Игровые технологии в правовом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Содержание работы

Введение 3 Глава I. Теоретическая часть. 4
1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву 5
1.2 Игровые технологии в обучении праву 9
Глава II. Практическая часть. Вариант игровой ситуации 14
2.1 Разработка игры 15
2.2 Подготовка игроков 17
2.3 Проведение игры 18
2.4 Завершение игры и выход из нее 20
2.5 Анализ игры 20
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Игровые технологии в правовом обучении.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО МордГПИ им. М.Е Евсевьева

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА

 

Кафедра правовых дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа

Игровые технологии в правовом обучении

 

 

 

      Выполнил: студент

           факультета истории и права

            группы ИЗП-110

     Лукашин Алексей Николаевич

            Проверил: канд.философ.наук.

Ст.преподаватель кафедры

правовых дисциплин

Куприянов А.Ю

 

 

 

Саранск 2014г

 

Содержание

 

Введение            3                      Глава I. Теоретическая часть.         4

1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву             5

1.2 Игровые технологии в обучении праву      9

Глава II. Практическая часть. Вариант игровой ситуации    14

2.1 Разработка игры          15

2.2 Подготовка игроков          17

2.3 Проведение игры          18

2.4 Завершение игры и выход из нее       20

2.5 Анализ игры           20

Заключение           23

Список литературы          24

 

 

Введение

 

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишения ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра- это продолжение жизни, где вымысел – грань правды». Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она- их школа жизни и «практика развития.

 

Глава I. Теоретическая часть.

 

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения и даже абсолютизации культурного значения игры.

Проблема игры возникла как слагаемые проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально – экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно -политическое значение. Древние Греки считали что боги покровительствуют играм, а в Древнем Китае игры открывал сам император.

Античный идеал – совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рожденные в Древней Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались все войны, устанавливалось перемирие, узников отпускали на поруки. никто не мог быть арестован, все имели право на участие в великом празднестве спорта, искусств и ремесел, на участи в самых разных игровых состязаниях. Игровая практика, по мнению многих, олицетворяла переходность жизни. Об этом пишет М. Эпштейн, считающий игру явлением промежуточным. Усложнение орудий труда вытеснило детей из трудовых процессов и игра из религиозно – эстетических ритуалов стало собственно игрой для детей. Активизация высших духовных усилий породила особую форму самоценности – просвещение. В этом плане игра становится средством просвещения, приобщения к культуре, передачи знаний.

На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно - культурный смысл. Многие исследователи игры связывают её происхождение с религиозной культурой. Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе.

Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З. Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане, Колодца, Фромм, Хейзинга, Валлон, Берн и другие.

Достаточно важными теоретическими вопросами является вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, о её структуре и динамике развития.

Следует отметить что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно детской, дошкольной особой «зоны»детской жизни. Хотя игры, бесспорно, есть значимая деятельность и для подростков, и для юношества, и для взрослого, и вообще сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Богатство игрового элемента в культуре любого народа может служить одним из критериев её гуманистического развития. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, права, труда, общения, искусства, спорта и т.д Без игры, считают просветители прошлого, жить детям неинтересно, скучно. Серость жизни, подчеркивал С.Т. Шацкий. вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания.

 

1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву

 

В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра - это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность в взаимосвязь с другими ведами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе».

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.

В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:

  1. Дидактические игры и игровые элементы.
  2. Имитационные игры.
  3. Сюжетно-ролевые игры.
  4. Деловые игры.
  5. Иллюстративные игры.

1) Дидактические игры. Представляет собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций,которое носит интеллектуальный,познавательный характер.Специалисты считают,что они похожи на соревнование.Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос,решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний,которым он обладает.

2) Имитационные игры. Эта группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов.

  • Дидактические цели игры (что должны получить участники игры)
  • Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре
  • Игровая установка (информация предлагаемая играющим перед началом игры)
  • Игровой реквизит
  • Как будет организовано пространство в игре
  • Игровые роли
  • Материальное обеспечение ролей (какие предметы и документы потребуются участникам)
  • Игровые цели и условия, побуждающие игроков действовать (внутренние механизмы развития сюжета)
  • Примерный сценарий игры
  • Вопросы для первоначального обсуждения игры
  • Варианты усложнения сюжета (дополнительные сюжетные линии, связь с другими темами)

3) Сюжетно-ролевые игры. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения.

4) Деловые игры. Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества. В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр.

5) Иллюстративные игры. Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).

Обычно иллюстративные игры проводятся для 7-8 классов.

В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и неигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, скрываемые самим человеком.

В практике работы школ используется проведение конкурсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей (школу, ряд школ). Учитель права должен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, разработать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного школьниками материала. Целесообразно подготовить нестандартные задания, которые вызвали бы у участников мероприятия интерес. Уровень их сложности определяется индивидуально. Детей не следует предварительно знакомить с вопросами. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения педагога

 

1.2 Игровые технологии в обучении праву

 

Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром (“кусок” жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то понимание (озарение, катарсис), и выработанное или измененное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, так или иначе познавая игровую действительность, а затем анализируя прошедшую игру, он изучает явление, послужившее прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования – простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления”. Игры-драматизации, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Некоторым из них дать определение очень легко, определения других сливаются друг с другом, путаются. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе у каждого вида игр есть некий набор признаков (они могут быть одинаковыми для разных игр), познакомиться с ними можно обратившись к специальной литературе.

Информация о работе Игровые технологии в правовом обучении