Государство, право, экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обосновать функционирование государства, права, экономики, как системного механизма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 7
1.1 Традиционные подходы к соотношению государства , права и экономики в отечественной науке 7
1.2. Экономическая роль государства и права Этапы в развитии государственного сектора в экономике (с середины XX до начала XXI в.). 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И РОЛЬ ПРАВА 16
2.1 Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права 16
2.2 Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование экономики 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

ТГП Государство,Право,Экономика.docx

— 91.08 Кб (Скачать файл)

Непоследовательность советских  официальных научных теорий состояла в том, что экономические реформы  в тогдашних социалистических странах  подавались как полностью находящиеся  в соответствии с марксистско-ленинскими положениями о роли  государства  и  права  в решении экономических проблем. Какие-либо теории конвергенции отвергались. Утверждалось, что во всех странах идет поиск оптимального соотношения между централизованным государственным руководством и системой действующих экономических факторов. Недоговоренность в теории, лавирование в пропагандистской литературе, заидеологизированность вопросов неблагоприятно сказались на экономической практике и правопорядке.

Не один раз, вплоть до распада СССР, реформы провозглашаюсь, имитировались, даже получали закрепление в партийно-государственных  директивах, но уступали место прежнему государственному регулированию экономики. И это - несмотря на то, что последние пятилетние планы уже не выполнялись. По-прежнему ориентировались на принудительное, монопольное производство и принудительное распределение. План, как известно, рассматривался в качестве закона, и с помощью такого «закона» часто предписывалось производить никому не нужные товары, капитальные вложения омертвлялись, распылялись, а диспропорции между различными отраслями производства увеличивались. Но зато система плановых регуляторов экономики позволяла кормиться тысячам управленцев, для которых собственные интересы становились важнее интересов дела.

Объявление плана законом не смущало многих руководителей, когда  министерствам и ведомствам в  порядке исключения разрешалось  не выполнять отдельные плановые задания и требования законодательства. Соответственно и подчиненные органу управления предприятия могли договориться о невыполнении каких-то актов.

Широкие компетенционные нормы позволяли управленческим структурам обходить законы, издавать распорядительные акты, ориентируясь на выгодную для них целесообразность. Система фактически исключала выполнение хозяйствующими субъектами законодательных актов напрямую, без посредничества административных звеньев. Правовое регулирование вытеснялось тем самым регулированием с помощью оперативных актов индивидуального характера. Необозримость, необъятность, множественность, пробельность и противоречивость регулирования экономики - характерная черта советской действительности, неизжитая до настоящего времени.

Таким образом, преимущество марксистско-ленинского подхода к решению экономических вопросов неизменно называлась его научность. Однако факт заидеологизированности теории и методологии делал сомнительными в научном отношении любые выводы и рекомендации. Кроме того, во всем движении широких масс следует отметить мощное значение веры, а не науки. Еще Н.А. Бердяевым подмечено, что душа марксизма - «не в экономическом детерминизме, а в учении о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от  экономики ... что марксизм не есть только наука и политика, он есть также вера, религия»[6,71].

 

1.2. Экономическая роль государства и права Этапы в развитии государственного сектора в экономике (с середины XX до начала XXI в.).

Главный механизм распределения и  использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике – это  механизм рынка, где центральное  место занимают конкуренция и  цены. Вместе с тем, как было отмечено выше, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике  играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений  экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в  некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все  это означает, что современная  рыночная экономика – это смешанная экономика.[6,23]

Смешанная экономика – это экономика, где наряду с частным сектором функционирует и государственный (общественный) сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

В широком смысле слова государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Это и государственный бюджет, государственные  производственные предприятия, государственные  организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

Схематически, в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью известной вам модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом – государством.[5,92]

Этапы в развитии государственного сектора в экономике (с середины XX до начала XXI в.):

I. После Второй мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора).

II. Середина 1970-х– конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).

III. Начало нынешнего столетия («эффективное  государство», стабилизация роли  государственного сектора, рост  производства социальных и общеэкономических  услуг).

Государство находится в центре экономического развития, но не как  непосредственный источник роста, а  как партнер, катализатор и помощник.

В деятельности государства акцент смещается с количественного  аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.

Двуступенчатая стратегия «эффективного государства» предполагает:

I. Соизмерение и приведение функций  государства в соответствие с  его потенциалом, концентрацию  усилий на основной деятельности, обеспечивающей развитие.

1. Утверждение основ законности.

2. Поддержание сбалансированной экономической обстановки.

3. Поддержание макроэкономической стабильности.

4. Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.

5. Поддержка незащищенных групп населения.

6. Защита окружающей среды.

II. Укрепление потенциала государства  путем активизации государственных  институтов, создания эффективных  институтов.

1. Эффективные нормы и ограничения.

2. Усиление конкуренции в деятельности государства.

3. Приближение государства к людям, учет мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.

В истории рыночной экономики XIX –  ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (рис. 1).

 

Рис. 1. Государственные расходы в развитой рыночной экономике

 

В частности, доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в XX в. выросла с 10 % в 1913 г. до 49 % в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80—90-е годы XX в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е годы XX в. доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20 %, то в 2000 г. в США она выросла до 29 %, а в Великобритании – до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % ВВП.

По сравнению с ростом доли государственных  расходов в ВВП несколько иначе  выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере – это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, т. е. представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50—70-е годы ХХ в. В 80—90-е годы под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.[7,13]

Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора  в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в  значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом  их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как  каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро– и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации.[3,87]

Пик в развитии государственного сектора  был достигнут в конце 1970-х годов. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5 % ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14 % общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн человек, что составляло 7,3 % всех занятых.

С 1979 г. и на протяжении 1980—90-х годов в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз; в частности, в середине 1990-х годов доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и в занятости составляла около 3 %.

В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных  расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в ХХI в.[13,87]

На протяжении большей части  столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов. Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.

В последние два десятилетия  отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают. Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.

Расходы на социальное обеспечение  в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает  рост всех остальных направлений  расходов даже в таких странах, как  США и Япония, где государственные  социальные расходы традиционно  составляют незначительную долю ВВП.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ И РОЛЬ ПРАВА

2.1 Модель экономической  свободы, либерального регулирования  экономики и роль права

В России в советское время утверждалась практика всеобщего переустройства экономической жизни. Государство провозглашалось главным орудием построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась таким образом, что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика - концентрированное выражение экономики.

Частная и общественная собственность  рассматривались как антагонисты. Переход к общественной собственности  предполагает захват политической власти и создание принципиально нового государства, которое сосредоточивает  в своих руках практически  все объекты собственности, ограничив  до минимума экономическую свободу  граждан.

Ограничение экономической свободы  граждан приводит к ограничению  всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии. Именно бюрократия становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая теневая экономика. Она становится основой коррупции государственных служащих.[24,13]

Сосредоточение всей основной массы  объектов собственности в руках  государства привело к тому, что  государство как политическая организация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое  противоестественное состояние  могло поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику, тоталитарным переустройством экономической жизни. Но плановое хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей граждан, и не всегда действительно обеспечивалось гармоничное и пропорциональное развитие всех отраслей хозяйства. Этого объективно трудно добиться, не говоря уже о многих чисто российских и просто субъективных факторах.

Планы развития народного хозяйства  объявлялись законом. Но «законы» эти  корректировались в ходе выполнения. На их нарушение закрывали глаза. К тому же они предписывали очень  часто то, что никак не диктовалось  экономическими потребностями.

Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к проявлению политики, определяемой экономической структурой общества, на практике привело к обеднению  права в жизни общества. [18,54]

Информация о работе Государство, право, экономика