История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Содержание работы

Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Начавшаяся еще при Иоанне Безземельном борьба монархии и сословий особой остроты достигла в середине XIII века. В 1258 году баронам удалось навязать Генриху III принятие так называемых "Оксфордских провизий", по которым контроль за королевской властью переходил в руки баронов. Между королем и баронами началась гражданская война (1258 -1267 гг.).

В 1265 г. созывается парламент, который  может считаться первым парламентом  в истории Англии. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого  города.

Как средство достижения компромисса  между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в 1295 г. Эдуард I созывает парламент, получивший название "образцового". Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.

В первой половине XIV века парламент  стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать, и  нижнюю палату общин, где заседали представители  графств и городов.

Парламент Англии периода сословно-представительной монархии закрепил за собой следующие полномочия: а) утверждение порядка и размеров налогообложения; б) право законодательной инициативы, постановления, принятые королем и обеими палатами парламента ("Статуты") становились высшим законодательным актом государства; в) согласие на объявление войны или заключение мира; г) право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных чиновников короля за злоупотребление.

С начала XV в. значение английского  парламента постепенно падает. В Англии, как и других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Однако, в отличие от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный".

В Англии наряду с сильной королевской  властью продолжали существовать парламент и местное самоуправление, а также отсутствовала централизация и бюрократизация госаппарата и постоянная армия. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали "джентри" (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.

Власть в этот период сосредоточилась  в руках короля, которую он осуществлял  через подчиненные непосредственно ему госаппарат и судебную власть. Сюда входили Тайный совет в составе лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-адмиралтейства и др., осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы - Звездная палата и Высокая комиссия, которая комплектовалась из высококвалифицированных английских юристов-знатоков общего прецедентного права.

§5. Византия

Византийская империя являлась централизованным государством. Во главе  государства стоял император. В  его руках находилась законодательная, исполнительная и судебная власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. Церковь играла в Византии весьма важную роль. Константинопольский патриарх был вторым лицом в государстве после императора и оказывал большое влияние на политическую жизнь.

По учению византийской (православной) церкви император получил свою власть от бога, его личность считалась  священной.

В Византии не было определенного  порядка престолонаследия. Формально считалось, что императора избирает сенат, армия и "народ". Предусматривалась его коронация патриархом. Но очень часто различные группировки господствующего класса и армия совершали дворцовые перевороты и убивали императоров, чтобы посадить на престол своего ставленника

При императоре существовал постоянный совещательный орган - сенат. Он обсуждал вопросы внешней и внутренней политики, рассматривая законопроекты, которые после утверждения их императором вступали в законную силу, назначал высших должностных лиц, осуществлял правосудие по важнейшим уголовным делам. Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл. А в правление императора Льва VI (886-912 гг.) у сената в пользу императорской власти было изъято право рассматривать законопроекты и назначать высших должностных лиц империи.

Во главе центрального государственного управления стоял другой совещательный  орган - Государственный Совет. Он обсуждал все текущие вопросы государственного управления и осуществлял судебные функции.

К высшим должностным лицам империи  относились два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комита финансов и два  магистра армии.

Префект претория Востока управлял Малой Азией, Понтом и Фракией, иллирийский  префект претория - Балканским полуостровом. В их руках была сосредоточена вся административная, финансовая и судебная власть на данных территориях.

Константинополь с прилегающей  сельской округой составлял самостоятельную  административную единицу, которую  возглавлял префект столицы, непосредственно подчинявшийся императору. Одновременно он был председателем сената.

Начальник дворца, являясь командиром дворцовой гвардии, заведовал охраной  императора, его личной канцелярией, государственной почтой и внешнеполитической деятельностью. В его ведении находились также контроль за полицией и надзор за чиновниками.

Квестор являлся председателем  Государственного Совета, кроме того, он ведал разработкой и рассылкой  императорских указов и обладал  судебной властью.

Один из двух комитов финансов управлял государственным казначейством, другой заведовал императорским имуществом.

Во главе армии стояли два  магистра. Один из них командовал пехотой, другой - кавалерией.

В VII в. все византийское чиновничество  было разделено на 60 разрядов. Высшие должностные лица именовались логофетами. Возглавлял всю эту систему логофет драма, который заведовал императорской стражей, его личной канцелярией, почтой, путями сообщения, иностранными делами и полицией.

Канцелярии осуществляли непосредственное управление отдельными сферами государственной жизни. Большой штат чиновников в этих ведомствах, получавших небольшое жалованье, стал питательной средой для коррупции и взяточничества. Существовала практика продажи должностей.

В административном отношении Византия делилась на две префектуры, которые, в свою очередь, делились на 7 диоцезов. Каждый диоцез включал 50 провинций.

Первоначально местное управление строилось на принципах разделения военного и гражданского управления. Местные общины управлялись выборными  чиновниками под контролем государственных чиновников. Но под воздействием военной угрозы во многих регионах образуются новые административные единицы - фемы, где военная и гражданская власть сосредотачивалась в руках командующего военными подразделениями, размещенными на этой территории.

Византия имела достаточно сильную  армию. В VII веке из числа свободных  крестьян-общинников было создано особое военное сословие стратиотов. Земля  стратиотов не могла отчуждаться  и переходила по наследству к одному из сыновей, который должен был нести службу.

С XI века распространяется новая форма  условного феодального держания - прония, аналогичного западноевропейским бенефициям.

Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Он рассматривал дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, а также являлся апелляционной инстанцией.

Государственному Совету были подсудны дела о государственных преступлениях  и преступлениях должностных  лиц.

Константинопольскому префекту были подсудны дела членов ремесленных и  торговых корпораций.

Земельные споры и дела о завещаниях рассматривал квестор - один из высших судебных работников. В фемах и  провинциях высшей судебной властью  был претор. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция.

Таким образом, Восточная Римская  империя (Византия) в феодальную эпоху имела уникальную и особенную систему органов государственной власти и управления.

§6. Феодальные государства Центральной  и Юго-Восточной Европы

В VI веке славянские племена начали колонизацию Балкан. В VII веке они  образуют на территории нынешней Болгарии союз, известный под названием "Семь славянских племен". В 70-е гг. этого же столетия в этот район вторглись кочевые племена булгар, возглавляемые ханом Аспарухом.

В условиях военной угрозы со стороны  Византии и других кочевых племен булгары и славяне заключают союз. Хан Аспарух становится верховным властителем Болгарии.

Уровень экономического и культурного  развития славян был выше булгар, кроме  того они превосходили последних  и по численности. Поэтому в очень  скором времени булгары были ассимилированы славянским населением, но оставили им свое родовое название.

В IХ-Х веках в Болгарии устанавливаются  феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов - "Боляре" и  эксплуатируемых - крестьянство. Крестьяне  делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и некоторую свободу в распоряжении собственностью; париков - крепостных, несших повинности как в пользу феодалов, так и государства и отроков - рабов, посаженных на землю.

В IX в. разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство, что способствовало усилению централизации государства и принятию христианства.

В начале XI века Болгария была завоевана  Византией и находилась под ее господством около 150 лет. В 1187 году Болгарское царство вновь обретает независимость.

Во время византийского господства ликвидируется личная свобода крестьян-баштинников, они превращаются в крепостных.

В соседних с Болгарией регионах Балкан происходит складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с Византией и Болгарским царством эти процессы носят замедленный характер. Тем не менее, в период У111-Х вв. происходит оформление раннеефеодальной государственности у сербов. С IX века они принимают христианство.

В XII веке в правление Стефана  Немана сербское государство объединяет большинство сербских земель вплоть до Адриатического побережья. В 1217 г. Сербия становится королевством. Наступает  расцвет феодальных отношений. Наибольшего усиления и величия Сербия достигает в период правления Стефана Душана (1308-1355 гг.).

Господствующий класс Сербии состоял  из двух сословий - властелей и властеличей.

Высшую феодальную знать составляли властели. Их земельная собственность носила наследственный характер и не зависела от воли короля. Властели занимали все важнейшие должности в центральном и местном аппарате. Властеличи относились к феодалам низшего ранга.

Сербское крестьянство распадалось  на три основные группы: свободных людей, закрепощенных (меропхов), которые должны были нести в пользу феодалов определенные натуральные и денежные повинности, и отроков - рабов.

После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы, что ослабило мощь государства.

В конце XIVв. - начале XV в. Сербия и Болгария попали под иго Турции и на длительное время прекратилось их самостоятельное  государственное развитие.

На рубеже IХ-Х веков на территории польских земель происходят оформление государственности и формирование феодальных отношений Первым правителем польского государства был князь Мешко I (960-992 гг.). В его правление Польша принимает христианство.

Князья опираются на свою дружину. Но их власть ограничивается советом  знати и феодальными съездами (сеймами).

В этот период основная масса лично свободных крестьян, дедичей переходит в разряд "приписных", т.е. лично зависимых.

В течение XIII века устанавливается  обычай наследования высших должностей в стране внутри определенных фамилий. Широко распространяются различные иммунитеты - налоговые, судебные, административные.

Особенности экономического развития Польши были связаны с тем, что  польские города, где господствующее положение заняли немцы-колонисты, не были заинтересованы в установлении сильной королевской власти. Короли же, видя свою главную опору в рыцарстве, были вынуждены идти на удовлетворение его политических требований. В 1374 г. польское дворянство добилось уравнивания с магнатами в правах на землю и освобождения от повинностей (налогов) в пользу государства. В различных областях стали образовываться шляхетско-магнатские собрания - сеймики земель. А с 1454 года утверждается правило, что ни один закон, затрагивающий интересы дворянства, не может быть принят без предварительного согласия сеймиков. Судебные дела в отношении шляхты были изъяты из компетенции королевского суда и переданы сословному шляхетскому земскому суду.

В 1569 году на Люблинском сейме происходит объединение Польши с Литовским  Княжеством в Речь Посполиту.

Главой государства был король. Но власть его была достаточно условна. Королевская власть была выборной и зависела от воли магнатов и шляхты.

Действительная власть принадлежала общепольскому сейму, который собирался  два раза в год. Сейм состоял из двух палат. Нижняя, "посольская изба", состояла из депутатов избранных шляхетскими сеймами. Верхняя, сенат, включала представителей феодальной аристократии, церковных иерархов, высшего чиновничества. Представители городов в работе сейма участия не принимали.

Для принятия решения необходимо было единогласное голосование. Даже один голос "против" вел к срыву решения. Дворянство всячески охраняло этот принцип, называя его "либертум вето" (право свободного запрета).

Общим следствием этой политической системы было ослабление государства. В течение XVIII века в результате 3-х разделов между Австрией. Пруссией и Россией Польша потеряла свою государственность.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран