Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 21:39, курсовая работа
Я выбрала данную тему потому, что она является актуальной, и по сей день. Вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. В России стали говорить о правовом государстве и гражданском обществе несколько лет назад.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. понятие гражданского общества. Становление гражданского общества. история его развития………………………………………………………4
2.1. основные признаки гражданского общества………………………..8
2.2. структура гражданского общества…………………………………..9
2.3. формирование гражданского общества в России………………….11
3. понятие правового государства…………………………………………….
3.1. основные принципы правового государства…………………………
3.2. признаки правового государства……………………………………..
3.3. возникновение и развитие учения о правовом государстве…………
3.4. формирование правового государства в России…………………….
4. заключение…………………………………………………………………..
5. список используемой литературы………………………………………….
Властные отношения
весьма разнообразны: это отношения
между государством и иными
структурными элементами, между государственными
органами и учреждениями и т.д. Особое
место занимают отношения, складывающиеся
в связи с деятельностью
Социальная система
охватывает совокупность объективно сформировавшихся
общностей людей и
Социальная система
включает в себя институты семьи
и отношения, обусловленные ее существованием,
обеспечивающие соединение биологического
и социального начал в
Духовно-культурная система образуется, непосредственно, из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения.
Информационная система образуется путем общения людей друг с кругом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные, частные организации, учреждения и предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят ск4возной характер ,они пронизывают все сферы гражданского общества2.
1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М .: Норма, 2005 С. 354
2 Там же.
2.3. формирование гражданского общества в России.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом развития государства и права. Гражданское общество возникает в процессе отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни.
Становление гражданского общества в России – магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Несмотря на кризисную ситуацию, которая сложилась в стране, весь ход осуществляемых реформ ведет к достижению указанных целей.
Так, например, 6 ноября 2004 года Президентом Российской Федерации был подписан указ «О Совете при Президенте Российской федерации по содействию институтов гражданского общества и правам человека»1. Данный указ был создан с целью совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества.
Анализируя процесс построения гражданского общества в России, стоит учитывать следующие обстоятельства. Во-первых различия социального, экономического уровней развития субъектов РФ отрицательно влияют на динамику российских реформ. Во-вторых, отсутствует национальная идея, которая могла бы выступить государственной философией стратегического развития страны. В-третьих, гражданское общество в России отличается от гражданского общества в так называемых традиционных демократиях. Причина тому – формирование гражданского общества «сверху», т.е. государство играет ведущую роль в этом процессе2.
Демократия и гражданское общество не воспринимаются массовым сознанием в России как инструмент решения общественных проблем. В первую очередь ото обусловлено историческим опытом: период становления демократии сопровождался духовным и финансовым кризисом, что могло
1 указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. №1417 «О Совете при Президенте Российской федерации по содействию институтов гражданского общества и правам человека». Опубликовано: в «Российской газете» - федеральный выпуск №3628 12 ноября 2004 г.
2 Вершинина М. И. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 5/2010
подтолкнуть многих граждан к одобрению идеи сильного и эффективного государства. Желание и потребность людей состояли в том, чтобы иметь «хорошее правительство», и вовсе не обязательно демократическое1.
При формировании европейской политики в отношении построения гражданского общества в России должны учитываться следующие моменты.
Во-первых, в России отсутствует представление о гражданине как о социальной роли человека. Многие беды российского общества проистекают из того, что россияне не ощущают себя в первую очередь гражданами. А ведь зачатки гражданского общества в России появились многие столетия назад.
Во-вторых, в России отсутствует поддержка гражданского общества со стороны государства, хотя такая поддержка необходима в силу специфики исторического, геополитического, социального развития нашей страны. Вместе с тем важно понимать, что в России тип формируемого гражданского общества будет и должен отличаться от западноевропейских образцов.
В-третьих, целью российских реформ должно стать гражданское общество как типе социальной организации, а не демократия как внешняя форма управления. Демократия может быть «суверенной» или «гибридной», т.е. иметь любые формы, но именно гражданское общество с его равным подчинением граждан закону и способно придать демократии цивилизованные формы, отвечающие вызовам времени2.
Становление гражданского
общества диктует утверждение
Причиной слабости развития гражданского общества является относительно позднее по сравнению с Западной Европой вступление нашей страны в индустриальную эпоху4.
1 Вершинина М. И. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 5/2010 с.40-41
2 Вершинина М. И. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 5/2010 с. 47-48
3 Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Научно-образовательное
издание / социально-гуманитарные знания
6/2004
4 Сердобинцев К.С. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 2/2011 с.92
Россия вынуждена строить социальную и политическую систему, адекватную ее «организму» и наличному человеческому материалу. «Систематизирую все обилие концепций, которые обсуждаются сейчас в нашей юриспруденции, можно сказать, что главный мировоззренческий разлом по-прежнему проходит по линии противостояния системоцентристской трактовки права как инструмента воздействия на человека в интересах доминирующего над ним государственного начала и человекоцентристкой парадигмы правопонимания, с позиций которой права человека являются высшей ценностью для общества и государства. Правовому влиянию конституции, в основу которой положена человекоцентристская естественно-правовая доктрина, противостоит легистский тип правопонимания советского образца, представляющий собой выразительный образчик системоцентристского подхода»1.
Существует простая и логичная точка зрения, что гражданское общество – это сфера социальных отношений, реально существующих вне, помимо и в противовес более строгим и категоричным действиям государства и экономики.
Нормы гражданского общества позволяют всем свободно жить повсюду, где государство и экономика не заставляют нас жить не свободно. Но жить свободно, не впадая в гражданскую войну всех против всех и даже в крупные гражданские конфликты. Лучшим доказательством отсутствия у нас полного и развитого гражданского общества является присутствие моды на преступный образ жизни. Другим ярким доказательством отсутствия в России полновесного гражданского общества является патологический рассвет сверхправ всякого рода некриминальных меньшинств: этнических, сексуальных, профессиональных и социальных2.
«Мы, конечно, постепенно растим гражданское общество. Но слишком увлекаемся политическими аспектами его желаемого присутствия» - Виталий Третьяков.
1 Лапаева В.В Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции // вопросы философии,2010 №5 с.9
2Третьяков В. «что такое ГО? И почему у нас его так мало?» Российская газета № 3638 25.11.2004г.
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основывается на праве, правом ограничивается и реализуется, непосредственно, через право. Правовое государство представляет собой сложную, многофакторную систему.
В идее правового государства выделяются два главных элемента:
В философском осмыслении свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо формировать условия для его юридической свободы.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности экономики, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям, потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие1.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующее гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с. 80-81
обеспечиваются плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев1.
Правовое государство – это и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности утверждает высшие нравственные ценности человека, исключает произвол и насилие. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защита прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях2.
Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций, народностей, населяющих страну.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления3.
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с. 81
2 Там же
3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права // М.: Юристъ, 2005 с. 254
3.1. Основные принципы правового государства.
Принципы – это основополагающие идеи (требования),определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым1. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». Русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления2.