История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Содержание работы

Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Хартия устанавливает цензовое избирательное право. Участвовать  в голосовании в палату могли  лишь граждане старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков. От кандидата в депутаты требовались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тысячу франков.

По английскому образцу и  вопреки традиций французского конституционализма Совет министров формировался королем  и был перед ним ответственным. Министры могли быть членами парламента. Это должно было способствовать связи парламентской и исполнительной власти. Легитимная монархия сохраняла административную и судебную систему I империи.

Хартия гарантировала гражданам  неприкосновенность собственности и некоторые свободы (равенство перед законом, свобода вероисповедания, слова, печати и др.). Хартия 1814 года задержала развитие демократической государственности во Франции и способствовала стабилизации монархического строя на основе конституционализма.

Однако относительная стабильность режима была подорвана в 1830 году, когда  королевское правительство решило упразднить некоторые конституционные  институты, предусмотренные Хартией 1814 года. Правительство приняло четыре антиконституционных ордонанса: о роспуске палаты депутатов; об уменьшении по 50 % числа депутатов; о введении дополнительной цензуры; о запрещении собраний и манифестаций. Гражданское возмущение переросло в июльскую революцию 1830 года, которая покончила с легитимной монархией и сформировала Временное правительство. Последнее приступило к обновлению конституционного строя. Новая Хартия 1830 года, принятая Временным правительством, утверждала во Франции ограниченную и представительную монархию, которая в тексте данного акта именуется "народной". Был понижен возрастной ценз: для избирателей - до 25 лет, для депутатов - до 30 лет; имущественный ценз - соответственно 200 и 500 франков прямого налога. Хартия 1830 года несколько расширила роль парламента. Законодательная инициатива вручалась обеим палатам и королю. Палата пэров перестала быть наследственной и по численности была сокращена вдвое, утратив влияние на правительство, которое стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

На всем протяжении существования Июльской монархии ширилось и крепло народное движение за демократию и избирательные реформы, которое в феврале 1848 года переросло в революцию, свергнувшую старый режим. 25 февраля 1848 года во Франции была провозглашена II Республика и образовано Временное правительство, которое объявило о введение всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 месяцев). На основе нового избирательного закона во Франции были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 года приняло Конституцию II Республики (116 статей). В тексте Конституции было сказано, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Франция объявлялась социальной республикой.

Впервые в конституционной истории  Франции законодатель выходит за пределы естественных прав человека и индивидуализма, определяя общесоциальное назначение государства: достижение прогресса и цивилизации, "введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". В связи с этим государство принимало на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая им работу и оказывая материальную помощь тем, кто не имеет родных или не в состоянии работать. Государство организует общественные работы для безработных. Гарантируется свобода труда и промышленности. Основой социальной республики являются собственность, труд и семья. Отрицая революцию, Французская республика устремлена к социально-классовому компромиссу и с помощью законов стремится "... поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

Французская президентская республика опиралась на народный суверенитет  и представительное правление. Впервые  во Франции вводится институт президентства, который является центральным звеном всей государственной системы. Он был независим от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением, но не мог быть переизбран на второй срок. Как глава государства президент Французской республики был наделен широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, правом назначать и смещать министров, дипломатов, префектов и ряд других должностных лиц. Он руководил армией и вел внешнюю политику. Но Конституция во всех направлениях налагала на власть президента различные ограничения. Например, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена парламентом, не мог распустить последний.

Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 депутатов, избираемых на 3 года на основе всеобщего, прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Национальное собрание избирало Государственный совет сроком на шесть лет, который предварительно рассматривал законопроекты правительства, разрабатывал административные уставы, осуществлял надзор за применение законов.

Конституция 1848 г., хотя и ввела  разделение властей, но не предусмотрела  механизма их "сдержек и противовесов", что на практике привело к политической конфронтации, усилению президентской власти, упразднению отдельных статей Основного закона, и в конечном итоге, к авторитаризму.

31 мая 1850 г. Национальное собрание  приняло новый избирательный  закон, который в нарушение  Конституции, ввел повышенный  ценз оседлости (три года) и  восстановил имущественный ценз. Количество избирателей сократилось на 3 млн. чел. На выборах в Национальное собрание большинство депутатских мест получили монархисты, а президентом Французской республики был избран племянник Н.Бонапарта - Луи-Наполеон, с именем которого мелкая буржуазия, крестьянство и армия связывали возрождение бонапартизма. В декабре 1851 г. президент издал ряд декретов, в соответствии с которыми Национальное собрание распускалось, избирательный закон 1850 г. отменялся. Плебесцит по вопросу о поддержке народом президента принес победу Луи-Наполеону (свыше 7 млн. - "за", 650 тыс. - "против"). 14 января 1852 г. Луи-Наполеон промульгировал новую конституцию, которая напоминала бонапартистский Основной закон 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Президенту были подчинены все звенья государственного механизма, включая карательный аппарат. Он назначал министров, которые были ответственны только перед ним. Президент одновременно являлся главой государства и правительства.

Законодательный процесс находился  под контролем президента и осуществлялся  Государственным советом, Законодательным  корпусом и Сенатом. Законодательный  корпус был выборным учреждением, члены  Государственного совета и Сената назначались  президентом. По указанию президента сенат мог вносить изменения в Конституцию. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений главы государства и правительства Государственный совет составлял законопроекты, которые принимались и отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля.

