Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:43, курсовая работа
Целью настоящей дипломной работы является выявление закономерностей возникновения, развития и функционирования институтов государственного управления в России на различных исторических этапах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить особенности управления в Киевской Руси и проблемы в управлении во время феодальной раздробленности;
2. рассмотреть процесс централизации Руси и установление самодержавной власти;
3. охарактеризовать государственное управление Российской империи начиная с реформ Петра I и заканчивая кризисом власти в начале XXв;
4. рассмотреть институты государственной власти Советского государства и причины крушения Советской государственности;
Введение................................................................................................
1. Система управления в Древней Руси.................................................
1.1 Органы управления и власти.................................................
2. Реформы государственного управления с XVIII- XX век........
2.1 Реформы Петра I.....................................................................
2.2 Реформы Екатерины II ..........................................................
2.3Государственное управление в России в начале XX в...........
3. Современная система государственного управления в Российской Федерации.........................................................................................
Заключение...................................................................................................
Список литературы......................................................................................
ФГБОУ
ВПО «Дагестанская
Кафедра ………..
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«История госуправления России»
«Государственное и муниципальное управление»
Выполнил студент 631 группы
Наврузбеков Имран А.
Проверил
Махачкала 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Система управления в Древней
Руси..........................
1.1 Органы управления и власти........................
2. Реформы государственного управления с XVIII- XX век........
2.1 Реформы Петра I..............
2.2 Реформы Екатерины II ..............................
2.3Государственное управление в России в начале XX в...........
3. Современная система государственного
управления в Российской Федерации.....................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI в. характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватным современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления.
Процесс этот идет в очень сложных условиях. Прежняя машина советского государственного управления разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, механизмы их функционирования и взаимодействия еще только создаются. Само же российское общество переживает глубокий кризис, охватывающий власть и управление, экономику и социальную сферу, политику и мораль, государственное устройство и межнациональные отношения, другие сферы жизни.
Построение демократического государства невозможно на пустом месте, следует учитывать многовековой опыт нашего государства и не допускать старых ошибок, а это возможно только при детальном изучении истории государственного управления России.
В современных
условиях поиска путей повышения
эффективности работы органов государственного
управления и местного самоуправления
целесообразно учитывать
Начиная рассмотрение в историческом аспекте такого сложного социального института, каким является государственное управление, прежде всего необходимо определить теоретическое содержание ряда понятий.
Управление - это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую. Система - это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и образующих некоторое целостное единство.
Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление территория, экономическая система.
Власть определяет порядок и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами.
Управление выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально-экономических и политических процессов.
Территория оказывает особое влияние, как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства.
Экономическая система государства способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции.
Итак, государственное управление - система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей на определенной территории. Субъектом государственного управления является государственный орган.
Структура системы государственного управления - сложный институт. Основными ее элементами являются органы, осуществляющие государственное управление и нормативно правовая подсистема.
Таким образом, государственный аппарат - это система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В узком смысле - совокупность исполнительных органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. При таком подходе законодательная власть представляет собой совокупность полномочий по изданию закона.
Такая научная
концепция определила цель данной работы.
Целью настоящей дипломной
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить
особенности управления в
2. рассмотреть процесс централизации Руси и установление самодержавной власти;
3. охарактеризовать
государственное управление
4. рассмотреть
институты государственной
Вопросы современного периода выходят за пределы темы исследования в силу специфики, важности и сложности и заслуживают отдельного исследования.
Объектом исследования является историческое развитие государственного управления Российского государства. Предметом же исследования являются закономерности и проблемы создания, функционирования и развития государственных органов на различных исторических этапах.
1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориально-политическими военными объединениями.
Самые первые восточно-славянские объединения в «Повести временных лет» племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует.
В IX в. у восточных славян возникает и укрепляется классовое общество и появляется государство. В 882 г., судя по «Повести временных лет»], произошло объединение двух главных политических центров восточных славян: южного с Киевом и северного с Новгородом. Этот процесс вызывал и вызывает у историков ожесточенные споры, ставшие основой возникновения, по крайней мере, двух теорий: норманнской и антинорманской.
В IX в. формируется система эксплуатации свободного населения дружиной киевских князей путем взимания дани (полюдья). Это ежегодный объезд киевским князем своих владений для сбора натуральной дани с целью распределения ее среди дружины и дальнейшего сбыта собранных ценностей в Византию и Хазарию.
Созданная в конце IX в. Киевская Русь была своеобразным государственным и политическим объединением. Выделение Рюриковичей из массы князей и получение ими права на киевский престол имело характер длительного процесса.
Верховным органом власти в русских землях являлось вече. В сельской местности оно было основным органом управления общиной, в каждом крупном городе для обсуждения наиболее важных вопросов созывалось свое вече. Инициатором созыва веча могли быть князь или группа горожан. Руководил вечем посадник, в экстремальных случаях митрополит или епископ.
Вече избирало князя, который подписывал ряд (договор) с ним, что было обычной практикой для всех русских земель. Вече выбирало также посадников и тысяцких (командующих городским ополчением), высших церковных иерархов. Вопросы войны и мира решались только вечем, поскольку основу вооруженных сил составляли не княжеские дружины, а народное ополчение, которое подчинялось лишь вечу. Оно было высшим судебным и законодательным органом.
Вторым лицом в государстве после великого князя в X в. был воевода, возглавляющий ополчение со всех подвластных Киеву земель. В XI в. функции воеводы переходят к тысяцкому.
Важнейшим органом управления был совет при князе, с XI в. получивший название Боярской думы. В IX-XI вв. это совещание князей с дружинниками и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати). После принятия христианства в него входят представители духовенства митрополит, епископы, архимандриты. Состав Боярской думы был неопределенным, впрочем, как и ее компетенция. Дума функционировала в двух составах: заседание узкого круга приближенных и расширенного. В деятельности узкого состава принимали участие наиболее приближенные к князю бояре численностью от трех до пяти человек, среди которых были тысяцкий и митрополит.
При княгине
Ольге создается новая система административного деления
погосты. В целях укрепления своей власти
и полной ликвидации автономии местных
княжеств, складывающаяся династия назначала
посадниками в погосты своих представителей.
В XI-XII вв. «посадника» заменил «наместник».
По мере развития государства меняется
его административно-
В 988 г. Русь принимает православное христианство в качестве государственной религии. С 1037 г. была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. Главой Русской православной церкви был митрополит Киевский. Вся территория государства была разделена на епархии во главе с епископами, назначаемыми митрополитом. Духовенство делилось на черное (монашество, принявшее постриг) и белое (приходское).
На рубеже XI-ХII вв. Древнерусское государство входят в период раздробленности. Процесс дезинтеграции был вызван мощным действием ряда предпосылок. Во-первых, это господство натурального хозяйства. Во-вторых, рост вотчинной собственности и укрепление системы иммунитетов, в первую очередь удельных княжеств. В-третьих, усиление региональных корпораций военно-служилой знати, получающей часть доходов от сбора налогов и податей и не желающей расставаться с собираемыми средствами. В-четвертых, ликвидация внешней военной опасности. Превалирующей чертой развития любого этноса является его самосохранение.
В 1136 г. впервые новгородское вече выбрало посадника, являющегося высшим должностным лицом государства. Посадник избирался на неустановленное время из новгородских бояр и мог переизбираться. Посадник созывал вече и руководил его работой, исполнял его решения, ему подчинялась вся городская администрация. Он отвечал за внешние сношения города, вместе с князем осуществлял судебные функции.
Помощником посадника был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Кроме того, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и торговый суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок.
1.1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВЛАСТИ
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов.
Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) в городах и волостелям сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения т.н. корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица-кормленщиками.
Отдельные функции
или руководство отраслями
В 70-х гг. XI в. появляется новая форма государственного управления съезды князей («снема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты.