Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.
Например, при правлении Сун (960-1 126 гг.) сущест-вовало уже довольно четкое деление судебных инстан-ций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем- столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступле-ниях. Это право принадлежало центру или же импера-тору.
Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями рас-полагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассмат-ривали староста и старейшины. В то же время наместни-ки, начальники областей, округов и т. д. были одновре-менно и судьями, из центра часто посылались с судебны-ми функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рас-сматривались особыми судами. В XVII веке ведению спе-циальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.
§ 4. Феодальное государство в Японии
Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.
Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значитель-ное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"-императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
Все жители объявлялись непосредственными поддан-ными императора-"тэнно" (букв. "небесный", т. е. верховный).
При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный ап-парат. Важное место в государстве занимал Верховный государствен-ный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судеб-ный и финансовый (ведомство сокровищ).
Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами круп-ных феодальных домов. Все важные должности в госу-дарстве занимали члены императорского дома или дру-гих крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически уп-равляли страной.
С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодаль-ной аристократии (чунси) губернаторы и уездные на-чальники. В это же время в Японии вводится система "пятидворок" - объединений пяти соседских крестьян-ских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общи-ной. От трех до пяти пятидворок входили в сато - квар-тал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) - из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) -из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор нало-гов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.
На смену родовой дружины в раннефеодальном госу-дарстве Японии пришла постоянная армия, создававшая-ся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способст-вовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев-профессиональных воинов, васса-лов крупных феодалов.
Этот процесс был ускорен
обострением классовых
Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом ми-ровоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. "путь самурая и воина") с ярко выражен-ным презрением к крестьянскому труду, с конфуциан-скими принципами верности и беспрекословного подчи-нения отцу, сюзерену, государю.
Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую полити-ческую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй).
К концу XIII века в Японии оформляются ленные отно-шения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями фео-дального класса.
Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредст-венных вассалов военных правителей-сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою со-циальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.
Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. "большое имя"). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеме-стно ликвидировали поместья своих вассалов-самура-ев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пай-ками.
Мелкое самурайское
Начало второго периода
И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат- бакуфу (букв. "полевая ставка великого полководца сёгуна").
В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.
Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.
Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой - одна из специфических черт японской феодальной государственности.
Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, ко-мандовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.
Пресечение антибакуфских
С конца XVI века в Японии начался процесс централи-зации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производ-ства, подчиненного купцам. Складывался единый нацио-нальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерыв-ных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защи-ты от крупных феодалов, мелкие - средство обеспечить за счет нее свое существование.
В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также дик-товала необходимость объединения.
Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объедине-ние Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к зем-ле.
В Токугавской Японии существовали четыре сосло-вия: самураев "буси" (си), к которым относились фео-дальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия "куге", крестьяне "номин" (но), ремесленники "сюкогёся" (ко) и торговцы "сёнин" (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находил-ся дом Токугава.
Военной опорой сёгуната были са-мураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.
Самураи, которым запрещались все виды деятель-ности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.
Крестьянин в Японии был традиционным "владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестья-нин в это время был крепостным, ибо ему было запре-щено переходить от одного феодала к другому, свобод-но передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.
Во главе государства стоял сёгун - полководец. Осо-бая роль военной силы в Японии объяснялась непрекра-щающимися сепаратистскими движениями, необходимо-стью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.
При бакуфу был создан разветвленный бюрократи-ческий полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев - хатомото, из которых комплек-товался учетный, налоговый и административный аппа-рат сёгуна, находившийся в его непосредственном под-чинении.
В ведении высших правительственных чиновников - родзю (старейшин, министров), составлявших прави-тельство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министра-тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.
Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкин-нотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото - сёсидай.
Особая система сыска ("мэцкэ - сэйдзи", мэцкэ -букв. "прикрепленный глаз") осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы - о-мэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. О-мзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.
Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии .
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии - Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".
Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.
Законник Хаммурапи был
Информация о работе История государства и права зарубежных стран