История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Содержание работы

Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

В IX веке на территории расселения чешских  племен возникает Великоморавское  княжество, но в 906 г. оно пало под  натиском венгерского нашествия. В  середине Х века на территории этих земель образуется Чешское княжество.

Чехия развивалась по пути "дворянской демократии". В силу того, что руководящее  положение в чешских городах  принадлежало немецкому патрициату, поэтому чешские короли были вынуждены  искать себе опору в среднем и мелком дворянстве.

В 1433 году в Чехии утверждается свобода вероисповедания, секуляризация  церковных имуществ, отмена церковной  юрисдикции по уголовным делам.

Постановлениями Земского суда 1437 г. была ликвидирована личная свобода  крестьян и их право распоряжаться собственным имуществом без разрешения господина.

Чешский сейм стал представлять все  три сословия - панов, мелкую шляхту (владык) и мещан (горожан). Но феодальные магнаты (паны) и здесь получили преобладающее  значение. А после 1500 года городской патрициат вообще отстраняется от участия в сейме.

В начале XVI века над Чешскими, Венгерскими  и Австрийскими землями нависла  угроза турецкого завоевания. Это  вызвало необходимость более  тесного союза, и в 1526 году чешским  королем избирается Фердинанд Габсбург. Началась политика насаждения католичества, ограничение прав чешских государственных учреждений. Король закрепил за собой право назначать на все высшие должности в стране и определять работу сейма. Чешский трон был объявлен наследственным владением Габсбургов. В 1627 году самостоятельное государственное существование Чехии было прекращено .

Тема 2. Феодальные государства в  странах Востока

§ 1. Арабский халифат

В процессе разложения рабо-племенного строя у арабских народов Аравии в VIIв. сложился союз (халифат), освещенный новой религией - исламом. Основателем халифата и ислама был пророк Мухаммед. Им был установлен новый общественный порядок, и все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой стал пророк Мухаммед - "посланник Аллаха на земле". Единственным условием вступления в эту общность являлось признание ислама и выполнение его предписаний.

Воинственные арабские племена  завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства у арабов ускорился. Глава ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю в пользование отдельным лицам и крестьянским общинам при условии уплаты ими налогов. Государственная власть в Халифате носила теократический и централизованный характер.

Высшая власть: духовная (имамат) и  светская (эмират) - находилась в руках  халифа. Первые ха-лифы избирались мусульманской знатью из своей сре-ды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной.

В дворцах халифов воцарился  торжественно пыш-ный придворный церемониал в духе многовековых традиций восточных  деспотий. Власть халифа, в прин-ципе, признавалась неограниченной. В действительнос-ти же он должен был считаться с крупнейшими фео-далами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали и убивали неугодных им правителей.

Центральное руководство осуществляли специальные правительственные ведомства -диваны.

Среди этих органов, число которых  постоянно рос-ло, особого упоминания заслуживают следующие:

1. Диван-ал-Джунд, ведавший оснащением  и воору-жением армии. Под его  контролем находились чинов-ники, составлявшие списки ополченцев  и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных по-жалований за военную службу.

2. Диван-ал-Харадж, контролировавший  деятель-ность центральных финансовых  органов, занятых уче-том различных  налоговых и иных денежных  и натураль-ных поступлении.

3. Диван-ал-Барид - управление дорог и почты. Оно занималось доставкой почты и государственных грузов, руководило строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Являясь фактически един-ственной организацией, способной наиболее быстро обеспечить передачу информации из центра на места и обратно, почтовое ведомство должно было осуществлять также тайное наблюдение за деятельностью и полити-ческим настроением местных властей и населением.

Высшие чины ведомств назначались  халифом и были непосредственно  перед ним ответственны. Среди высших должностных лиц первое место принадлежа-ло везиру (визирю). Опираясь на поддержку зна-ти, везиры постепенно сосредоточили в своих руках ни-ти непосредственного управления и тем самым в определенной мере оттеснили халифов от реальной власти.

Первоначально были оставлены почти  нетронутыми местные административно-финансовые учреждения бывших византийских и иранских провинций.

Территория Халифата делилась на провинции, обыч-но создававшиеся в границах вновь покоренных государств. Управляли ими, как правило, военные наместники - эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам под-чинялся местный аппарат административно-финансо-вого управления.

Отправление правосудия было привилегией  духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся представителями светской власти, формально не име-ли права  осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава государства-халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия видней-ших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они назначали су-дей - кади и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И те и другие являлись представителями духовенства.

Правомочия кади были весьма обширны. Они рас-сматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением  судебных решений, осуществляли над-зор  за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.

Судебные решения и приговоры  кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подле-жали.

Исключение составляли случаи, когда  сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади.

Пepвoнaчaльнo вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений при-мкнувших к ней  племен.

Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наемников.

В конце VIII века наметились новые  тенденции в развитии Арабского государства. Знать, ук-репившаяся в завоеванных странах, теряет былую за-интересованность в единстве халифата. К этому вре-мени эмиры получили возможность создавать свое войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи, соби-равшиеся в их областях.

Раскол халифата на отдельные независимые  госу-дарства стал вопросом времени.

Во второй половине VIII века отпал  Кордовский эмират в Испании. Затем  настала очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

§ 2. Феодальное государство в Индии

Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств - княжеств, экономически не связанных между  собой, объединявшихся время от времени  в результате войн вокруг крупнейших кня-жеств. Такие политические образования, как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев, были непроч-ными, отдельные княж.ества, входившие в них, сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих им-перий усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из не-скольких мелких общин, борьбу с которыми вело цен-тральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата.

