История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Содержание работы

Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Закон "Об обязанностях и прерогативах главы  правительства" 1925 г. передал всю  полноту высшей законодательной  и исполнительной власти в руки главы  правительства. Власть короля и парламента стала носить номинальный характер. Отныне Муссолини единолично назначал состав кабинета Министров, который был ответственен только перед ним. Закон предоставил главе правительства право направлять работу парламента и утверждать повестку дня его заседания, ставить отвергнутый законопроект на повторное голосование. Законом "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" 1926 г. устанавливалось, что глава правительства мог издавать постановления, регулирующие исполнение законов и "в исключительных случаях" издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Данное законодательство было изъято из-под парламентского контроля.

Осенью 1923 г. правительство Муссолини распустило палату депутатов и ввело новый  избирательный закон. Этот закон  ликвидировал пропорциональную систему  представительства и установил, что партия, получившая относительное большинство, но не менее ? всех голосов, имеет право на 2/3 депутатских мандатов. Используя этот закон, фашисты в 1924 г. добились "легального" захвата абсолютного большинства в палате. В 1926 г. были распущены нефашистские партии и организации, мандаты депутатов от оппозиционных партий аннулированы. В 1928 г. была проведена реформа "политического представительства", когда списки 400 депутатов в парламентарии утверждал высший партийный орган - Большой фашистский совет.

В 1938 г. Муссолини  заявил, что "Великая Италия" - корпоративное государство, стоящее  над классами, примиряющее интересы труда и капитала в рамках единого  синдиката. В 1939 г. вместо упраздненного  парламента была создана "палата фаший (фашистских организаций) и корпораций", состоящая из членов правительства, высших органов фашистской партии, советов корпораций и специалистов. Задача палаты: "...сотрудничать с правительством в издании законов". С парламентарной системой в Италии было покончено.

Важную  роль в механизме "корпоративного государства" играла фашистская партия.

Она превратилась в централизованный, бюрократический  государственный орган, который  возглавлял "дуче" - невыборный и  несменяемый вождь - Муссолини. Высший орган фашистской партии - "Великий совет фашизма" законом от 9 декабря 1928 г. объявлен верховным государственным органом. Председателем "Великого совета фашизма" был глава правительства. Секретарь фашистской партии, являвшийся одновременно секретарем "Великого совета фашизма", назначался королевским декретом по предложению главы правительства, а члены национальной директории фашистской партии (совещательный орган при секретаре партии) и секретари провинциальных организаций фашистской партии - декретом главы правительства.

Придя к  власти, фашисты ликвидировали выборность местных органов управления. Глава  общинного управления (подеста) назначался правительством. Во главе провинциального  управления стоял префект, назначавшийся  королевским декретом и подчинявшийся  непосредственно министру внутренних дел. Префект и подеста - это руководители местных фашистских организаций. В 1929 г. правительство Муссолини и римский папа заключили так называемый Латеранский пакт, признавший суверенитет папы над территорией Ватикана.

Для подавления сопротивления тоталитарной политической системе активно формировался репрессивный аппарат, который дополнял ранее существовавшие карательные органы. Наряду с общей полицией, корпусом карабинеров и полицией безопасности была организована военизированная добровольческая милиция. Для борьбы с противниками фашизма были созданы политическая полиция ("полиция национальной безопасности"), тайная полиция ("особая служба политических расследований") и организация охраны от антифашистских преступлений (ОВРА).

До установления фашистской диктатуры судебная система состояла из мировых судов, областных трибуналов, апелляционного суда, кассационного суда и верховного суда. С приходом фашистов к власти на местах были образованы "полицейские трибуналы", судившие антифашистов. Институт присяжных был заменен шеффенами, которые подбирались из чиновников и утверждались министром юстиции и королем. Особый военный трибунал, состав которого во главе с председателем назначался Муссолини из числа генералов и высших офицеров, осуществлял защиту армии от антифашистских действий (Закон "О защите государства" от 25 ноября 1926 г.). Приговоры фашистских трибуналов являлись окончательными и обжалованию не подлежали.

Фашисты ставили  своей целью превращение Италии в военизированное государство. Для этой цели в 1934 г. был издан закон "О военизации итальянской нации". В соответствии с ним дети, начиная с шестилетнего возраста, должны были вовлекаться в детские военизированные организации, руководимые офицерами добровольческой милиции и учиться военному делу до тех пор "... пока гражданин в состоянии владеть оружием". Каждый гражданин от 18 до 55 лет считался военнообязанным. Вооруженные силы Италии были сравнительно немногочисленными: 350 тыс. военнослужащих и 50 тыс. жандармов. Руководство вооруженными силами осуществлял военный министр Муссолини.

Пропагандистский аппарат правительства  и министерства обороны насаждал милитаристский дух среди населения, обосновывал необходимость агрессивной  внешней политики, направленной на создание "Великой Италии" в границах Древнего Рима. В союзе с Германией фашистская Италия вступила во II мировую войну и к 1943 г. потерпела поражение. В июле 1943 г., после высадки англо-американских войск в Сицилии и роста партизанского движения, определенная часть генералитета и руководителей фашистской партии решила отмежеваться от Муссолини. На основе соответствующего решения Большого фашистского совета король подписал указ об отставке Муссолини и поручил маршалу Бадольо сформировать новое правительство. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распустило фашистские организации и подписало акт о капитуляции. Север Италии был оккупирован войсками фашистской Германии, спецслужбы провели секретную операцию по освобождению арестованного Муссолини. Вскоре в этом районе Италии появилась марионеточное профашистское государство Сало во главе с Муссолини, которое к весне 1945 г. было ликвидировано партизанами, а дуче казнен.

Партии антифашистской коалиции (коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы, христианские демократы) образовали Временное  правительство и добились отречения  от престола короля Виктора Эммануила, который скомпрометировал себя сотрудничеством с фашистами.

В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления  в Италии и выборы в Учредительное  собрание. На референдуме более 12 млн. голосов было подано за республику и более 10 млн. - за монархию. В Учредительном собрании большинство мест получили: христианские демократы - 35 % голосов, социалисты - 21 % и коммунисты - 19 %. После долгих дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция была принята и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозглашала Италию демократической парламентской республикой. Задача республики - устранить препятствия на пути полного развития личности и ее активного участия в общественной жизни. Для этого гражданину предоставляются широкие политические и гражданские права и свободы, опираясь на которые демократическая общественность могла вести борьбу за прогрессивные преобразования.

Законодательная власть вручалась  двухпалатному парламенту, состоящему из палаты депутатов и сената. Нижняя палата избиралась путем всеобщих выборов сроком на 5 лет, сенат - представительными органами областей. Возраст для члена палаты депутатов - не ниже 25 лет, для сенаторов - не ниже 40 лет. Допускался референдум, на ограниченное время и по определенному кругу вопросов парламент мог делегировать правительству издание законов. Только парламент имел право объявлять войну, утверждать налоги, бюджет, ратифицировать международные соглашения. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством, которое назначалось президентом, но было ответственно перед парламентом.

Главой государства являлся  президент, избираемый обеими палатами на 7 лет. Возрастной ценз для него - не ниже 50 лет. Президент являлся  главнокомандующим армией, с согласия председателей палат мог распустить парламент, потребовать вторичного голосования законопроекта. Кроме обнародования законов, президент наделялся правом издавать декреты и постановления. В Конституции провозглашался принцип контрассигнатуры. Для разрешения сложных споров между различными ведомствами, определения конституционности законов был учреждён Конституционный суд, члены которого избирались парламентом.

Италия согласно Конституции, делилась на области, провинции и общины, где  на основе всеобщих выборов создаются представительные органы (собрания) и муниципалитеты. Деятельность местных органов контролировалась правительственными комиссарами и префектами.

 

Конституция 1947 г. соответствовала  потребностям развития итальянского общества в послевоенное время.

Тема 1.6. Япония

До середины XIX в. Япония представляла собой феодальное общество, искусственно изолированное своими правителями  от внешнего мира. Вся страна была поделена между 280 крупными феодалами (дайме), находившимися  в зависимости от феодального дома Токугава. Каждый дайме в своём владении обладал всей полнотой административной и судебной власти.

В государственно-правовом отношении  Япония формально являлась централизованной монархией, но фактически власть осуществлялась не микадо (императором), а наследственным военным начальником (сёгуном), опирающимся на централизованное правительственное управление и самурайские (дворянские) воинские дружины.

Во второй половине XIX в. сегунатская  Япония оказалась в состоянии  глубокого внутреннего и внешнеполитического кризиса. Страну охватили массовые восстания крестьян, недовольства купцов и самураев, сепаратизм князей и т. д. США и европейские державы, воспользовавшись ситуацией, стали силой навязывать Японии неравноправные договоры, угрожающие превращению страны Восходящего солнца в колонию.

В этих условиях княжеско-самурайская  оппозиция к политическому режиму сегуната видела выход из кризиса  в ликвидации военного правления  и восстановлении власти императора. Под их давлением 14 октября 1867 г. сегун Кэйки объявил о сложении с себя правительственных полномочий. Императорский манифест от 9 декабря 1867 г. извещал подданных о переходе всей полноты власти к микадо и о новом политическом курсе:

"... весь народ, гражданские  и военные, высшие и низшие, будет участвовать в общественном обсуждении, все должны одинаково делить радости и горести жизни...". В результате политического переворота в Японии установилась абсолютная монархия и наступила эра мэйдзи ("просвещенного правления"). С падением сегуната была разрушена и вся традиционная, многовековая военно-государственная система, началась модернизация государственного строя Японии. Её основные направления изложены в императорской клятве от 14 марта 1868 г.: 1) создание широкого собрания и решение государственных дел соответственно общему мнению, 2) единство заботы об общенациональных интересах со стороны как правителей, так и управляемых, 3) свободу развивать свою деятельность всем военным и гражданским лицам, 4) упразднение дурных обычаев и упрочение правосудия, 5) обращение лицом ко всему цивилизованному миру "для заимствования знаний". В порядке реализации этой программы в Японии были проведены социально-экономические и политические реформы, которые окончательно разрушили феодализм и создали условия для развития капитализма и буржуазной государственности. Преобразования охватили важнейшие сферы общественной жизни, учитывая соответствующий опыт европейцев и североамериканцев. Введено формальное равенство всех граждан перед законом, объявлена личная свобода, включая выбор местожительства, профессии, отменены сословные привилегии и старые звания, разрешены браки между лицами разного происхождения. Синтоизм стал государственной религией и введено общенациональное богослужение. Заимствование достижений западной культуры не затрагивало духовный мир японцев. Воспитание граждан основывалось на синтоизме, почитании императора как "живого бога". По западному образцу было введено всеобщее и университетское образование.

В Японии была разрешена свободная  купля-продажа земли, что означало превращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Были введены подоходные налоги, единая денежная система (иена) и мера весов, таможенные сборы и организована почтовая связь. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом, гильдии и цехи были упразднены.

Государство стимулировало развитие промышленности, предоставляя предпринимателям субсидии, займы, налоговые льготы, вкладывая государственные средства в строительство железных дорог, телеграфных линий и пр.

Прежние удельные княжества были реорганизованы в префектуры, непосредственно подчиненные  центральной власти. Князьям была установлена высокая пенсия. Были учреждены министерства по отдельным  отраслям управления. В качестве высшего  органа исполнительно-распорядительной власти образован кабинет министров и Тайный совет советников при императоре. Но вскоре кабинет министров был заменен Государственным советом. Он являлся высшим законодательным, исполнительным (правительственным) и судебным учреждением империи, состоящим из высших чиновников, назначаемых императором. Назначения на чиновничьи должности проводились на конкурсной основе. Судебные органы на местах были отделены от административных учреждений. В Японии появились органы прокуратуры и адвокатуры.

В Японии была введена всеобщая воинская повинность, чем подрывалось монопольное право самураев на военную службу. Но самураи сохранили право на занятие офицерских должностей. Армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот -по английскому. Активно создавалась оборонная промышленность. Вооруженные силы Японии создавались по европейскому образцу, но ее идеологическую основу составляла средневековая самурайская мораль с культом императора. Япония анулировала неравноправные международные договоры.

Наряду с государством важными элементами политической системы Японии являлись буржуазные партии: либеральная (Дзиюто), партия конституционных реформ (Кайсинто), конституционно-императорская партия (Мэйсэйто). В 1887 г. в Японии появился закон об охране порядка, который запрещал создание тайных обществ, собраний и издание нелегальной литературы.

Вышеуказанные преобразования способствовали централизации и конструированию  буржуазной государственности в  Японии, оформлению правящего блока  буржуазии и помещиков, выражением интересов которого являлась монархия. Завершением реформ явилось принятие конституции.

В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять  у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран