Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему потому, что она является актуальной, и по сей день. Вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. В России стали говорить о правовом государстве и гражданском обществе несколько лет назад.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. понятие гражданского общества. Становление гражданского общества. история его развития………………………………………………………4
2.1. основные признаки гражданского общества………………………..8
2.2. структура гражданского общества…………………………………..9
2.3. формирование гражданского общества в России………………….11
3. понятие правового государства…………………………………………….
3.1. основные принципы правового государства…………………………
3.2. признаки правового государства……………………………………..
3.3. возникновение и развитие учения о правовом государстве…………
3.4. формирование правового государства в России…………………….
4. заключение…………………………………………………………………..
5. список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Властные отношения  весьма разнообразны: это отношения  между государством  и иными  структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть1.

Социальная система  охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений  между ними. Социальная система одна из основополагающих в гражданском обществе, оказывающая определяющее влияние  на жизнедеятельность его подсистем.

Социальная система  включает в себя институты семьи  и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе; отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека; отношения между большими социальными общностями людей (группами, классами, нациями, слоями и т.д.).

Духовно-культурная система  образуется, непосредственно, из отношений  между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения.

Информационная система  образуется путем общения людей  друг с кругом непосредственно и  через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные, частные организации, учреждения и предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят ск4возной характер ,они пронизывают все сферы гражданского общества2.


1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М .: Норма, 2005 С. 354

2 Там же.

 

2.3. формирование гражданского  общества в России.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом развития государства и права.  Гражданское общество возникает в процессе отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни.

Становление гражданского общества в России – магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Несмотря на кризисную ситуацию, которая сложилась в стране, весь ход осуществляемых реформ ведет к достижению указанных целей.

Так, например, 6 ноября 2004 года Президентом Российской Федерации был подписан указ «О Совете при Президенте Российской федерации по содействию институтов гражданского общества и правам человека»1. Данный указ был создан с целью совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека  и гражданина, а также содействия развитию институтов  гражданского общества.

Анализируя процесс  построения гражданского общества в  России, стоит учитывать следующие  обстоятельства. Во-первых различия социального, экономического уровней развития субъектов РФ отрицательно влияют на динамику российских реформ. Во-вторых, отсутствует национальная идея, которая могла бы  выступить государственной философией стратегического развития страны. В-третьих, гражданское общество в России отличается от гражданского общества в так называемых традиционных демократиях. Причина тому – формирование гражданского общества «сверху», т.е. государство играет ведущую роль в этом процессе2.

Демократия и гражданское  общество не воспринимаются массовым сознанием в России как инструмент решения общественных проблем. В первую очередь ото обусловлено историческим опытом: период становления демократии сопровождался духовным и финансовым кризисом, что могло


1 указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. №1417 «О Совете при Президенте Российской федерации по содействию институтов гражданского общества и правам человека». Опубликовано: в «Российской газете» - федеральный выпуск №3628 12 ноября 2004 г.

2 Вершинина М. И. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 5/2010

подтолкнуть многих граждан  к одобрению идеи сильного и эффективного государства. Желание и потребность людей состояли в том, чтобы иметь «хорошее правительство», и вовсе не обязательно демократическое1.

При формировании европейской  политики в отношении построения гражданского общества в России должны учитываться следующие моменты.

Во-первых, в России отсутствует  представление о гражданине как  о социальной роли человека. Многие беды российского общества проистекают из того, что россияне не ощущают себя в первую очередь гражданами. А ведь зачатки гражданского общества в России появились многие столетия назад.

Во-вторых, в России отсутствует  поддержка гражданского общества со стороны государства, хотя такая поддержка необходима в силу специфики исторического, геополитического, социального развития нашей страны. Вместе с тем важно понимать, что в России тип формируемого гражданского общества будет и должен отличаться от западноевропейских образцов.

В-третьих, целью российских реформ должно стать гражданское  общество как типе социальной организации, а не демократия как внешняя форма  управления. Демократия может быть «суверенной» или «гибридной», т.е. иметь любые формы, но именно гражданское общество с его равным подчинением граждан закону и способно придать демократии цивилизованные формы, отвечающие вызовам времени2.

Становление гражданского общества диктует утверждение гуманистических  принципов в духовной жизни людей. А это невозможно без гражданского мира и национального согласия, без преодоления национализма3.

Причиной слабости развития гражданского общества является относительно позднее по сравнению с Западной Европой вступление нашей страны в индустриальную эпоху4.


1 Вершинина М. И. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 5/2010 с.40-41

2 Вершинина М. И. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 5/2010 с. 47-48

3 Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 6/2004                          с. 139

4 Сердобинцев К.С. Научно-образовательное издание / социально-гуманитарные знания 2/2011 с.92

 

Россия вынуждена строить социальную и политическую систему, адекватную ее «организму» и наличному человеческому материалу. «Систематизирую все обилие концепций, которые обсуждаются сейчас в нашей юриспруденции, можно сказать, что главный мировоззренческий разлом по-прежнему проходит по линии противостояния системоцентристской трактовки права как инструмента воздействия на человека в интересах доминирующего над ним государственного начала и человекоцентристкой парадигмы правопонимания, с позиций которой права человека являются высшей ценностью для общества и государства. Правовому влиянию конституции, в основу которой положена человекоцентристская естественно-правовая доктрина, противостоит легистский тип правопонимания советского образца, представляющий собой выразительный образчик системоцентристского подхода»1.

Существует  простая  и логичная точка зрения, что гражданское  общество – это сфера социальных отношений, реально существующих вне, помимо и в противовес более строгим и категоричным действиям государства и экономики.

Нормы гражданского общества позволяют всем свободно жить повсюду, где государство и экономика  не заставляют нас жить не свободно. Но жить свободно, не впадая в гражданскую войну всех против всех и даже в крупные гражданские конфликты. Лучшим доказательством отсутствия у нас полного и развитого гражданского общества является присутствие моды на преступный образ жизни. Другим ярким доказательством отсутствия в России полновесного гражданского общества является патологический рассвет сверхправ всякого рода некриминальных меньшинств: этнических, сексуальных, профессиональных и социальных2.

«Мы, конечно, постепенно растим гражданское общество. Но слишком увлекаемся политическими аспектами его желаемого присутствия» - Виталий Третьяков.


1 Лапаева В.В Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции // вопросы философии,2010 №5 с.9

2Третьяков В. «что такое ГО? И  почему у нас его так мало?» Российская газета № 3638 25.11.2004г.

  1. понятие правового государства.

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основывается на праве, правом ограничивается и реализуется, непосредственно, через право. Правовое государство представляет собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства  выделяются два главных элемента:

    1. свободу человека;
    2. ограничение правом государственной власти.

В философском осмыслении свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо формировать условия для его юридической свободы.

Экономической основой  правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности экономики, на различных  формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям, потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие1.

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующее гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с. 80-81

обеспечиваются плюрализм  мнений, личные права и свободы. Переход  от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев1.

Правовое государство  – это и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим  правовой государственности утверждает высшие нравственные ценности человека, исключает произвол и насилие. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защита прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях2.

Правовое государство  – это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет  народа, наций, народностей, населяющих страну.

Таким образом, можно  сделать вывод, что правовое государство  – это организация политической власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления3.

 

 

 

 

 


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с. 81

2 Там же

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права // М.: Юристъ, 2005 с. 254

3.1. Основные принципы  правового государства.

Принципы – это  основополагающие идеи (требования),определяющие в своей совокупности идеальную  конструкцию (модель) государства, которое  могло бы называться правовым1. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и  с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». Русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления2.

Информация о работе Гражданское общество и государство