Текст Конституции содержал также  Декларацию гражданских прав, составленную исходя из аналогичного документа 1789 г. Таким образом, деятельность конституционных органов была поставлена под контроль президента, власть которого имела авторитарный характер. Логическим и фактическим завершением конституционных "нововведений" были сенатус-консульт и последующий плебесцит (7,8 млн. - "за", 253 тыс. - "против") о восстановлении во Франции императорской власти в лице наполеона III.

Конституция 1852 г. с дополнениями и  изменениями продолжала действовать  до падения II империи в начале 70-х  годов XIX в.

Просчеты правительства Луи-Наполеона  при проведении внешней и внутренней политики подрывали социальную базу империи, способствовали активизации деятельности республиканцев. Стремясь переложить тяжесть политической ответственности за кризисное положение в стране на конституционные учреждения, император "обновляет" Основной закон. Сенатус-консульт от 20 апреля 1870 г. объединяет Законодательный корпус и Сенат в двухпалатное собрание с законодательными правомочиями, перед которыми правительство было ответственно. Однако неудачные правительственные решения вовлекли Францию в войну с Пруссией, которая окончилась разгромом и крахом II Французской империи, возникновением революционной ситуации.

После отречения от престола Луи-Наполеона  вся полнота власти перешла к  спешно сформированному Временному правительству, которое провозгласило  во Франции республику. В феврале 1871 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которому Временное правительство и уступило власть. Учредительное собрание восстановило в качестве действующей Конституцию 1852 г., которую народ отказался признавать и объявил о создании в Париже Коммуны. 26 марта 1871 г. состоялись общегородские выборы в Совет Парижской Коммуны (90 чел.), которые были проведены по правилам восстановленной Конституции 1848 г. Социальный и партийный состав Совета был неоднороден. В него входили представители рабочих, интеллигенции, мелкой буржуазии, которые относились к различным политическим группировкам (от неякобинцев и анархистов до коммунистов), что не могло не отразиться на теории и практике государственного строительства Парижской коммуны. Единственным конституционным актом Парижской коммуны являлась "Декларация Коммуны к французскому народу", принятая Советом 19 апреля 1871 г.

Согласно Декларации будущая Франция - единая Демократическая коммунальная республика. Впервые Франция станет по государственному устройству - федерацией. Субъект федерации - Коммуна, которая будет полностью автономной, обладая всей "совокупностью прав, в том числе: вотирование местного бюджета, установление местных служб, организация судопроизводства, внутренней полиции, городской обороны и др. Коммуна полностью отказалась от старой демократии и парламентаризма. Предполагалось, что "власть станет общим достоянием" и граждане будут принимать постоянное участие ... в делах Коммуны". При этом Декларация исходила из общедемократических требований о назначении путем избрания или по конкурсу ответственных, подлежащих постоянному контролю, сменяемости лиц и коммунальных чиновников всех категорий. Государство Парижская Коммуна имела цель: достижение благосостояния, свободы и безопасности всех". Для этого и предназначалась особая форма организации государственной власти. Члены совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Тем самым устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей. Члены Совета Коммуны были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий (военную, внутренних дел и общественной безопасности, внешних сношений, судебную, финансовую, труда и обмена, продовольствия, просвещения, общественных служб). По опыту якобинской диктатуры был создан Комитет общественного спасения и его главная вооруженная сила - Национальная гвардия. Париж был разбит на 20 округов, во главе каждого стояла муниципальная мэрия, которая подчинялась Коммуне. Во все важные учреждения посылались комиссары. Совет коммуны провозгласил равный для всех выборный суд присяжных и приступил к созданию чрезвычайных судов по типу якобинских ревтрибуналов. Но в отличие от своих политических предшественников-якобинцев коммунары 1871 г. пошли дальше, издав ряд декретов, юридически обеспечивающих проведение новых социалистических социально-экономических мероприятий: ограничение частной собственности и создание общественной собственности, рабочий контроль над производством и распределением, социалистическая организация труда и социального обеспечения, всеобщее и бесплатное образование и др. Однако, полностью эти декреты не были реализованы в связи с быстрым падением Парижской Коммуны (май 1871 г.). Таким образом, Парижская Коммуна внесла свой вклад в развитие народного самоуправления, демократии и социалистического опыта.

После поражения Парижской Коммуны  захватившая власть крупная буржуазия не торопилась с созданием республиканских учреждений. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание было консервативным и только в 1875 г. оно провозгласило себя Учредительным собранием и приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию Франции: закон об организации государственных властей, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей.

В законах ничего не говорилось о  суверенитете народа и термин "республика" не применялся. Во Франции утвердился смешанный парламентско-президентский строй. Законодательной властью обладали одновременно две палаты - Палата депутатов и Сенат. Нижняя палата депутатов избиралась на 4 года на основе прямых выборов при тайном голосовании. Не имели права голосовать женщины, военнослужащие и те, кто жил в данной местности менее полугода. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набрал более 50 % голосов избирателей в округе. Если ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, то проводился второй тур голосования. Избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами.

Верхняя палата - Сенат состоял  из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования и др. Палаты обладали правом законодательной инициативы. Однако бюджетные законы первоначально принимались палатой депутатов. Верховную власть осуществляли обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Глава государства - президент избирался  на соединенном заседании палат  тайным голосованием сроком на 7 лет, мог переизбираться на следующий срок. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, с согласия Сената распустить палату депутатов. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие государственные должности. Он имел право помилования. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра. Президенту было предоставлено право заключения и ратификации международных договоров. Но без согласия палат ему не разрешалось объявлять войну. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран