить в одинаковых условиях, чтобы никто не был выше другого. [11, с.10]
Илоты обрабатывали участки (клеры), содержали семьи спартиатов. Историки уточняют: «в отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом – государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. [12, с. 668] В некоторых случаях илоты даже накапливали излишки и осуществляли выкуп свободы. Так при царе Клеомене 6 тыс. илотов осуществили сделку с властью.[16]
Илоты являлись абсолютно бесправными. Чтобы отличаться от других жителей илоты носили даже особую одежду, шапки у них были из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.[7] В войсках они использовались в качестве обозных, носильщиков и лагерной прислуги. Илотам под угрозой страшных наказаний было запрещено петь песни свободных. Правильно заметили греки, что если свободный в Спарте наиболее свободен, то раб здесь находится в наиболее рабском состоянии. [11, с. 15]