Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:11, курсовая работа
Цель данной работы – на основе анализа и выявления существующего материала охарактеризовать теоретические аспекты построения системы источников права, а также её практическую реализацию в Республике Беларусь.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
- исследованы понятие и общая характеристика источников права;
- изучены виды источников права;
- охарактеризованы формы (источники) права в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА 7
ГЛАВА 2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 15
2.1 Общая характеристика видов источника права 15
2.2 Нормативный правовой акт, как важнейший источник права 20
ГЛАВА 3 ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Общая характеристика источников права Республики Беларусь 22
3.2 Нормативный правовой акт и его место в системе источников права Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура.
Законы можно классифицировать и по другим признакам. Так, в зависимости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемые референдумом и принимаемые законодательными органами. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. К первой группе можно, например, отнести Закон «О гражданстве» [14].
В соответствии с Конституцией в редакции 1996 г. Президенту Республики Беларусь предоставлено право издания декретов, имеющих силу законов.
Президент Республики Беларусь уполномочен Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения.
Это акты, издание которых присуще только главе государства. С помощью их могут решаться и управленческие вопросы. В Конституции не определено, когда должен издаваться тот или другой вид актов. Статьей 101 Конституции предусмотрено два вида декретов [8]. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.
Второй вид декретов Президент может издавать в силу особой необходимости по своей инициативе либо по предложению Правительства. Эти декреты имеют силу закона и являются временными до рассмотрения их палатами Национального собрания. Если они не отменены не менее чем двумя третьими голосов от полного состава каждой из палат, то сохраняют силу и продолжают действовать. Декреты всегда нормативны, и ими регулируются самые разнообразные вопросы государственной и общественной жизни. Издание декретов предусмотрено Конституцией Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. [8].
Указы по юридической силе находятся ниже декретов. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Указы могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными) [5, c.316].
Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.
Следует иметь в виду, что указы Президента могут носить и ненормативный характер, т.е. не являться источниками права. Таковыми, например, могут быть указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания, о награждении и т.д. Те же указы, в которых содержатся правила общего характера, т.е. имеющие нормативное содержание, являются источниками права. Они не должны противоречить Конституции и другим актам законодательства. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к числу нормативных актов [5, c.316].
Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят подзаконный характер и издаются по важным вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления правительства обычно носят нормативный характер.
Премьер-министр издает, в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т.е. являются актами индивидуального регулирования.
Следующим видом подзаконных нормативных актов являются ведомственные акты. Они издаются центральными органами государственного управления — министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Но некоторые из министерств, государственных комитетов обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и др. Наименование актов, издаваемых центральными органами управления, не определено в нормативном порядке. На практике большинство из них является приказами и инструкциями. Приказы могут быть как нормативного, так и ненормативного содержания. Инструкции же являются только нормативными [5, c.316].
Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить всем вышестоящим по юридической силе нормативным актам.
Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительные органы власти (областей, городов, районов).
Местные Советы депутатов и исполнительные комитеты принимают решения согласно своему статусу.
Управления и отделы исполнительных комитетов принимают приказы и инструкции. Такие же акты локального значения могут принимать и руководители предприятий и учреждений.
Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций. Они обычно издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда и отдыха и другие аспекты [5, c.317].
В заключение третьей главы хочется отметить следующие существенные моменты.
В качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативные правовые акты. В настоящее время к ним относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и инструкции, решения местных представительных и исполнительных органов власти и другие акты. Вместе с тем нормативный правовой акт не является единственной формой выражения правовых норм. Белорусской правовой системой признаются в качестве источников права и такие их разновидности, как санкционированные обычаи и нормативные договоры.
Таким образом, в правовой системе Беларуси используются три вида форм (источников) права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Причем основное, доминирующее положение занимает нормативный правовой акт.
В Республике Беларусь отсутствует правовой акт, в котором бы назывались государственные органы, а тем более должностные лица, уполномоченные издавать нормативные акты. Конкретно такие полномочия определяются в актах, устанавливающих их правовой статус.
В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). Обычные (текущие) законы и друге нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура.
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.
Во-первых, право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и, в конечном счете, должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
Во-вторых, соотношения понятия источника права с понятием формы права отечественными и зарубежными авторами всегда решался и до сих пор решается далеко не одинаково. Традиционно существует два диаметрально противоположных варианта решения данного вопроса. При совпадении понятий формы и источника права, обозначающие их термины, следует признавать идентичными по своему смысловому значению и содержанию, взаимозаменяемыми. Во всех других случаях подобная взаимозаменяемость данных терминов в силу неадекватности рассматриваемых явлений и отражающих их понятий исключается. Однако в учебной, а нередко и в научной юридической литературе различные смысловые оттенки терминов «источник права» и «форма права» не принимаются во внимание и эти понятия почти во всех случаях используются как идентичные.
В-третьих, современная юридическая наука к наиболее распространенным источникам права относит правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и другие источники. Следует отметить, что в различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах одновременно применялись несколько источников права. Однако в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определенные из них приобретали доминирующее значение.
В-четвертых, нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Система нормативных правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции.
В-пятых, в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативные правовые акты.
В-шестых, в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, в котором бы назывались государственные органы, а тем более должностные лица, уполномоченные издавать нормативные акты. Конкретно такие полномочия определяются в актах, устанавливающих их правовой статус.
И в-седьмых, в Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). Обычные (текущие) законы и друге нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура.