Государство как основной политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В отечественной науке на протяжении многих лет представления о государстве исходили из марксистско-ленинской идеологии, которая была возведена в ранг официального догмата. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Ограниченность этой идеи стала явной применительно к современному обществу, в котором существует сложная социальная структура, а социальные противоречия уже не имеют той остроты, которая была свойственна предшествующим этапам развития человеческого социума. Современное государство все чаще проявляет себя в выполнении общесоциальных дел, не утрачивая при этом возможности использования принуждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Государство как политический институт……………………………………4
Механизм и функции государства…………………………………………9
Форма государства…………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………25

Файлы: 1 файл

Государство.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Среди современных государств наибольшее распространение получила республиканская форма правления. К концу XVIII в. сформировалось понятие республики «как осуществляемого сообществом равноправных граждан представительного правления с выборными органами власти, включая избираемого, а не наследственного главу государства».

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборностью  органов государственной власти  на определенный срок;

2) наличием  выборного на определенный срок  главы государства;

3) осуществлением  власти от имени народа, который  участвует в формировании государственной  власти;

4) юридической  ответственностью высших должностных  лиц, включая главу государства.

Современные республики существуют в виде президентских, парламентарных и смешанных.

В президентской республике глава государства (президент) избирается коллегией выборщиков (например, в США) или непосредственно гражданами (например, в Мексике). Он обладает значительными полномочиями, но не имеет права роспуска парламента. Правительство формируется всецело президентом, оно представляет по существу кабинет президента. Он руководит деятельностью правительства, принимает единолично решения и отправляет министров в отставку. Тем самым правительство (министры) ответственно только перед президентом. В президентских республиках, как правило, отсутствует пост главы правительства. Там же, где должность премьер-министра введена (например, Турция. Перу), он выполняет текущие обязанности координационного характера.

В парламентарной республике президент избирается либо парламентом (например, в Венгрии, Чехии), либо особой коллегией (например, в Германии, Италии), реже на основе всеобщих выборов (например, в Болгарии). Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличия парламентарной республики от президентской, Главное заключается в порядке назначения правительства и типе его политической ответственности. Роль главы государства в формировании правительства и управлении страной весьма незначительна. Президент лишь формально назначает правительство, формируемое парламентом, а фактически партией «большинства» или коалицией партий в парламенте. Ему приходится назначать главой правительства (премьер-министром) лидера партии, имеющей большинство депутатов в парламенте. Лишь в исключительных случаях президент может проявить самостоятельность в назначении премьер-министра (например, в Индии в 1979 г., когда произошел массовый переход депутатов из одной партии в другую). В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом.

Существуют и смешанные формы республики. Так, во Франции действует полупрезидентская республика, когда президент избирается непосредственно гражданами и обладает большими полномочиями, но правительство формируется по итогам парламентских выборов и возглавляет его лидер партии, победившей на этих выборах.

Своеобразная модель президентской республики реализована в России, где президент по существу единолично формирует ответственное перед ним правительство, но непосредственное руководство последним осуществляет глава правительства, которого президент назначает с согласия Государственной Думы.

Форма территориального устройства характеризует территориальную организацию государства: его внутреннее деление, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с высшими органами государственной власти.

По форме территориального устройства современные государства разделяются на два основных вида: унитарное и федеративное.

Унитарное (единое) государство не имеет в своем составе иных государственных образований (частей). В большинстве унитарных государств территория делится на административно-территориальные единицы (район, округ, графство, воеводство и т. п.).

В унитарных государствах существуют единственные для всей страны высшие органы власти и действует единое законодательство. Органы власти административно-территориальных единиц могут действовать на принципах как местного самоуправления (т.е. самостоятельности в сфере исполнительно-распорядительных функций), так и областной автономии (когда территориальные органы власти могут осуществляли законодательные функции по определенному кругу вопросов).

Федеративное государство является более сложным и имеет в своем составе государственные образования и подобные им части. В целом они образуют союз или федерацию. В настоящее время в мире существует свыше 20 федеративных государств.

По способу создания принято различать договорные (например, США), конституционно-договорные (например, Россия), конституционные (например, Индия) федерации. Среди федераций лишь немногие строятся по национальному признаку (например, Югославия, Россия, Бельгия и др.).

