Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Формирования гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного российского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика понятия «гражданское общество»..................5
1.1. Определение понятия «гражданское общество»......................................5
1.2. Основные признаки гражданского общества.........................................12
Глава 2. Условия формирования гражданского общества в России.............19
2.1. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России...................................................................................................................19
2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества...............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

В мире выделяют четыре типа или поколения добровольных организаций.

Первое - так называемые благотворительные  НПО, задачей которых является решение  проблем, связанных с улучшением социально-бытовых условий жизни  сельского населения. Второе поколение - 1980-х годов - ставило более широкие  задачи по поддержанию и поощрению  местных инициатив в сфере  развития с преимущественной опорой на собственные силы. Создание общественных организаций является одним из способов решения местных проблем. Они  облегчают включение в общественную и политическую жизнь широких  масс, воспитывают у них солидарность, умение бороться за свои права. Это  соответствует основной идее прогресса: развитие не только для народа, но и  с народом.

Третье поколение НПО  представлено организациями, выступающими за проведение реформ в политической и экономической сферах. И, наконец, НПО последнего поколения, аккумулируя  накопленный их предшественниками  опыт и сохраняя основные направления  их деятельности, стоят на позиции  альтернативного подхода к процессу развития. Эти альтернативные взгляды  нашли частичное отражение в  получившей международное признание  концепции устойчивого развития.

НПО всех поколений сосуществуют и нередко активно взаимодействуют, что не исключает возможность  противоречий между ними, особенно между организациями, действующими в рамках официальной стратегии  развития, и теми, кто выражает альтернативную точку зрения.

НПО не только являются продуктом  развития гражданского общества, но и  способствуют расширению его социальных и политических границ.

В развитых индустриальных странах  НПО рассматривают как организации, которые после выполнения конкретной задачи должны либо осваивать новые  направления деятельности, либо ликвидироваться. Подобную позицию занимают оформившиеся демократические режимы, предлагая  НПО передать свою сферу деятельности государству (Чили). Процесс создания и укрепления НПО в развивающихся  странах продолжается. Он отражает появление новых тенденций в  общественном развитии.

НПО проявляют интерес  к политике и свои возможности  по социально-политической мобилизации  масс. Они выступают как влиятельная  группа давления, основанная на консолидации НПО, выступающих с глобалистских позиций.

НПО, отстаивая общедемократические  идеалы развития и укрепляя основы местной демократии, способствуют формированию демократического мировоззрения в  обществе. В процессе их взаимодействия с другими субъектами социального  действия создается основа для формирования новой идеологии развития с приоритетными установками на экологические и общечеловеческие ценности.

В развивающихся странах  типологическое разнообразие НПО стало  результатом длительного эволюционного  развития. В России широкая сеть добровольных обществ возникла в  сжатый исторический период21.

НПО представляют собой сегодня  сложную систему общественных объединений. Первая группа - организации, созданные  в доперестроечное время как вполне огосударствленные структуры, сумевшие пережить распад СССР. Вторая группа - организации, созданные во время перестройки. Третья группа - организации, созданные после 2000 года.

НПО можно разделить на две группы по видам интересов, которые  они защищают: те, которые защищают групповые интересы, и те, которые  защищают интересы общества.

НПО можно классифицировать и по другим признакам (проблемно-«отраслевым» сферам деятельности, формам организации, широте социальной базы и т. п.).

В России существует потребность  общества в самоорганизации, прежде всего в интересах обеспечения  социальной защиты групп населения, адаптация которых к новой  жизни происходит медленно. НПО продолжают оставаться на периферии общественного  развития. В развивающихся странах  НПО сориентированы на решение социальных проблем и проявили себя в первую очередь в социальной сфере. Для  России характерно повышенное внимание НПО к политическим вопросам.

Необходимо признать, что  потенциал самодеятельности общества еще не раскрыт, а тяга к самоорганизации  достаточно слаба. Население связывает  в первую очередь реализацию своих  материальных и духовных интересов  с политическим развитием. В то же время присутствует институциональная  слабость неформальных объединений. В стране ощущается недостаток эффективных лидеров, способных активизировать работу общественных групп в ситуации, когда в самом обществе интерес к деятельности, не обеспечивающей ни коммерческие, ни политические выгоды, чрезвычайно слаб.

Среди общественных организаций, включая благотворительные фонды, наблюдается определенное количество фиктивных или фальшивых «общественных» объединений, связанных с полукриминальными  и криминальными структурами. Их деятельность может дискредитировать сам институт благотворительных  организаций, тем более что общество еще не готово принять социальную помощь от негосударственных структур.

Общественные организации - институты гражданского общества - естественный фундамент политической демократии.

Государство и общественные организации взаимно связаны  и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.

Роль общественных организаций  в нашей стране возрастает хотя бы потому, что в процессе административной реформы государство отказывается от ряда функций по управлению обществом, которые могут выполнять общественные организации.

Россия станет сильным  конкурентоспособным государством при наличии трех условий: воспитание свободных граждан, которые в  состоянии справиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного  образования должен быть не ниже среднего профессионального); формирование конкурентоспособного государственного и муниципального аппарата; создание развитого гражданского общества, то есть такого общества, в  котором большинство людей объединится  в общественные организации по интересам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Под гражданским обществом понимается особая сфера отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывается и как цивильное, частное, приватное, то есть такое, в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольный им уклад жизни – область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.

Самыми неотложными задачами формирования гражданского общества в  России являются, безусловно, последовательное доведение до логического завершения начатых экономических реформ в  части упорядочения отношений собственности, конкретизации субъекта собственности  и формирования экономического пространства, мобилизующего творчество и инициативу ответственного субъекта экономической  деятельности. Но эта задача окажется незавершенной без того, чтобы  отстоять и логику социально-политических реформ в обществе. Здесь главные  элементы состоят в самой широкой  демократизации общественной жизни, надежной защите свободы слова, законности, формировании и утверждении адекватных времени  мировоззренческих парадигм, идеологии  и культуры плюрализма и толерантности, совершенствовании и развитии новых  форм и способов социального дискурса.

Эти факторы должны рассматриваться  как основные и безусловные предпосылки  формирования гражданского общества. Вне формирования этих предпосылок  невозможно сегодня рассматривать  ни вопросы общественной безопасности, ни проблемы предупреждения гуманитарной катастрофы, грозящей российскому обществу в результате социального распада. Все эти факторы, как представляется, должны рассматриваться как неотъемлемые социальные ценности, объективно производные из смысла и сущности самого общества, являющиеся естественным выражением действительной многомерности общественного бытия, служащие гармонизации и максимально полному самовыражению и самореализации и индивида, и общества в целом.

Прежде всего, речь идет о  том, что становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние  институты, организации, работавшие в  условиях тоталитаризма, не могут служить  основой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организации  вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельность граждан, групп граждан.

Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы и методы деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня в нелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия на объединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечение благоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту прав потребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чаще обращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, к защите от произвола государства, его бюрократических структур.

Гражданское общество в современной  России призвано сыграть особую роль в переходе страны к демократии и  цивилизованному рынку. Если укрепление государственности будет происходить  только усилиями «сверху» при отсутствии целенаправленной, организованной деятельности «снизу», то это приведет к возрождению  авторитарного государства, историческое развитие России замедлится, рынок  останется «архаичным», грабительским. Гражданское общество в России должно сыграть роль «мотора» в модернизации России, от него должны исходить главные  демократические импульсы, несмотря на его относительную слабость

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. 561 с.
  3. Владимиров А. И. О национальной государственной идее России. М., 2001. 198 с.
  4. Гаджиев К. С. Политология: Учебник для вузов. М., 2003. 578 с.
  5. Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2.
  6. Гегель. Философия права. М., 1990. 417 ч.
  7. Гидденс Э. Социология. М., 1999. 932 с.
  8. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1999. 123 с.
  9. Джунусов М. С. Гражданское общество / Политическая энциклопедия в 2 Т. Т. 1. М., 2003. С. 231.
  10. Кара-Мурза В. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. 311 с.
  11. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2003. 421 с.
  12. Маркс К, Энгельс Ф Соч. Т. 3.
  13. Международное публичное право: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2004. 497 с.
  14. Нерсесянц В. С. Национальная идея России. М: НОРМА, 2001. 98 с.
  15. Одинцова А. В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8. С. 14-20.
  16. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2004. 776 с.
  17. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. Б. Венгерова. М: Юрайт, 2005. 563 с.
  18. Шилобод М. И. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 2000. 371 с.
  19. Эберл Д. Общественные движения. М, 2006. 781 с.

1 Кара-Мурза В. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 244-245.

2 См.: Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2004. С. 203.

3 См.: Шилобод М. И. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 287.

4 Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 50; Гегель. Философия права. М., 1990. С. 228.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 64.

6 Маркс К, Энгельс Ф Соч. Т. 3. С. 132.

7 См.: Одинцова А. В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8. С. 14.

8 См.: Матузов Н. И. Указ. соч. С 206.

9 Джунусов М. С. Гражданское общество / Политическая энциклопедия в 2 Т. Т. 1. М., 2003. С. 231.

10 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. Б. Венгерова. М: Юрайт, 2005. С. 97.

11 Гаджиев К. С. Политология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 381-382.

12 Владимиров А. И. О национальной государственной идее России. М., 2001. С. 111.

13 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

14 Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. С. 18.

15 Нерсесянц В. С. Национальная идея России. М: НОРМА, 2001. С. 37.

16 Шилобод М. И. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 198.

17 Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 584.

18 Эберл Д. Общественные движения. М, 2006. С. 11.

19 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2003. С. 6.

20 Международное публичное право: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2004. С. 413.

21 Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1999. С. 3.


Информация о работе Гражданское общество