Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
Прочность правительства в Делийском cyлтанате определялась боеспособностью армии. Конница являлась основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам, находящимся в столице. Пехота в отличие от конницы вербовалась как из мусульман, так и индусов. Армия была организована по десятичной системе. Военный чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного лица. Эмир командовал 100 всадниками, мелик -1000 всадниками, хан-10000 всадниками.
В XVI в на смену Делийскому султанату пришла империя Великих Моголов, где только падишах имел право жаловать землю феодалам в форме условного военного пожалования - джагира, когда даровалась не сама земля, а лишь пра-во сбора ренты с крестьян. Джагирдары, мусульман-ская знать, получали землю на условиях содержания определенного количества наемной конницы. Эти земли могли быть отобраны у джагирдаров.
Собственность заминдаров, покоренных моголами индусских феодалов, которые соглашались платить дань, также носила характер частного феодального землевладения.
Могольская Индия восприняла многие государственные институты и принципы управ-ления, которые были ранее свойственны Делийскому сул-танату. Это объясняется прежде всего однотипностью этих государств; тем, что империя Великих Моголов воз-никла также в результате завоевательных войн, а моголы, как правители Дели, были мусульманами, стремящимися усилить проникновение ислама во все области.
Так же, как и Делийский султанат,
Могольская Индия была деспотическим
государством, основной опорой которого
была армия и разветвленный
Во главе государства Великих Моголов стоял падишах, центральная фигура всей административной и су-дебной системы Индии. Он решал все важные дела в государстве, связанные с назначением должностных лиц, джагиров, наместников провинций и т. д.
В 1574 году падишах Акбар ввел административную систему, которая просуществовала до распада Могольской империи, так называемую систему "мансабдари". На основе этой реформы весь бюрократический аппарат был построен по военному образцу. Высшие чиновники были разделены на 33 ранга. Установленные ранги должны были соответствовать числу наемных всадников, которых они обязаны были выставлять.
Важную роль в управлении страной играли постоянно действующие совещания с высшими чиновниками. Эти совещания посвящались как обсуждению текущих дел, так и вопросам религиозной государственной политики.
Один раз в неделю эти совещания превращались в выс-шее судебное заседание.
Главными ведомствами в
В четверку главных министров входили
также мир-саман-главный
В Могольской Индии не было четкого различия меж-ду придворными и государственными должностями. Часто придворный конюший или водочерпий становился первым министром. Все слуги при дворе имели воинские звания по системе "мансабдари", они часто осуществляли конт-роль за деятельностью государственных чиновников.
Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы. При дворе существовало раз-ведывательное управление, которое возглавлял особый чиновник.
Могольская империя была раз-делена
на 15 областей во главе с наместниками
- хаки-мами. В каждую область независимо
от хакимов назначались фоуджи-
В Могольской Индии была значительно уве-личена численность войск, непосредственно подчинявших-ся центральному правительству. Отряды, которые опла-чивались из казны, назывались дахили (дополнительны-ми). Особо привилегированные воины, нанявшиеся не-посредственно к падишаху, назывались ахади, ими ко-мандовал эмир высокого ранга. Наряду с наемными вой-сками в армии были и крестьянские ополчения.
§ 3. Феодальное государство в Китае
Китайское феодальное государство прошло в своем раз-витии и периоды централизации, и периоды раздроблен-ности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, со-храняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.
Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладель-ческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти импе-ратора наследник престола был малолетним, устанавли-валось регентство.
Личность императора обожествлялась, он по-преж-нему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в исто-рии феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.
Центральные органы власти и управления строились следующим образом.
Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица-цзайсяна. Но в период Тан (618-906 гг.) на первое место выдвига-ются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща уп-равляли делами государства. Причем особая роль принад-лежала главе Палаты государственных дел. Он ведал все-ми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (1368-1644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все на-значения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжу-ры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела про-ходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые - члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел госу-дарственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение - собственная канцеля-рия императора, которая ведает назначением и смещени-ем чиновников. Ее работой руководил сам император.
В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство об-щественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ве-домств был приставлен особый чиновник, докладывав-ший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием поль-зовались наставники, советники императора и наследни-ка престола.
Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюде-нием дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую ин-спекцию. В ее составе было множество чиновников, цензо-ров, инспекторов.
В раннефеодальный период мест-ное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно - территориального де-ления: область, уезд, волость и селение
Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расши-ряются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сох-ранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных на-местников быстро росло. Они самостоятельно хозяйни-чали в подвластных им землях, сами назначали чинов-ников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже вос-ставать против него.
В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было про-ведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все мест-ные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подле-жали исполнению.
Монголы не внесли никаких принципиальных
измене-ний в структуру
Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на про-винции, округа, уезды, волости.
Низовая администрация феодального Китая строи-лась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выпол-няли определенные административные функции, отвеча-ли за обработку земли, направляли крестьян на отбы-вание трудовой повинности, ловили преступников.
Особое внимание было уделено общинной администра-ции во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился вы-борный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддер-жание порядка в общине. Подобная система сохраня-лась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой де-лилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.
Китайские империи включали в свой состав окраин-ные территории с многочисленным иноплеменным насе-лением. На насильственно присоединенных к Китаю тер-риториях создавались особые наместничества.
Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чи-новников. Все они подразделялись на два разряда: граж-данских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на клас-сы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. На-рушители этой регламентации подлежали суровому на-казанию.
Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные долж-ности, введение которой относится еще к рабовладельче-скому периоду. Расцвет ее падает на Х-XIII вв. Экза-мены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое зна-чение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.
Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.
Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.
С введением государственной
С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.
При основателе Минской династии военная
система Китая подверглась
При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так на-зываемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравне-нию с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран