Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 21:39, курсовая работа
Я выбрала данную тему потому, что она является актуальной, и по сей день. Вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. В России стали говорить о правовом государстве и гражданском обществе несколько лет назад.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. понятие гражданского общества. Становление гражданского общества. история его развития………………………………………………………4
2.1. основные признаки гражданского общества………………………..8
2.2. структура гражданского общества…………………………………..9
2.3. формирование гражданского общества в России………………….11
3. понятие правового государства…………………………………………….
3.1. основные принципы правового государства…………………………
3.2. признаки правового государства……………………………………..
3.3. возникновение и развитие учения о правовом государстве…………
3.4. формирование правового государства в России…………………….
4. заключение…………………………………………………………………..
5. список используемой литературы………………………………………….
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования
1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 359
2 Там же
права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой
защищенности человека и
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе.
1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 360
Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Они таковы:
1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
2) особые тип правового
регулирования и форма
3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые
отношения предполагают равенст
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный
правовой статус гражданина (система
его прав и обязанностей) и
четкий, бесперебойно работающий
юридический механизм его
3. Принцип единства
права и закона. В правовом
государстве любой нормативно-
4. Принцип правового
разграничения деятельности
им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический
1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 362
способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом1.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
Наряду с изложенными
правовому государству присущи
и принципы верховенства закона —
высшего нормативно-правового
Итак, принципами правового государства, отличающими его от неправового государства, являются:
1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 362
3.2. Признаки правового государства.
Характеризуя правовое государство, следует отметить, что несмотря на специфические особенности данного института, оно оставалось и остается государством.
Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который становится основным императивом государственно организованного общества. При господстве права все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. При верховенстве закона все признают, что основополагающим в таком обществе делается закон, принятый законодательным органом, и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция, и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции1.
Следующий признак – разделение властей. Разделение властей – это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти. Это законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная – суду2.
Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
У правового государства должна быть независимой, но юридически контролируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не смогло бы обслуживать гражданское общество3.
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права // М.: Омега-Л,2007. с. 601
2 Там же
3 Там же
Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства.
XXI век ставит новые задачи в информационном пространстве человечества, учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось и воздействие этих процессов на людей не только вследствие описания работы политиков, но и путем описания жизни общества. Большое значение приобрело описание многих малых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам, которые происходят в обществе1.
Наряду с этим в правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод человека и гражданина с их конституционными обязанностями.
Признак правового государства, как взаимодействие гражданина и государства, «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение, как частных интересов, так и общих1.
В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает создание, поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права // М.: Омега-Л,2007. с.603
3.3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве.
Представления о государстве как об организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Платон и другие, пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества эпохи Античности. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма государства, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права1.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы2.
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с.71
2 Там же