История госуправления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление закономерностей возникновения, развития и функционирования институтов государственного управления в России на различных исторических этапах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить особенности управления в Киевской Руси и проблемы в управлении во время феодальной раздробленности;
2. рассмотреть процесс централизации Руси и установление самодержавной власти;
3. охарактеризовать государственное управление Российской империи начиная с реформ Петра I и заканчивая кризисом власти в начале XXв;
4. рассмотреть институты государственной власти Советского государства и причины крушения Советской государственности;

Содержание работы

Введение................................................................................................
1. Система управления в Древней Руси.................................................
1.1 Органы управления и власти.................................................
2. Реформы государственного управления с XVIII- XX век........
2.1 Реформы Петра I.....................................................................
2.2 Реформы Екатерины II ..........................................................
2.3Государственное управление в России в начале XX в...........
3. Современная система государственного управления в Российской Федерации.........................................................................................
Заключение...................................................................................................
Список литературы......................................................................................

Файлы: 1 файл

История госуправления РФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Адмиралтейская  коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» 

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы.

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия, которая  была призвана разрешать земельные  споры и тяжбы, оформляла новые  пожалования земель, рассматривала  жалобы на спорные решения по поместным и вотчиным делам.

Всего к концу  первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу.

Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической  выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

Принятие «Табели  о рангах» свидетельствовало  о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.

В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности.

Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная  казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Глава фискалов обер-фискал состоял при Сенате, который «ведал фискалов.Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган Правительствующий Сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.

Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой  учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

Дополняла систему  надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.

                         

 

 

 

 

 

2.2 РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II

Созданная Петром I система практически в неизменном виде просуществовала около полувека. Серьезные новации начались лишь в годы царствования Екатерины II (1762 - 1796). Пик преобразований пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие войны: с Польшей, Турцией и со своим «воскресшим супругом» Пугачевым.

21 апреля 1764 г.  указом «Наставление губернаторам»  усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и  функции. Указ направлен на  укрепление и усиление роли местного управления, которое представлялось слабым звеном, но упрочение его могло повлиять на всю систему государственного управления.

Губернатор  объявлен представителем императорской  особы, главой, хозяином и опекуном вверенной ему губернии. Губернатор получал огромную власть, ему подчинены таможни, магистраты, разные комиссии, полиция, ямские правления все «гражданские места», «земские правительства», функционировавшие прежде вне губернаторского и в сфере центрального подчинения.

7 ноября 1775 г.  издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.

Констатированы  недостатки местного управления, которое  не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые были подавлены армией.

Преобразовав  таким образом местное управление, Екатерина II намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство:

а) разукрупнение  и увеличение губерний более чем вдвое с 23 до 51.

б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом.

в) многократное увеличение числа уездов.

г) введение 19 наместничеств  двух-трех и более губерний каждое.

Новое административно-территориальное  деление призвано повысить эффективность  налоговой, полицейской, судебной, всей карательной политики, основано на принципе статистического расчета.

Вместо прежней  губернской канцелярии учреждалось  губернское правление, присутствие  которого состояло из государева правителя  и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления. В каждой губернии учрежден своеобразный орган приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы.

Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс коллегия.

Губернское  правление, палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд, приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, «заседатели» в них избирались сословиями, а председательствовало чиновное лицо. Четко определены статус, функции губернского правления: «есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, строптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния, торговли и др.

Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, ставший главным исполнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи, исполнение распоряжений губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение натуральных повинностей, надзирал состояние дорог и др. Глава его, председатель земского суда в лице земского капитан исправника, был наделен большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два заседателя выбирались дворянами и только из местных дворян, утверждались центральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей, присяжный землемер и др. Учрежден уездный суд для дворян (выборный судья и два заседателя), при нем дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя для заботы о дворянских вдовах, сиротах.

Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместничества в столичных губерниях, в крупных округах-регионах, охвативших по нескольку губерний. В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверенных элитных аристократов, наделив чрезвычайными, неограниченными полномочиями, необычайными функциями, персональной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнительного органа, нескольких советников.

 

 

 

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

 

Прежняя система государственного управления Российской империи сохранилась практически в неприкосновенности в первые годы правления императора Николая II (1894-1917). Радикальному изменению она была подвергнута в 1905 г. в результате общественного недовольства, вылившегося в первую русскую революцию. В 1897 г. с введением «золотого стандарта» рубль стал конвертируемой валютой. Железные дороги были выкуплены казной, активно привлекался в российскую экономику иностранный капитал.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: создание Государственной думы и Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) даровании свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие  весьма широкие пределы для императорской  власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

В октябре 1905 происходит реорганизация Совета министров он становится постоянно действующим органом.

20 февраля 1906 г. вышло Учреждение Государственной  думы, в котором определялась  ее компетенция: предварительная  разработка и обсуждение законодательных  предложений, утверждение государственного  бюджета, обсуждение вопроса о  строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет.

В избираемую часть  Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов).

Источник будущих  коллизий был заложен в самом  устройстве Основных законов, давших Государственному совету одинаковые законодательные  права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный  совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной Думы.

I Государственная  дума просуществовала всего 72 дня, II Государственная дума 102 дня.

Вместе с  манифестом о роспуске II Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой.

Во время  войны управление государством значительно  изменилось. Вся полнота власти перешла к руководству военных округов и генерал-губернаторам, что практически полностью парализовало губернскую систему управления. Император, взявший на себя командование войсками, фактически устранился от управления государством, что привело к «чехарде министров» в ведущих ведомствах и, как следствие, потере Советом министров управления над страной. Два надежнейших механизма управления Государством фактически не функционировали.

Во время  войны их органы власти стали источниками  сепаратизма. Завершающим аккордом государственного развала стал роспуск IV Государственной думы, последовавший 25 февраля 1917г

Февральская революция  ускорила агонию Государственной думы, 27 февраля частное совещание думы (около 200 чел.) избрало Временный  комитет, который взял на себя полномочия главного исполнительного органа в столице. Важнейшим его шагом было создание Временного правительства.

Политическая  культура российского общества подразумевала  под властью самодержавие, поэтому  Временное правительство превратилось в высший орган государственной власти в сфере законодательства, контроля и управления, подменив собой Государственную думу и подчинив себе Сенат, Синод и Особые совещания.

Министерство  внутренних дел претерпело радикальные  преобразования: были ликвидированы  Штаб отдельного корпуса жандармов, Главное управление по делам печати; Департамент полиции был переименован в Главное управление по делам милиции, в составе которого осведомительный отдел фактически занимался политическим сыском. Разведка и контрразведка объединялись с армейской и передавались Главному управлению Генерального штаба, уголовный розыск был предан в Министерство юстиции, в столице в июле было создано Управление уголовного розыска. В марте 1917 г. в министерстве был открыт отдел по делам местного управления и создано Особое совещание по местной реформе, занимающееся подготовкой реформ самоуправления.

При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию  должностных преступлений бывших министров  и других высших должностных лиц (председатель Н. К. Муравьев).

Информация о работе История госуправления РФ