Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:37, контрольная работа
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Введение 3 Глава I. Теоретическая часть. 4
1.1 Классификация и особенности игр в обучении праву 5
1.2 Игровые технологии в обучении праву 9
Глава II. Практическая часть. Вариант игровой ситуации 14
2.1 Разработка игры 15
2.2 Подготовка игроков 17
2.3 Проведение игры 18
2.4 Завершение игры и выход из нее 20
2.5 Анализ игры 20
Заключение 23
Список литературы 24
Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Обычно обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы над темой. Часть проблем затрагивается в самой игре, часть добавляется на следующих занятиях, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую общую систему. Предлагаемая нами схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к непосредственному описанию игр, учитель сможет продумать, как строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид.
Эмоциональный вид обсуждения: особое внимание уделяется чувствам играющих. Преподаватель просит вспомнить (или же он заранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра. Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать учащихся какой-либо проблемой, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации.
Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении – выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью на рациональном уровне, поиск путей решения данной проблемы. Учащиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему как на математическую задачу. Во многих играх обучаемые должны сформировать некую стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. Важно, чтобы они отрефлексировали ее, и она закрепилась в их в сознании.
“Конструкторское” обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затронутые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках), учащиеся вместе с преподавателем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более полно соответствовала жизни. Или изменить “механизмы” игры, чтобы точнее выполнялись ее учебные цели.
Ситуация игры предполагает максимальную свободу действий, и, конечно же, это требует от учителя большой подготовки, гибкости, способности быстро реагировать на импровизации учеников, импровизировать самому - и все это не выходя из роли. Естественно, что перечислены не все трудности, тем более, что их набор очень индивидуален. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры могут принести массу неприятностей детям, огорчений - учителю, да еще и совсем не гарантируют хорошего учебного результата'. Нужны ли они вообще? Да, но только правильно методически организованные».
Игры делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному и целевому признаку.
Все игры так или иначе решают своим воздействием на участников три задачи. Но, выделив, как три вида, воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. И каждая ролевая игра, на данном этапе, является способом проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением, пожалуй, деловых игр, которые в этом обзоре не рассматриваются. Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные игры, участники которых собираются, в основном, с целью отдохнуть таким нетрадиционным способом, и образовательные, организаторы которых ставят перед собой задачу передать игрокам определенные знания и навыки. Причем, игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как представляет возможность создавать исторические, политические, этнографические и технические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения целей для игроков и организаторов.
Но для успешного проведения даже простой игры, организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки.
Участие в играх можно классифицировать по «глубине погружения». Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта.
1) Пассивное участие («Экскурсант»). На этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми событиями они могут свободно перемещаться по игровой территории и задавать вопросы.
2) Ограниченное участие («Ведомый»). Участники непосредственно включены в игру. Они одеты в игровую одежду, разделены на команды или имеют индивидуальные роли, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшего хода игры.
3) Свободное участие («Игрок»). Для проведения таких игр необходимо наличие опыта у участников и четкая работа ведущих. Игроки самостоятельно определяют свои действия в игре. Они сами разрабатывают личные и командные легенды на основе мастерских установок. Игровые костюмы, оружие и другие атрибуты изготавливаются игроками и предоставляются ведущими. В игре могут иметь место и театрализованные моменты, но в основном ход игры зависит и от самих участников.
Глава II. Практическая часть. Вариант игровой ситуации
а) Подростка вечером на улице остановил милиционер и отвел в отделение милиции. Там выяснилось, что его подозревают в совершенном неподалеку от места задержания преступлении, поскольку его приметы совпадают с описаниями примет преступника, данных свидетелями. Следователь стремится получить соответствующие показания. Что делать?
Возможные роли: подросток, его родители, сотрудники милиции, свидетели.
б) Семья (глава семьи - чеченец, его жена - русская, двое детей) бежала из Грозного, так как оставаться там было опасно. Приехали в Пермь, думая, что остановятся у родственников жены. Однако оказалось, что те уехали в неизвестном направлении. Что делать? Где жить?
Возможные роли: члены семьи, соседи уехавших родственников, чиновники.
в) Молодой человек желает реализовать свое права на альтернативную гражданскую службу, поскольку он не приемлет никакого насилия и является убежденным сторонником идеологии пацифизма. Что он может предпринять?
Возможные роли: молодой человек, его друзья, представители правозащитных организаций, военкомата, милиции, работники судов.
Для проведения урока подобным образом учитель знакомит учеников с правозащитными методиками. Группам предлагается прочитать правовой материал.
Допустим, что вас пригласили пройти в отделение милиции. Что делать?
Прежде всего работник милиции обязан вам представиться (назвать свое звание, фамилию и отделение милиции) и объяснить, чем вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных органов в штатском.
Выясните, в качестве кого вам предлагают «пройти» - приглашённого или задержанного.
Если вы приглашенный, вы можете быть приглашены как очевидец происшествия или понятой, но понятым может быть только совершеннолетний. Приглашение необязательно для вас. Вы можете его .принять или отказаться. Все зависит от вас.
Внимание! Если вы приглашенный, работник милиции может записать ваши объяснения. Объяснения - не показания! За отказ и дачу ложных объяснений нельзя привлечь ни к какой ответственности.
Если вы задержанный:
2.1 Разработка игры
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты:
От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит ход игры.
1) Картина моделируемого мира. Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова:
а) место действия;
б) время действия;
в) действующие лица и занимаемое ими положение;
г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;
д) ситуация, сложившаяся на начало игры.
2) Правила игры. Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований.
3) Командные и индивидуальные вводные. Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами.
Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные должны содержать следующую информацию:
Командная вводная:
а) название команды ( группы, страны, народа);
б) легенда команды:
-- происхождение,
-- важные исторические события,
--легенды, предания,
-- обряды, религия,
-- командные тайны;
в) структура команды:
-- управление,
-- социальный состав,
-- отношения между слоями и членами команды;
г) отношения команды с окружающими:
-- друзья,
-- враги,
--нейтральные силы;
д) цели команды в игре.
Индивидуальные вводные:
а) игровое имя,
б) возраст,
в) официальные биографические данные,
г) нынешнее положение в обществе,
д) отношение к окружающим,
е) предметы и личные тайны,
ж) игровая информация,
з) цели в игре.
2.2 Подготовка игроков
1. Ознакомление игроков с
2. Распределение ролей
3. Обсуждение командных и
4.Театрализованное знакомство игроков.
Вторым, самым рутинным этапом организации ролевой игры является подготовка ее участников. Чем сложнее и масштабнее игра. Тем дольше и тщательнее должна вестись подготовка к ней. Авторы выделяют два вида подготовки игроков: первый, когда организаторы, подготовив картину моделируемого мира и правила игры, знакомят с ними участников. Пакет данных разрабатывается организаторами, и они же, на свое усмотрение, распределяют роли. Первый вариант более продолжителен по времени, но в этом случае участники более тщательнее готовятся к игре, включаются в творческий процесс ее создания.
И в том, и в другом случае, обязательно должно быть проведено обсуждение командных и индивидуальных вводных, чтобы исключить различное толкование информации, содержащейся в них. Организаторы должны объяснить игрокам, какой смысл они вкладывают в то или иное положение. Удостовериться, что команда ( или игрок) вполне четко и правильно представляет собой игровой образ. Кроме того, это обсуждение поможет лучше узнать участников и строить игровые планы на основе этих данных. При организации масштабных игр, зачастую невозможно обсудить индивидуальные вводные со всеми участниками, и приходится ограничиваться разговором с руководителями команд и игроками, имеющими ключевые роли.
Последним пунктом подготовки участников является их театрализованное знакомство. Существует несколько вариантов его проведения. Это может быть просто общий сбор участников в игровых костюмах ( если таковые имеются), на котором происходит представление участников друг другу. На сборе может быть организована короткая пресс- конференция, во время которой участники игры могут задавать вопросы представляемым участникам.
2.3 Проведение игры
Этот этап является наиболее интересным для участников и наиболее сложным для ведущих. Какой бы полной и всеобъемлющей не была картина моделируемого мира, как бы не были хороши правила и подготовка игроков – все равно, проведение игры требует от ведущих большого физического и интеллектуального напряжения.