Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:37, контрольная работа
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Введение 3 Глава I. Теоретическая часть. 4
1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву 5
1.2 Игровые технологии в обучении праву 9
Глава II. Практическая часть. Вариант игровой ситуации 14
2.1 Разработка игры 15
2.2 Подготовка игроков 17
2.3 Проведение игры 18
2.4 Завершение игры и выход из нее 20
2.5 Анализ игры 20
Заключение 23
Список литературы 24
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУ ВПО МордГПИ им. М.Е Евсевьева
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА
Кафедра правовых дисциплин
Контрольная работа
Игровые технологии в правовом обучении
Выполнил: студент
факультета истории и права
группы ИЗП-110
Лукашин Алексей Николаевич
Проверил: канд.философ.наук.
Ст.преподаватель кафедры
правовых дисциплин
Куприянов А.Ю
Саранск 2014г
Содержание
Введение 3
1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву 5
1.2 Игровые технологии в обучении праву 9
Глава II. Практическая часть. Вариант игровой ситуации 14
2.1 Разработка игры 15
2.2 Подготовка игроков 17
2.3 Проведение игры 18
2.4 Завершение игры и выход из нее 20
2.5 Анализ игры 20
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишения ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра- это продолжение жизни, где вымысел – грань правды». Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она- их школа жизни и «практика развития.
Глава I. Теоретическая часть.
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения и даже абсолютизации культурного значения игры.
Проблема игры возникла как слагаемые проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально – экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно -политическое значение. Древние Греки считали что боги покровительствуют играм, а в Древнем Китае игры открывал сам император.
Античный идеал – совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рожденные в Древней Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались все войны, устанавливалось перемирие, узников отпускали на поруки. никто не мог быть арестован, все имели право на участие в великом празднестве спорта, искусств и ремесел, на участи в самых разных игровых состязаниях. Игровая практика, по мнению многих, олицетворяла переходность жизни. Об этом пишет М. Эпштейн, считающий игру явлением промежуточным. Усложнение орудий труда вытеснило детей из трудовых процессов и игра из религиозно – эстетических ритуалов стало собственно игрой для детей. Активизация высших духовных усилий породила особую форму самоценности – просвещение. В этом плане игра становится средством просвещения, приобщения к культуре, передачи знаний.
На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно - культурный смысл. Многие исследователи игры связывают её происхождение с религиозной культурой. Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе.
Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З. Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане, Колодца, Фромм, Хейзинга, Валлон, Берн и другие.
Достаточно важными теоретическими вопросами является вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, о её структуре и динамике развития.
Следует отметить что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно детской, дошкольной особой «зоны»детской жизни. Хотя игры, бесспорно, есть значимая деятельность и для подростков, и для юношества, и для взрослого, и вообще сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Богатство игрового элемента в культуре любого народа может служить одним из критериев её гуманистического развития. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, права, труда, общения, искусства, спорта и т.д Без игры, считают просветители прошлого, жить детям неинтересно, скучно. Серость жизни, подчеркивал С.Т. Шацкий. вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания.
1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву
В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра - это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность в взаимосвязь с другими ведами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе».
Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.
В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.
Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:
1) Дидактические игры. Представляет собой искусственное моделирование
определенных жизненных ситуаций,которое
носит интеллектуальный,
2) Имитационные игры. Эта группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов.
3) Сюжетно-ролевые игры. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения.
4) Деловые игры. Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества. В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр.
5) Иллюстративные игры. Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).
Обычно иллюстративные игры проводятся для 7-8 классов.
В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.
И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и неигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.
Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.
В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.
Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, скрываемые самим человеком.
В практике работы школ используется проведение конкурсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей (школу, ряд школ). Учитель права должен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, разработать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного школьниками материала. Целесообразно подготовить нестандартные задания, которые вызвали бы у участников мероприятия интерес. Уровень их сложности определяется индивидуально. Детей не следует предварительно знакомить с вопросами. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения педагога
1.2 Игровые технологии в обучении праву
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром (“кусок” жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то понимание (озарение, катарсис), и выработанное или измененное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, так или иначе познавая игровую действительность, а затем анализируя прошедшую игру, он изучает явление, послужившее прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования – простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления”. Игры-драматизации, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Некоторым из них дать определение очень легко, определения других сливаются друг с другом, путаются. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе у каждого вида игр есть некий набор признаков (они могут быть одинаковыми для разных игр), познакомиться с ними можно обратившись к специальной литературе.