Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:21, курсовая работа
Формирования гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного российского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика понятия «гражданское общество»..................5
1.1. Определение понятия «гражданское общество»......................................5
1.2. Основные признаки гражданского общества.........................................12
Глава 2. Условия формирования гражданского общества в России.............19
2.1. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России...................................................................................................................19
2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества...............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................34
В мире выделяют четыре типа или поколения добровольных организаций.
Первое - так называемые благотворительные
НПО, задачей которых является решение
проблем, связанных с улучшением
социально-бытовых условий
Третье поколение НПО
представлено организациями, выступающими
за проведение реформ в политической
и экономической сферах. И, наконец,
НПО последнего поколения, аккумулируя
накопленный их предшественниками
опыт и сохраняя основные направления
их деятельности, стоят на позиции
альтернативного подхода к
НПО всех поколений сосуществуют
и нередко активно
НПО не только являются продуктом развития гражданского общества, но и способствуют расширению его социальных и политических границ.
В развитых индустриальных странах
НПО рассматривают как
НПО проявляют интерес к политике и свои возможности по социально-политической мобилизации масс. Они выступают как влиятельная группа давления, основанная на консолидации НПО, выступающих с глобалистских позиций.
НПО, отстаивая общедемократические идеалы развития и укрепляя основы местной демократии, способствуют формированию демократического мировоззрения в обществе. В процессе их взаимодействия с другими субъектами социального действия создается основа для формирования новой идеологии развития с приоритетными установками на экологические и общечеловеческие ценности.
В развивающихся странах
типологическое разнообразие НПО стало
результатом длительного
НПО представляют собой сегодня сложную систему общественных объединений. Первая группа - организации, созданные в доперестроечное время как вполне огосударствленные структуры, сумевшие пережить распад СССР. Вторая группа - организации, созданные во время перестройки. Третья группа - организации, созданные после 2000 года.
НПО можно разделить на две группы по видам интересов, которые они защищают: те, которые защищают групповые интересы, и те, которые защищают интересы общества.
НПО можно классифицировать и по другим признакам (проблемно-«отраслевым» сферам деятельности, формам организации, широте социальной базы и т. п.).
В России существует потребность общества в самоорганизации, прежде всего в интересах обеспечения социальной защиты групп населения, адаптация которых к новой жизни происходит медленно. НПО продолжают оставаться на периферии общественного развития. В развивающихся странах НПО сориентированы на решение социальных проблем и проявили себя в первую очередь в социальной сфере. Для России характерно повышенное внимание НПО к политическим вопросам.
Необходимо признать, что потенциал самодеятельности общества еще не раскрыт, а тяга к самоорганизации достаточно слаба. Население связывает в первую очередь реализацию своих материальных и духовных интересов с политическим развитием. В то же время присутствует институциональная слабость неформальных объединений. В стране ощущается недостаток эффективных лидеров, способных активизировать работу общественных групп в ситуации, когда в самом обществе интерес к деятельности, не обеспечивающей ни коммерческие, ни политические выгоды, чрезвычайно слаб.
Среди общественных организаций,
включая благотворительные
Общественные организации - институты гражданского общества - естественный фундамент политической демократии.
Государство и общественные организации взаимно связаны и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.
Роль общественных организаций
в нашей стране возрастает хотя бы
потому, что в процессе административной
реформы государство
Россия станет сильным
конкурентоспособным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под гражданским обществом понимается особая сфера отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывается и как цивильное, частное, приватное, то есть такое, в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольный им уклад жизни – область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.
Самыми неотложными задачами формирования гражданского общества в России являются, безусловно, последовательное доведение до логического завершения начатых экономических реформ в части упорядочения отношений собственности, конкретизации субъекта собственности и формирования экономического пространства, мобилизующего творчество и инициативу ответственного субъекта экономической деятельности. Но эта задача окажется незавершенной без того, чтобы отстоять и логику социально-политических реформ в обществе. Здесь главные элементы состоят в самой широкой демократизации общественной жизни, надежной защите свободы слова, законности, формировании и утверждении адекватных времени мировоззренческих парадигм, идеологии и культуры плюрализма и толерантности, совершенствовании и развитии новых форм и способов социального дискурса.
Эти факторы должны рассматриваться
как основные и безусловные предпосылки
формирования гражданского общества.
Вне формирования этих предпосылок
невозможно сегодня рассматривать
ни вопросы общественной безопасности,
ни проблемы предупреждения гуманитарной
катастрофы, грозящей российскому обществу
в результате социального распада.
Все эти факторы, как представляется,
должны рассматриваться как
Прежде всего, речь идет о том, что становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние институты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служить основой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организации вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельность граждан, групп граждан.
Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы и методы деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня в нелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия на объединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечение благоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту прав потребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чаще обращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, к защите от произвола государства, его бюрократических структур.
Гражданское общество в современной
России призвано сыграть особую роль
в переходе страны к демократии и
цивилизованному рынку. Если укрепление
государственности будет
1 Кара-Мурза В. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 244-245.
2 См.: Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2004. С. 203.
3 См.: Шилобод М. И. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 287.
4 Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 50; Гегель. Философия права. М., 1990. С. 228.
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 64.
6 Маркс К, Энгельс Ф Соч. Т. 3. С. 132.
7 См.: Одинцова А. В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8. С. 14.
8 См.: Матузов Н. И. Указ. соч. С 206.
9 Джунусов М. С. Гражданское общество / Политическая энциклопедия в 2 Т. Т. 1. М., 2003. С. 231.
10 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. Б. Венгерова. М: Юрайт, 2005. С. 97.
11 Гаджиев К. С. Политология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 381-382.
12 Владимиров А. И. О национальной государственной идее России. М., 2001. С. 111.
13 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
14 Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. С. 18.
15 Нерсесянц В. С. Национальная идея России. М: НОРМА, 2001. С. 37.
16 Шилобод М. И. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 198.
17 Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 584.
18 Эберл Д. Общественные движения. М, 2006. С. 11.
19 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2003. С. 6.
20 Международное публичное право: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2004. С. 413.
21 Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1999. С. 3.