Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему потому, что она является актуальной, и по сей день. Вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. В России стали говорить о правовом государстве и гражданском обществе несколько лет назад.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. понятие гражданского общества. Становление гражданского общества. история его развития………………………………………………………4
2.1. основные признаки гражданского общества………………………..8
2.2. структура гражданского общества…………………………………..9
2.3. формирование гражданского общества в России………………….11
3. понятие правового государства…………………………………………….
3.1. основные принципы правового государства…………………………
3.2. признаки правового государства……………………………………..
3.3. возникновение и развитие учения о правовом государстве…………
3.4. формирование правового государства в России…………………….
4. заключение…………………………………………………………………..
5. список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Принцип приоритета права  может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право  неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное  средство общения и гарантия нормального  образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования


1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 359

2 Там же

права. Во многих случаях  оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

В конечном счете приоритет  права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой  защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что  данный принцип носит первичный, комплексный и абсолютный характер1.

Комплексность заключается  в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе.


1 Перевалов В.Д Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 360

Если они выходят  за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки. Они таковы:

1) равенство сторон  и взаимная ответственность государства и гражданина;

2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений;

 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые  отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный  правовой статус гражданина (система  его прав и обязанностей) и  четкий, бесперебойно работающий  юридический механизм его обеспечения  позволяют человеку смело смотреть  вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства  права и закона. В правовом  государстве любой нормативно-правовой  акт должен не только по  форме и наименованию, но и  по смыслу и содержанию быть  правовым. Это означает, что он  должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др1.

4. Принцип правового  разграничения деятельности различных  ветвей государственной власти. Власть в государстве может  олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она

им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства  характерным является демократический


1 Перевалов В.Д  Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 362

способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом1.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными  правовому государству присущи  и принципы верховенства закона —  высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Итак, принципами правового  государства, отличающими его от неправового государства, являются:

  1. обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  2. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
  3. федерализм;
  4. верховенство закона;
  5. взаимная ответственность государства и личности;
  6. наличие гражданского общества и др.

 

 

 

 


1 Перевалов В.Д  Теория государства и права // М.: Норма, 2005 с. 362

 

3.2. Признаки правового  государства.

Характеризуя правовое государство, следует отметить, что  несмотря  на специфические особенности  данного института, оно оставалось и остается государством.

Господство права и  верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который становится основным императивом государственно организованного  общества. При господстве права все  подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. При верховенстве закона все признают, что основополагающим в таком обществе делается закон, принятый законодательным органом, и все другие подзаконные акты  должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция, и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции1.

Следующий признак –  разделение властей. Разделение властей – это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти. Это законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная – суду2.

Суть этой теории в  том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или  небольшой группы лиц. И тем самым  предотвратить возможность ее использования  одними классами или группами людей  во вред другим.

У правового государства  должна быть независимой, но юридически контролируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности  общества, гласности правовое государство  не смогло бы обслуживать гражданское общество3.


1 Венгеров А.Б.  Теория государства и права // М.: Омега-Л,2007. с. 601

2 Там же

3 Там же

Информационное обслуживание – это новая и важная функция  правового государства.

XXI век ставит новые задачи в информационном пространстве человечества, учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось и воздействие этих процессов на людей не только вследствие описания работы политиков, но и путем описания жизни общества. Большое значение приобрело описание многих малых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам, которые происходят в обществе1.

Наряду с этим в  правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод человека и гражданина с их конституционными обязанностями.

Признак правового государства, как взаимодействие гражданина и  государства, «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение, как частных интересов, так и общих1.

В числе важнейших  признаков и черт правового государства  выступает создание, поддержание  в обществе режима демократии, законности и конституционности. 

                           

 

 

 

 

 

 

                                 


1 Венгеров А.Б.  Теория государства и права // М.: Омега-Л,2007. с.603

 

3.3. Возникновение и  развитие учения о правовом  государстве.

Представления о государстве как об организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Платон и другие, пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества эпохи Античности. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма государства, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху  перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права1.

Наиболее известные  идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени  Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы2.


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права//М.: Издательство «Омега-Л» 2010 с.71

Там же

Информация о работе Гражданское общество и государство