Исполнительная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ). Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….2
2. Система органов исполнительной власти………………………………………………………………………………..3
3. Структура федеральных органов исполнительной власти………………………………………………………10
4. Президент Российской Федерации и исполнительная власть……………………………………………….11
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………………………………………………………..13
6. Органы местного самоуправления в системе публичной власти……….....................................16
7. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..19
8. Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Система ГиМУ1.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

8) вправе использовать  согласительные процедуры для  раз­решения разногласии между  органами исполнительной власти  Российской Федерации и органами  исполнительной власти субъектов  РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае не достижения согласо­ванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с иници­ативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.

9) представляет Государственной  Думе Федерального Собра­ния кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

10) по предложению Председателя  Правительства РФ назначает: на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, федеральных министров 

11) представляет Совету  Федерации Федерального Собрания  кандидатуры для назначения на  высшие судебные должности, а  также кандидатуру Генерального  прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет  Совет Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет  руководство Администрацией Президента  РФ;

14) утверждает военную  доктрину Российской Федерации;

15) назначает и освобождает  от должности полномочных представителей  Президента РФ в российских  регионах;

16) назначает и отзывает  дипломатических представителей  РФ в иностранных государствах  и международных организациях. По  представлению Председателя Правительства  РФ Президент РФ утверждает  систему и структуру федеральных  органов исполнительной власти, вносит в них изменения и  дополнения. Он имеет право вносить  изменения в состав Правительств  РФ, упразднять, объединять или преобразовывать  федеральные органы исполнительной  власти.

Президент РФ может вводить  на территории РФ или в ее отдельных  местностях военное положение в  случае агрессии против России или  непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федераль­ным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное по­ложение: Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.Высшие должностные лица субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, ко­торая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчи­ненных Президенту РФ. Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномоч­ном представителе Президента Российской Федерации в феде­ральном округе. В России образовано семь федеральных округов:Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволж­ский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять феде­ральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты меж­ду органами региональной государственной власти и территори­альными органами федеральной исполнительной власти.Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содей­ствующим реализации полномочий главы государства по вопро­сам обеспечения согласованного функционирования не взаимо­действия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президен­том РФ, являются: обсуждение имеющих особое государствен­ное значение проблем, касающихся взаимоотношении Россий­ской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государ­ственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; Обсужде­ние вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоря­жений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кад­ровой политики в стране.

 

 

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

Деятельность органов  исполнительной власти осуществляется в 89 субъектах РФ Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:

1) в республиках, имеющих  свои конституции, которые определяют  основные начала создания Системы  республиканских исполнительных  органов; 

2) в краях и областях (т. е. администравно территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах; 3) в автономных образованиях (одна область и округа);

3) в городах федерального значения (Москве и Санкт - Петербурге);

В целях преодоления противоречий регионального законодательства 90-х  гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным  законодателем были установлены  рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формированием  региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с вышеназванным  Законом система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими  самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицами субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ.

В субъекте РФ устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной субъекта РФ, который возглавляет руководитель (президент республики, губернатор, глава администрации). Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность  высшего должностного лица субъекта РФ, которое возглавляет в данном случае высший исполнительный орган  государствен­ной власти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается на срок не более пяти лет (и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, консти­туцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избира­тельным правом. Наименование должности высшего должностно­го лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается кон­ституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, нацио­нальных и иных традиций данного субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные пол­номочия:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной  вла­сти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении Внешнеэкономических связей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени, субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя  их обнародование путем подписания законов или издания специальных  актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным органом  государственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством  субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законо­дательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодатель­ный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной _власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в  работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса.

Руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ может осуществлять и иные полномочия. При этом он обязан соблюдать. Конституцию РФ, федеральные  законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять  указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.Высшее должностное лицо субъекта РФ издает на основе федеральных и региональных законов, нормативных актов Пре­зидента РФ и Правительства РФ указы (постановления) и рас­поряжения, которые обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта РФ.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим  органом исполнительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции  РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных  правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование этого органа, его структура, порядок его (формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает правами юридического лица, имеете гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов испол­нительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в  проведении единой государственной  политики в обла­сти финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реа­лизации, обеспечению и защите прав и свобод человека и граж­данина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления  высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономи­ческого развития субъекта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит  отчет об исполнении указанного бюджета  и отчеты о выполне­нии программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъек­та РФ в законодательный (представительный) орган государ­ственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

д) управляет и распоряжается  собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также  федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, вы­борному или иному должностному лицу местного самоуправле­ния привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеративными органами исполнительной власти о разгра­ничении предметов  ведения и полномочий, а также  соглашения в взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

з) осуществляет полномочия, установленные федераль­ными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполни­тельной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

В краях и областях - субъектах  РФ - органом исполнитель­ной власти является администрация края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа. В краях и областях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главой исполни­тельной власти, возглавляя систему ее органов. В автономных округах исполнительная власть осуществляется главами адми­нистраций, губернаторами или правительствами.

 

Органы  местного самоуправления в системе  публичной власти

 

Публичная власть имеет двухуровневую  структуру: государ­ственный уровень (органы государственной власти, в  том числе органы исполнительной власти) и местный муниципальный) уровень (органы местного cамоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создают­ся исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть воп­рос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их ста­новления и формирования в России. Законодатель устанавливает виды организаций, которые от­носятся; к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» органами местного самоуправления считают­ся избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального обра­зования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей террито­рии РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных рай­онах, городских округах и на внутригородских территориях го­родов федерального значения. Границы территорий муници­пальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренны­ми указанным Законом.

Информация о работе Исполнительная власть в РФ