В федеративных государствах неодинаковы количество членов (субъектов) и их правовой статус. Наибольшее число субъектов в России – 89, в США – 50, в Мексике – 31, но в Бельгии – 3, а в Танзании – 2. Некоторые федерации имеют лишь однопорядковые составные части (например, земли в Австрии и Германии), в других разнопорядковые (например, республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения в России), в третьих составными частями государства кроме субъектов являются территории со специальным статусом (например, федеральные территории в США).

Поскольку федерация является государством, а ее субъекты – государственными образованиями, то создаются два уровня органов государственной власти, образующих соответственно две системы (федеральную и субъектов) власти.

В федерации это органы законодательной власти (обычно двухпалатный парламент), исполнительной власти (в республиках – президент и парламент, в монархиях – король, султан), судебной власти (верховный суд и другие суды федерации) и иные органы, представляющие государственную власть (например, уполномоченный по правам человека). Федерация имеет конституцию и законодательство.

От федерации следует отличать конфедерацию, которая является союзом самостоятельных государств, созданных для выполнения определенных задач (политических, военных, экономических и т. п.). Конфедерация образуется на основе договоров (например, Швейцарский союз 1815 года). Каждое из государств, входящих в конфедерацию, сохраняет суверенитет и имеет право свободного выхода из союза. В конфедерации могут создаваться органы (главным образом представительного характера) для координации действий государств, однако они лишены властных полномочий. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказа в применении актов конфедеративных (координационных) органов. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Единая система денежного обращения обычно отсутствует. В конфедерациях нет единого гражданства.

 

 

Заключение

 

В широком смысле понятие «государство» используется как синоним понятий «страна», «общество», «отчизна», «держава», т.е. под ним понимается общность людей, проживающих на одной территории и подчиняющихся общей власти. В таком смысле говорят о российском, американском и других государствах. В узком же смысле слова «государство» означает организацию, систему органов, осуществляющих верховную власть на определенной территории, т. е. государство выступает не как страна, а как политический институт, функционирующий в обществе наряду с другими политическими институтами (политическими партиями и группам и давления).

Государство как публичная политическая власть характеризуется следующими элементами: реализуется особой группой людей (аппаратом), несовпадающей с населением, которая существует за счет налогов и управляет обществом; обладает суверенитетом; осуществляет законотворчество; имеет территориальную организацию.

Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых осуществляется публичная политическая власть и реализуются функции государства.

Назначение государства – осуществлять свои функции. По сферам деятельности различают: политическую, экономическую, охранительную, социальную, экологическую, безопасности, международных отношений.

Политическая функция заключается в поддержании стабильности государственной власти, укреплении ее авторитета, а также обеспечении доступа граждан к управлению делами общества. Экономическая – поддержание эффективности народного хозяйства, перераспределение национального дохода, государственное стимулирование экономического роста и установление ценовой и налоговой политики. Охранительная функция заключается в установлении и охране правопорядка, обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина. Социальная – государственная поддержка малообеспеченных групп населения, пенсионное и иные виды социального обеспечения, организация системы здравоохранения и т.п. Экологическая – восстановление и формирование среды обитания человека, предотвращение разрушения экосистем. Обеспечение безопасности проявляется в формировании военизированных структур и определении порядка их деятельности, концентрации материальных и иных ресурсов для решения чрезвычайных ситуации, организации обороны страны. Функция международных отношений – сотрудничество с другими государствами и поддержание мирового порядка.

Форма государства – это единство институциональной (форма правления) и территориальной (форма территориального устройства) организации публичной политической власти. Под формой правления понимаются структура, порядок образования и взаимоотношений высших органов государственной власти.

Монархия есть такая форма правления, в которой глава государства является единоличным, наследственным и юридически неответственным правителем. Среди современных монархий различают три вида: абсолютная (неограниченная), дуалистическая и парламентарная (ограниченная).

Республика – осуществляемое сообществом равноправных граждан представительное правление с выборными органами власти, включая избираемого, а не наследственного главу государства. Современные республики существуют в виде президентских, парламентарных и смешанных.

Форма территориального устройства характеризует территориальную организацию государства: его внутреннее деление, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с высшими органами государственной власти.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Архипова Т. Г. Государственность современной России. – М.: РГГУ, 2007. – 276 с.
  2. Власов В. С. Основы государства и права. – Ярославль, 2003. – 433 с.
  3. История государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 475 с.
  4. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: Норма, 2007. – 351 с.
  5. Пономарева Е. Г. Политические институты и отношения в современной России. – М.: РОССПЭН, 2008. – 433 с.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Государство как основной политический институт