Индусские государства этого времени  были монархиями, во главе них стояли махараджи -главные князья. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника. Власть государей ограничи-валась религиозными предписаниями, обычаями и си-лой знати. Индусская политико-религиозная концепция "девараджи" ("хорошего царя"), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение осо-бой дхармы (обязанности). Одной из этих обязаннос-тей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями. Махарадже помогали со-ветники (монтри паришад). В государственном аппа-рате значительное место принадлежало военным сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица.

Гражданская юрисдикция осуществлялась обычно теми, кто собирал налоги. В жалованных грамотах феодалам вместе с налоговым и административным иммунитетом предоставлялось право  суда над крестья-нами по отдельным  видам уголовных преступлений. Ряд уголовных преступлений рассматривался в судах общин и каст.

Широкое распространение купли-продажи  земли как следствие развития частной собственности привело  к созданию должности главного хранителя  государст-венных документов, в обязанность  которого входило утверждение сделки, если она не наносила ущерба каз-не, и цена, назначаемая продавцом, не была завышена.

Империи Гуптов и Харши были разделены  на про-винции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей была сель-ская община во главе со старостой.

Во второй половине ХII века начались завоеватель-ные походы афганских  правителей. Султанам из ди-настии Гуридов  потребовалось всего два десятилетия  для установления господства над всей Северной Ин-дией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. За-воеванные области включались вначале в состав го-сударственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадский халифом в качестве независимого государства.

Делийский султанат был от-носительно централизованным государством. Эта  цен-трализация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестоко-го подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов. К централизации толкала правя-щую элиту угроза монгольского завоевания и отсут-ствие поддержки со стороны местного населения внут-ри страны. Важным средством объединения непокор-ных феодалов вокруг султанского престола были зах-ватнические войны, которые вели правители. Эти войны привели к созданию в первой по-ловине XIV века огромной империи, включавшей зна-чительную часть территории Индии. Но уже в конце XIV века в результате нашествия Тимура в Индии вновь восторжествовала феодальная раздроблен-ность. Непрерывные мятежи феодалов привели в на-чале XVI века к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура Бабуром, бывшим правителем Фер-ганы, который основал в 1526 году династию Великих Моголов.

Делийский султанат был деспотическим  государ-ством, там не было общепризнанного  порядка престо-лонаследия. Ислам  предписывал султану выполнение ряда обязанностей: защиту веры и толкование священ-ного закона, установление мира среди подданных, за-щиту территории мусульманского государства, укреп-ление его границ, ведение войн против врагов исла-ма, собирание налогов, распределение государственных доходов.

В силу этих религиозных предписаний султан был теократическим главой государства и главнокомандую-щим армией. Ему принадлежала высшая исполнительная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, султан не мог, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой).

Двор султана был центром  политической жизни и управления империи. Состоящий из большого числа  придворных чинов, слуг, охраны, живших по строгим предписаниям восточного этикета и деспотического церемониала, султанский двор поглощал огромную долю средств государственной казны.

Главным сановником двора был вакил-и-дар, двор-цовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и  слуг султана, за султанской кухней и  столом. Другой, равной по значению фигурой  при дворе был эмир-хаюб, главный церемониймейстер. Он и его помощники хаюбы стояли между султаном и его подданными. Особо приближенным хаюбам султан доверял командование военными экспедициями, созывал их для военного совета.

Снабжением двора занимались карханахи, в ведении которых было обеспечение двора пищей, одеждой, топливом и т.д. Они же ведали снабжением султанской армии и других ведомств.

В Делийском султанате не было какой-либо признанной системы государственных  органов. Султан вершил дела с помощью  тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее, в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Финансами занималось ведомство главного министра султана - вазира, оно называлось диван-и-вазират.

Военное ведомство возглавлял арид-и-мамалик. Он главным инспектором вооруженных сил. Специальное ведомство диван-и-инша ведало корреспонденцией пра-вителя. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, ведомство диван-и-кази занималось судебными делами.

Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной еди-ницей был паргана (район), включающий ряд деревень. Наместники провинций  пользовались почти полной ав-тономией во всех внутренних делах своей области. Провинции копировали центральную администрацию, там был свой арид, ответственный за вооруженные силы, сахиб-и-диван, ответственный за сбор налогов, и т. д. Градоначальником был котвал. Он же был главой местной полиции.

Главным судьей в государстве (кази-и-мамаликом), подчиненным только самому султану, который мог публично вершить  суд над своими подданными, был  садр-ус-судура. Суд под председательством  султана или наместника провинции  назывался мазалим. Он рассматривал главным образом жалобы против чи-новников.

Отличительной чертой средневековой  Индии было то, что здесь уголовный  суд был частично отделен от администрации. В каждом большом городе, включая  Дели, был свой кази (судья). Приводил в исполнение приговор в провинциях и армии амир-и-дад. Однако он не был простым исполнителем решения кази и имел право отказаться выполнить неправомерное решение. Ему поручалось также следить за сохранностью общественных построек, мостов, городских стен, контролировать полицию и деятельность особых блюстителей нравственности-мухтасибов, в обязанность которых входили охрана святых мест, пресечение пьянства, незаконных браков и т. д.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран