Государство, право, экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обосновать функционирование государства, права, экономики, как системного механизма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 7
1.1 Традиционные подходы к соотношению государства , права и экономики в отечественной науке 7
1.2. Экономическая роль государства и права Этапы в развитии государственного сектора в экономике (с середины XX до начала XXI в.). 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И РОЛЬ ПРАВА 16
2.1 Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права 16
2.2 Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование экономики 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

ТГП Государство,Право,Экономика.docx

— 91.08 Кб (Скачать файл)

Ограниченность этой схемы в  том, что она была именно схемой и  не учитывала другие реалии человеческого  существования. Впрочем, Ф. Энгельс  предостерегал последователей марксизма  от упрощенного понимания соотношения  экономического базиса и политической, правовой надстройки, подчеркивая, что  государство и право только в конечном счете обусловлены экономикой, что на ход исторического развития влияет множество факторов и что сама история человечества развивается в результате столкновения, взаимодействия различных воль. Каждый стремится к определенной цели, а в результате получается то, чего никто не желал, т.е. нечто среднее.

Однако последователи поняли это  соотношение так, как желали понимать, т.е. упрощенно, в соответствии со своей  индивидуальной волей. В результате столкновения индивидуальных воль получился  тот результат, к которому, как  оказалось, никто не стремился.[17,84]

Либералы считают, что мир плохо  устроен, но «плохой мир лучше, чем  хороший процесс». Поэтому либеральная  точка зрения ориентирует не на революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами давно уже разработана модель либерализации и свободы в экономике. Самое главное, она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерных вмешательств государства в стихию рыночных отношений, связанных с производством товаров и услуг. Западная модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием состоит в следующем:

- коллективный разум не достиг высот, которые могли бы позволить обществу произвести замену саморегулирующихся экономических процессов сознательным руководством; индивидуальные усилия миллионов отдельных личностей формируют такую структуру человеческой деятельности, что ее возможности превосходят достижения сознательно задуманных процессов;

- противоположные результаты конкурирующих  экспериментов, проводившихся на  памяти двух поколений в разных  частях того, что когда-то было  общеевропейской цивилизацией, продемонстрировали  превосходство системы, базирующейся  на институте частной собственности,  где высшей ценностью является  свобода личности;

- без свободы в делах экономических  никогда в прошлом не было  свободы личной и политической; разработка стройной системы  аргументов в пользу экономической  свободы явилась результатом  свободного развития экономической  деятельности как непременного  и непредусмотренного побочного  продукта свободы политической;

- главный принцип либерализма  сводится к использованию стихийных  сил общества по возможности  без принуждения;

- для сторонников системы «плановой  экономики» наиболее целесообразным  представляется централизованное  руководство всей экономикой  по единому плану. Либеральная  модель - это достаточность существования  рациональной и стабильной правовой структуры, в рамках которой люди занимались бы любой деятельностью по личным планам. Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозирования и планирования деятельности граждан;

- закон должен преследовать  всякие попытки ограничить свободу  беспрепятственного доступа в  разные отрасли на равных основаниях. Планирование и конкуренция совместимы  только при условии, если первое  будет способствовать конкуренции,  а не действовать против нее;

- государству следует ограничиться  установлением общих правил, применимых  к широкому многообразию ситуаций, предоставив индивиду свободу  во всем, что зависит от локальных  обстоятельств.[21,101]

Закон не может и не должен предусматривать  все локальные ситуации, которые  возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Они слишком  разнообразны и зависят от множества  случайных обстоятельств, непредсказуемости  мотивов и поступков отдельных  индивидов, результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений.[9,187]

Либеральная модель правового регулирования  развивается в соответствии с  теорией «государство - ночной сторож». Другими словами, государство всегда призвано охранять складывающиеся между  хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их отношения не направлены против общества, государства, остальных граждан.[12,65]

Было бы неверно представлять дело так, что экономические отношения  являются предметом регулирования  частного права, и только. Публичное  право также имеет в сфере  экономики большое значение. Именно оно создает устойчивую основу здоровой экономики, закрепляя формы собственности, принципы демократии со всеми ее сдержками и противовесами. Публичное право нельзя непременно отождествлять с авторитаризмом и тоталитаризмом. При нормальном общественном развитии наблюдается своего рода конвергенция (соединение) систем публичного и частного права. Это проявляется:

1) в учете публичным правом  требований естественного частного  права;

2) в опоре частного права на  публичное в части защиты от нарушений;

3) в перекрещивании сфер регулирования,  перемещении объектов регулирования  из одной сферы в другую;

4) во взаимодействиях в методе  правового регулирования. 

Частное право предопределяет сугубо правовые признаки экономических отношений  в их рыночном варианте: равенство  участников, свобода действий, самостоятельная  ответственность, диспозитивность  и альтернативность прав, возможность  выбора в защите прав.

2.2 Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование экономики

 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) понимается как вид самостоятельной  производственной или коммерческой деятельности, осуществляемой физическими  и юридическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства предприниматель  свободен в выборе сферы предпринимательской  деятельности, направлений и методов  этой деятельности; принятии решений, выборе форм их реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материалов и  каналов сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью.[23,14]

Предпринимательство охватывает такие  виды деятельности, как инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, лицензионную и др.

Предпринимательская деятельность предполагает наличие экономически обособленных субъектов рыночных отношений. Считается, что именно рынок с его неопределенностью  способствует развитию предпринимательства.[10,23]

В содержание понятия «предпринимательство»  обыкновенно включают и «бизнес». В определенном отношении бизнес - более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том  числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них  ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность (приобретение патента, ведение  бухгалтерской документации, открытие банковского счета и т.д.).

Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.[15,92]

Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют  разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля за деятельностью предпринимателей.

Для выбора средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение установление предпринимательской среды и выделение внутренней и внешней предпринимательской среды.

Под предпринимательской средой экономисты понимают условия и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию  в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской  среды. Все эти факторы можно  поделить на несколько категорий:

- характер рыночных отношений;

- характер правовых связей субъектов  предпринимательства;

- общесоциальные факторы;

- общеэкономические условия;

- общеполитические факторы.

Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (на механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.[13,92]

Контроль государства в экономической  сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

- финансовый контроль;

- экологический контроль;

- санитарный контроль;

- пожарный надзор;

- контроль за мерой весов и денежной единицы;

- контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной  форме, как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства  государства в предпринимательскую  сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять во внимание целый  ряд обстоятельств:

- необходимость предупреждения  экологической катастрофы, решения  экологических проблем, порождаемых  свободным предпринимательством;

- необходимость борьбы с криминализацией  экономических отношений;

- предотвращение экономических  кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Иногда характер отношений между  государством и бизнесом пытаются представить  как партнерство. Если это так, то «партнерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.[17,93]

В последние годы вновь поднимается  вопрос формирования мирового права. Основой  соответствующих процессов является интернационализация экономических  отношений, деятельность транснациональных  промышленных компаний и международная  торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической  силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских  отношениях, обман потребителей и  т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации предпринимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.[22,85]

Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем  жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и т.д.). Одно из самых «старых» - антитрестовское законодательство США, ведущее свою историю с 1890 г. Не так давно (в 1986 г.) обновилось, например, законодательство о либерализации цен и конкуренции во Франции. Оно предусматривает:

Информация о работе Государство, право, экономика