Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 21:39, курсовая работа
Я выбрала данную тему потому, что она является актуальной, и по сей день. Вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. В России стали говорить о правовом государстве и гражданском обществе несколько лет назад.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. понятие гражданского общества. Становление гражданского общества. история его развития………………………………………………………4
2.1. основные признаки гражданского общества………………………..8
2.2. структура гражданского общества…………………………………..9
2.3. формирование гражданского общества в России………………….11
3. понятие правового государства…………………………………………….
3.1. основные принципы правового государства…………………………
3.2. признаки правового государства……………………………………..
3.3. возникновение и развитие учения о правовом государстве…………
3.4. формирование правового государства в России…………………….
4. заключение…………………………………………………………………..
5. список используемой литературы………………………………………….
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано с законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, честь, свободу и иные блага подданных1.
Д. Локк был классическим представителем правовых взглядов буржуазного общества. Государство которое создается для охраны естественных прав человека устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства2.
Ш. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается она путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга3.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля,
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с. 73
2 Там же
3 Там же
Н. Г.Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы1.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с78
3.4. Формирование правового государства в России.
В России идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки многих теоретиков. В большинстве своём они связывали будущее России с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причём не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.
Конституционализм как
идея и реалия в истории России
прошёл долгий путь. В конце XIX века
начинают активно приниматься
После Октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, проблема правового государства вновь после XIX века стала подниматься юристами. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Но уже с 20-х годов в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма1.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е годы и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью2.
Новизна состоит в том, что принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличная от предыдущих; Конституция принята путём референдума, что позволяет говорить о её демократическом и легитимном характере; она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.
Преемственность же данного
процесса выражается в следующем: мировая
идея правового государства без
колебаний воспринята российскими
общественно-политическими и
В части 1 статьи 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России это скорее пока цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий.
1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 364
2 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 365
Правовое государство
не вводиться единовременным
актом и не может стать
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много1.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране ещё только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной культуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует чёткая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоёв населения и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределённость властных отношений, политическая неструктурированность общества, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
Чтобы правовое государство эффективно функционировало, необходимо «хорошее» право: достаточно полное (обязательно в системе должно быть частное и публичное право, и частное должно иметь приоритет, а публичное должно быть главным фактором пресечения злоупотреблений), обеспечивающее равенство граждан и социальную справедливость2.
Сегодня в России созданы все условия для формирования правового государства: Конституция, которая обеспечивает разделение властей, достаточно эффективная система исполнительной и судебной власти.
1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с.366
2 «Экономика УРФО» Российская газета – федеральный выпуск №5521 07.07.2011
Но предпосылки
правового государства еще не
означают его реальность. Государству
предстоит целенаправленная
Дмитрий Медведев: «Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти. Из уважительного отношения к решениям конституционного суда складывается то правовое государство, о котором говориться на протяжении двух десятилетий»2.
1 «Экономика УРФО» Российская газета – федеральный выпуск №5521 07.07.2011
2 Д. Медведев: Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти. «Российская газета» - www.rg.ru 11.12.2009
4. Заключение.
В ходе написания работы мной было исследовано взаимоотношение гражданского общества и правового государства. А также эволюция гражданского общества и правового государства, их формирование в России.
Исходя из написанной работы, можно сделать вывод о том, что правовое государство может существовать только в паре с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.
Правовое государство и гражданское общество складываются эволюционно, синергетически. Правовое государство – это фактор становления гражданского общества, точно также как гражданское общество – это условие формирования правового государства.
В своей работе я использовала нормативно-правовые акты, научную литературу, учебную литературу, статьи газет, а также пользовалась интернет-ссылками.
Нормативно – правовые акты:
Научная литература:
Учебная литература:
Статьи газет:
Интернет-ссылки: