Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе анализа и выявления существующего материала охарактеризовать теоретические аспекты построения системы источников права, а также её практическую реализацию в Республике Беларусь.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
- исследованы понятие и общая характеристика источников права;
- изучены виды источников права;
- охарактеризованы формы (источники) права в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА 7
ГЛАВА 2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 15
2.1 Общая характеристика видов источника права 15
2.2 Нормативный правовой акт, как важнейший источник права 20
ГЛАВА 3 ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Общая характеристика источников права Республики Беларусь 22
3.2 Нормативный правовой акт и его место в системе источников права Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Нормативный правовой акт — это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов. Они не являются нормативными правовыми актами, так как не содержат в себе юридических норм. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, то они тем самым применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят правоприменительный характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, т.е. акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами [5, c.339].

Нормативные правовые акты следует отличать и от актов толкования, в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется.

По сравнению  с другими источниками права, нормативный правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и ясно, в письменном виде формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения [11, c.409].

Обобщив и подытожив  материалы второй главы, можно прийти к следующим выводам.

Современная юридическая  наука к наиболее распространенным источникам права относит правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и другие источники. Следует отметить, что в различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах одновременно применялись несколько источников права. Однако в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определенные из них приобретали доминирующее значение.

Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Система нормативных правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции [5, c.340].

ГЛАВА 3

ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Общая характеристика источников права Республики Беларусь

 

Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как  и во многих других странах континентальной  Европы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило то обстоятельство, что в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативные правовые акты. В настоящее время к ним относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и инструкции, решения местных представительных и исполнительных органов власти и другие акты. Вместе с тем нормативный правовой акт не является единственной формой выражения правовых норм. Белорусской правовой системой признаются в качестве источников права и такие их разновидности, как санкционированные обычаи и нормативные договоры [5, c.312].

До последнего времени они не имели широкого применения. В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Примером может служить формулировка статьи 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее  – ГК) [20], относящаяся к исполнению обязательств, в которой говорится: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями». Так же сказано и в статье 882 ГК.

Правовой обычай достаточно широко используется в международном  праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права  руководствуется обычаями, регулирующими  международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли.

Что касается договора с нормативным содержанием, то можно  предположить, что в современный период он получит более широкое развитие.

Как отмечалось, этот источник также широко используется в международном праве. Республика Беларусь в настоящее время состоит в различных договорных отношениях со многими странами и международными организациями. Несомненно, что эти отношения Беларуси как суверенного государства будут активизироваться, а, следовательно, и более широко применяться международные нормативные договоры и соглашения как их разновидности.

Нормативный договор  используется как источник и во внутринациональном праве. В качестве примера этого источника во внутринациональном праве обычно называют коллективный договор. Коллективный договор, как известно, заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств работодателей и работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах предприятий или организаций и имеют локальный (местный) характер              [5, c.313].

К разновидностям нормативного договора следует отнести и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском, отраслевом и местном уровнях. В частности, сторонами генеральных соглашений выступают правительство, федерация профсоюзов и объединения предпринимателей. В этих соглашениях  содержатся согласованные установления, имеющие характер общей нормы, а, следовательно, они обладают всеми признаками нормативного договора.

Необходимо, однако, отметить, что в юридической литературе неоднозначно оценивается нормативный договор как источник права. Некоторые авторы рассматривают его в качестве нормативного правового акта  [1, c.78]. Большинство же ученых полагают, что нормативный договор как источник права обладает такой спецификой, которая дает основание считать его самостоятельной формой права. Эта специфика проявляется, прежде всего, в договорном характере нормативных правоустановлений, в особенностях их действия и реализации. Более того, как правильно отмечает профессор         Н.В. Сильченко, в настоящее время в связи с процессами формирования рыночных отношений, новыми факторами в различных сферах нашей жизни роль нормативного договора будет повышаться [19, c.75].

Таким образом, в правовой системе Беларуси используются три вида форм (источников) права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Причем основное, доминирующее положение занимает нормативный правовой акт. Другие известные истории источники права, такие как религиозные писания, научные юридические доктрины, не входят в систему источников белорусского права. Не выступает в таком качестве и юридический прецедент. Хотя в настоящее время в литературе высказываются суждения о целесообразности его (пока ограниченного) использования в условиях Беларуси.

3.2 Нормативный правовой акт и его место в системе источников права Республики Беларусь

 

Поскольку наиболее характерным, основным для Республики Беларусь источником права является нормативный правовой акт, необходимо несколько подробнее рассмотреть его разновидности.

Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» [16] к общим признакам правомерно относит то, что нормативные правовые акты:

1) являются официальными  документами установленной формы;

2) издаются в  пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица);

3) издаются с  соблюдением предусмотренной процедуры.

Специальными признаками является то, что они:

1) содержат общеобязательные  нормы права;

2) рассчитаны  на неопределенный круг лиц;

3) рассчитаны  на неоднократное применение;

4) регулируют  определенный, как правило, вид  общественных отношений.

Нормативные правовые акты содержат нормы права. Это означает, что они устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы (правила  поведения). Правовые нормы заключают  в себе общие обязательные правила поведения. Они не имеют конкретного (персонифицированного) адресата, т.е. не обращены к конкретным лицам, рассчитаны на неопределенный круг лиц. Ими регулируется определенный вид общественных отношений. Нормативные акты рассчитаны на неоднократное, непрерывное применение.

Нормативные акты являются важнейшими источниками права. Они могут содержать нормы не только административного, но и других отраслей права: гражданского, трудового, экологического, финансового и т.д. Однако в таких актах не может быть норм уголовного и уголовно-процессуального права, которые содержатся лишь в законах.

В Республике Беларусь отсутствует правовой акт, в котором  бы назывались государственные органы, а тем более должностные лица, уполномоченные издавать нормативные акты. Конкретно такие полномочия определяются в актах, устанавливающих их правовой статус. Это положения, уставы и так далее. В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [16] дан перечень лишь наиболее важных органов, уполномоченных издавать правовые акты. К ним относятся: Президент, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, включая и Национальный банк Республики Беларусь.

Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам по Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [9], являются:

Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, являются:

- соответствие принципам нормотворческой деятельности;

- согласованность нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами;

- принятие (издание) нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;

- принятие (издание) нормативного правового акта в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь;

- соответствие нормативного правового акта нормотворческой технике (ст.9 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [16]).

Нормативные акты занимают важнейшее место в системе  правовых актов управления. Они представляют собой административные законы, но, несмотря на это, не теряют качества подзаконности. Рассматриваемые акты издаются в силу того, что законами детально не урегулированы все стороны общественной жизни, а потребность в таком регулировании существует. Кроме того, административное нормотворчество вызвано и оправдано необходимостью оперативного реагирования на потребности жизни. По названным причинам административные законы являются настоящими помощниками представительных законов. В то же время законами могут регулироваться отношения, возникающие па основе административного нормотворчества. Административными законами конкретизируются, детализируются, развиваются положения законов, но законы ими не дополняются, не подменяются и не заменяются. Законы остаются на верхней ступени в иерархии правовых актов и имеют высшую юридическую силу. Нормативные акты управления, несмотря на их важность и значимость, выполняют свое основное назначение — исполнение, проведение в жизнь законов. Нормативными актами управления решаются наиболее значимые вопросы управленческого характера.

По времени  действия правовые акты бывают постоянного  и временного действия. Акты постоянного  действия не ограничены временными рамками, они действуют до их отмены. К ним относятся, в первую очередь, нормативные акты. Однако такими актами могут быть и индивидуальные, например, приказы о зачислении на должность, назначении пенсии, зачислении в число студентов. Поэтому вряд ли можно согласиться с нормой Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что ненормативные акты имеют одноразовое применение (ч.1 ст. 3).

По порядку  издания акты делятся на коллегиальные  и едино-начальные (единоличные). Коллегиальные  акты принимаются на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь, его Президиума, местных исполнительных комитетов, местных администраций, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других коллегиальных органов. Принятие их зависит от наличия кворума, простого или квалифицированного большинства голосов от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании. Так, решения местного исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполкома (см. ч. 7 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [15]). Решения Правительства Республики Беларусь принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства.

Все нормативные правовые акты подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов.

Закон — это  такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой [4, c.47].

В зависимости  от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией.

В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция [8]. В ней закрепляется организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. В республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (ст.ст.138, 139, 140 Конституции Республики Беларусь) [8]. Конституция является юридической базой для всего действующего законодательства.

Информация о работе Источники права