Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:21, курсовая работа
Формирования гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного российского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика понятия «гражданское общество»..................5
1.1. Определение понятия «гражданское общество»......................................5
1.2. Основные признаки гражданского общества.........................................12
Глава 2. Условия формирования гражданского общества в России.............19
2.1. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России...................................................................................................................19
2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества...............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................34
В России гражданское общество формируется и развивается в других условиях. Прежде всего, следует отметить доминирующую роль государства в жизни общества на всем историческом пути, что определялось природно-географическими, историческими, геополитическими условиями. Государство вынуждено было брать на себя решение основных задач.
Но одновременно это сопровождалось
и подавлением инициативы «снизу».
Самостоятельность низов
Отрицательную роль сыграла и запоздалая отмена крепостного права, то есть только в 1861 году, когда по всей Западной Европе уже прокатились буржуазные революции. А затем российское дворянство и буржуазия не сумели обеспечить плавного перехода к буржуазной демократии.
Приход к власти коммунистов привел к установлению тоталитаризма в его сталинском толковании. В итоге личность, ее творческая самодеятельная природа столкнулась с мощной системой подавления.
Но здесь хотелось бы предостеречь от вывода о том, что этатизм в России, его традиции чрезвычайно сильны. На наш взгляд, сильнейшее давление государственной машины было направлено на подавление мощного стремлении «низов», всего общества к свободе. Именно на это были нацелены основные усилия государства в ХIХ-ХХ веках. Стремление к свободе есть базовая потребность граждан России, они стремятся иметь возможность самостоятельно выбирать, решать и действовать. Величину этого желания не следует преуменьшать. Россия — часть мирового сообщества и главное в ее развитии определяется этой принадлежностью.
Как и везде развитие гражданского
общества в России имеет свою «временную
логику» развития, то есть оно имеет
свои этапы развития, их определенную
последовательность и продолжительность.
Поэтому рассуждения о
Говоря об особенностях становления гражданского общества в России, нельзя не отметить определенные особенности в его «структуре», в тех институтах, которые и составляют «ткань» гражданского общества.
Прежде всего, речь идет о том, что становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние институты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служить основой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организации вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельность граждан, групп граждан.
Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы и методы деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня в нелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия на объединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечение благоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту прав потребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чаще обращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, к защите от произвола государства, его бюрократических структур.
Гражданское общество в современной
России призвано сыграть особую роль
в переходе страны к демократии и
цивилизованному рынку. Если укрепление
государственности будет
В наших рассуждениях о гражданском обществе в стороне осталась проблема функций государства. Но гражданское общество призвано способствовать развитию граждан, их самореализации в различных сферах и видах деятельности. Более того, оно должно сформировать понимание силы и возможностей коллектива, умение опираться на коллектив.
Кроме этого, гражданское общество должно не только ограничивать произвол государства, но и отрицательные устремления отдельных граждан, а они могут быть, как показывает мировая история, весьма разрушительны.
В социологии общественные организации рассматриваются как вторичные группы. Выделяют три стадии существования групп:
Существует множество видов групп. Среди них заметное место занимают добровольные ассоциации. Им присущи три основные черты:
Примером страны, в которой добровольные ассоциации играют заметную роль, является США. По подсчетам экспертов, 75% населения входит в одну из ассоциаций. Члены ассоциаций работают бесплатно. Их большое влияние в обществе объясняется способностью членов привлекать людей и собирать деньги на свою деятельность.
Развиваясь, любая организация приобретает черты бюрократии, которой присущи, по мнению М. Вебера, следующие особенности:
Общественные организации
- разновидность социального
В то же время между этими видами существует диалектическая связь - социальные движения могут постепенно превращаться в общественные организации, и, наоборот, общественные организации могут постепенно превращаться в общественные движения без формальной организации.
Существует много разных классификаций общественных движений. Одна из признанных разработана Дэвидом Эберлом18:
По мнению Нейла Смелзера, причиной любого социального, коллективного действия является одно из шести условий:
Социальные движения возникают следующими способами: спонтанно; как ответ на возникшее в обществе противоречие; как активизм в достижении целей.
Социальные движения развиваются в противоречиях с другими организациями: официальными и неофициальными. У движения есть взгляды, которые оно поддерживает, и взгляды, которое оно отрицает.
Социальные движения следует рассматривать в контексте так называемых полей действия, то есть движения следует рассматривать в связи с силами, против которых они направлены.
Социальные движения приводят к социальным изменениям. Они могут быть прогрессивными и регрессивными, а в реальности одновременно присутствуют оба этих вида в разных соотношениях.
Общественные организации привязаны к определенной социальной среде и ориентированы на внутригрупповые интересы, средством реализации которых может быть взаимная помощь, солидарность, обмен услугами, что и облегчает мобилизацию групповых ресурсов (финансовых, технических, интеллектуальных, организационных) для решения конкретных социальных, экономических, политических и профессиональных задач. Часть этих организаций (молодежные, студенческие, женские), возникнув, как правило, на предшествующем этапе политизации общества, в настоящее время пытаются выйти из-под контроля политических партий и выразить свой собственный интерес в социально-экономической сфере.
Наряду с организациями, которые являются продуктом самодеятельности общества, существуют и другие, призванные замаскировать деятельность, отвечающую интересам государства, или создаваемые по инициативе предпринимателей с единственной целью: получить налоговые льготы.
Другая группа объединений выражает не внутригрупповые, а более широкие общественные интересы. Как правило, они включаются в категорию «неправительственных организаций» (НПО). Само это понятие до сих пор трактуется по-разному. Иногда речь идет о всех добровольных организациях, не входящих в состав государственного аппарата. Чаще этот термин используется для обозначения тех общественных организаций, которые не имеют членской структуры и оказывают благотворительную, финансовую, техническую помощь бедным слоям населения или общественным группам, занимающимся широким кругом вопросов развития, защиты окружающей среды и прав человека. Это НПО, участвующие в реализации различных программ, оказывающие поддержку другим общественным и государственным структурам посредством обучения, распространения информации, проведения исследований, оказания технической, консультативной помощи, лоббирования и т. п.
Отдельные организации, занятые
решением общей или смежных проблем,
могут создавать координирующие
центры. Так, в Индонезии с 1980 года
действует Индонезийский
НПО отводится четко
Институт НПО постепенно приобретает четко выраженную национальную ориентацию, будучи изначально продуктом западной цивилизации. В деятельности НПО все более широко реализуются гражданские инициативы самого развивающегося общества, видящего в них форму выражения своих интересов, не находящих адекватной реализации в государственной политике.
На начальном этапе
своего развития институт НПО фактически
действовал в интересах государства
в тех сферах, где способность
государства к активному
НПО, занятые решением социальных проблем, эволюционируют в процессе социального развития самого общества.