Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему потому, что она является актуальной, и по сей день. Вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. В России стали говорить о правовом государстве и гражданском обществе несколько лет назад.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. понятие гражданского общества. Становление гражданского общества. история его развития………………………………………………………4
2.1. основные признаки гражданского общества………………………..8
2.2. структура гражданского общества…………………………………..9
2.3. формирование гражданского общества в России………………….11
3. понятие правового государства…………………………………………….
3.1. основные принципы правового государства…………………………
3.2. признаки правового государства……………………………………..
3.3. возникновение и развитие учения о правовом государстве…………
3.4. формирование правового государства в России…………………….
4. заключение…………………………………………………………………..
5. список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано с законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, честь, свободу и иные блага подданных1.

Д. Локк был классическим представителем правовых взглядов буржуазного  общества. Государство которое создается  для охраны естественных прав человека устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства2.

Ш. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы  в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей  гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми.  Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается она путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных  в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга3.

Надо отметить, что  среди русских философов идеи правового государства тоже нашла  отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля,


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с. 73

2 Там же

3 Там же

Н. Г.Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы1.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных  и субъективных факторов идеи правового  государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность  в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

 

 

 

 

 

 

 


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с78

3.4. Формирование правового  государства в России.

В России идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки многих теоретиков. В большинстве своём они связывали будущее России с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причём не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.

Конституционализм как  идея и реалия в истории России прошёл долгий путь. В конце XIX века начинают активно приниматься конституционные  правовые акты, которые наряду с  закреплением верховной самодержавной  императорской власти провозглашали  дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоёв населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные учёные справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому. Несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку, слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи правовой государственности неуклонно пробивали себе путь в России.

После Октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской  войны, когда начался период некоторой  стабилизации общественных отношений  и были приняты первые советские  конституции, проблема правового государства  вновь после XIX века стала подниматься юристами. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Но уже с 20-х годов в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма1.

Процесс возвращения  в Россию идей правовой государственности начался в 60-е годы и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью2.

Новизна состоит в  том, что принята Конституция  совершенно нового суверенного государства, отличная от предыдущих; Конституция  принята путём референдума, что  позволяет говорить о её демократическом  и легитимном характере; она впервые  в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Преемственность же данного  процесса выражается в следующем: мировая  идея правового государства без  колебаний воспринята российскими  общественно-политическими и официальными структурами, юридической и научной общественностью; в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причём как дореволюционной, так и Советской России.

В части 1 статьи 1 Конституции  РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России это скорее пока цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления  правовой государственности занимает длительное время. Он совершается также  вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий.


1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 364

2 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 365

 

 Правовое государство  не вводиться единовременным  актом и не может стать результатом  «чистого законодательства». Весь  данный процесс должен быть  органически пережит обществом,  если оно до этого созрело.

Для России путь к правовому  государству не был и никогда  не будет простым и быстрым. Причин тому много1.

Во-первых, гражданское  общество в нашей стране ещё только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной культуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует чёткая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоёв населения и т.д.

В-третьих, налицо кризисное  состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и  неопределённость властных отношений, политическая неструктурированность общества, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

Чтобы правовое государство эффективно функционировало, необходимо «хорошее» право: достаточно полное (обязательно в системе должно быть частное и публичное право, и частное должно иметь приоритет, а публичное должно быть главным фактором пресечения злоупотреблений), обеспечивающее равенство граждан и социальную справедливость2.

Сегодня в России созданы все условия для формирования правового государства: Конституция, которая обеспечивает разделение властей, достаточно эффективная система исполнительной и судебной власти.


1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с.366

2  «Экономика УРФО» Российская газета – федеральный выпуск №5521 07.07.2011

 Но предпосылки  правового государства еще не  означают его реальность. Государству  предстоит целенаправленная работа  по его формированию, совершенствованию  законов1.

Дмитрий Медведев: «Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти. Из уважительного отношения к решениям конституционного суда складывается то правовое государство, о котором говориться на протяжении двух десятилетий»2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 «Экономика УРФО» Российская газета – федеральный выпуск №5521 07.07.2011

2 Д. Медведев: Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти. «Российская газета» - www.rg.ru 11.12.2009

4. Заключение.

В ходе написания работы мной было исследовано взаимоотношение гражданского общества и правового государства. А также эволюция гражданского общества и правового государства, их формирование в России.

Исходя из написанной работы, можно сделать вывод о  том, что правовое государство может существовать только в паре с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.

Правовое государство  и гражданское общество складываются эволюционно, синергетически. Правовое государство – это фактор становления гражданского общества, точно также как гражданское общество – это условие формирования правового государства.

В своей работе я использовала нормативно-правовые акты, научную  литературу, учебную литературу, статьи газет, а также пользовалась интернет-ссылками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы:

Нормативно – правовые акты:

    1. Конституция РФ;
    2. Указ Президента Российской Федерации от 06.11.2004 «О совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека».

Научная литература:

    1. Научно – образовательное издание. Социально – гуманитарные знания 6/2004;
    2. Научно – образовательное издание. Социально – гуманитарные знания 5/2010;
    3. Научно – образовательное издание. Социально – гуманитарные знания 2/2011.

Учебная литература:

    1. Венгеров А.Б. Теория государства и права – М.: Омега – Л, 2007 с. 608.;
    2. Малько А.В. и Матузов Н.И. Теория государства и права – М.: Юристъ, 2005 с. 768.;
    3. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 1. – М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 416
    4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права - М.: Юристъ, 2005 с. 656.;
    5. Перевалов В.Д. Теория государства и права – М.: Норма, 2005. с. 496;
    6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М.: Омега – Л, 2010.- с.323.

Статьи газет:

    1. Третьяков В. «Что такое ГО. И почему у нас его так мало». //«Российская Газета» федеральный выпуск №3638 25.11.2004.;
    2. «Есть граждане в русских селеньях. Как развивается гражданское общество в России». // //«Российская Газета» федеральный выпуск №4834 23.01.2009
    3. «Экономика УРФО» //«Российская Газета» федеральный выпуск № 5521 07.07.2011

Интернет-ссылки:

    1. Д. Медведев: Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти. «Российская газета» - www.rg.ru 11.12.2009

Информация о работе Гражданское общество и государство