История госуправления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление закономерностей возникновения, развития и функционирования институтов государственного управления в России на различных исторических этапах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить особенности управления в Киевской Руси и проблемы в управлении во время феодальной раздробленности;
2. рассмотреть процесс централизации Руси и установление самодержавной власти;
3. охарактеризовать государственное управление Российской империи начиная с реформ Петра I и заканчивая кризисом власти в начале XXв;
4. рассмотреть институты государственной власти Советского государства и причины крушения Советской государственности;

Содержание работы

Введение................................................................................................
1. Система управления в Древней Руси.................................................
1.1 Органы управления и власти.................................................
2. Реформы государственного управления с XVIII- XX век........
2.1 Реформы Петра I.....................................................................
2.2 Реформы Екатерины II ..........................................................
2.3Государственное управление в России в начале XX в...........
3. Современная система государственного управления в Российской Федерации.........................................................................................
Заключение...................................................................................................
Список литературы......................................................................................

Файлы: 1 файл

История госуправления РФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов, князей и бояр. Они обязаны были служить великому князю, но являлись полными хозяевами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции.

В условиях усиливающейся  феодальной раздробленности постепенно складывались два центра власти княжеский дворец и боярская вотчина.

В раннефеодальной  монархии важную государственную функцию  выполняло народное собрание вече (от «вещать» - говорить). В компетенцию  веча первоначально входили все  вопросы государственного правления, законодательство, суд. Постепенно этот круг сузился, и у веча остались только функции контроля за управлением, выборы и смещение представителей администрации, вопросы войны и мира и т.д. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор («ряд»).

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.

Правосудие  осуществлялось князем или его представителями  на основе обычного права и норм Русской Правды.

Удельный период в истории Руси принято делить на два этапа: домонгольский и монгольский.

Во второй половине XII в. на Руси завершился процесс образования  системы отдельных княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, который  охватил XII XV вв.

Экономические предпосылки раздробленности: сложившаяся система натурального хозяйства; отсутствие товарного обмена.

Социально-политические предпосылки: боярство, превратившись  из военной элиты (дружинников, княжьих  мужей) в землевладельцев, стремилось к политической самостоятельности.

Внешнеполитические  факторы: вторжение татаро-монголов; исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки».

В первой половине ХШ в. русские княжества после  разгрома монголами попали в положение  данников Золотой Орды. Княжества  сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одном из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Русские князья были обязаны поставлять в Монголию и Орду дань и рекрутов для ханского войска. Хан Золотой Орды был вассалом великого хана, столица которого в середине XIII в. была перенесена из Монголии в Китай.

В конце XIII в. изменилась система налогообложения, осуществляемая монголами. Русская церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Русским князьям было предоставлено право самостоятельно собирать налоги.

Хан обладал  высшей властью на всей территории русских земель, решая все юридические  и финансовые вопросы. Все русские  князья были подсудны высшему суду Золотой Орды, споры между русскими и монголами решались в монгольских судах. Споры русских между собой рассматривали русские князья.

Трижды (с 1245 по 1274 гг.) монголы проводили перепись населения. Число мобилизованных русских  зависело от размеров населенной территории, была установлена десятичная система. Русь делилась на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы». В монгольскую армию брали одного рекрута из 10 мужчин, проживающих на данной территории. Реальная численность административно-территориальной «сотни» составляла 2000, а «тьмы» - 200 000 мужчин. Ослабление власти монгольских ханов на Руси делало русских князей автономными правителями. Вместе с тем князья были готовы уже в собственных целях использовать ту административную и военную машину, которую создали монголы.

Господство монголов способствовало изменению принципов правления усиливались централизация, жестокость уголовного права, менялась система налогообложения. В законодательстве усиливается государственный интерес. Однако регионом, где формируются предпосылки для последующего объединения русских земель становится северо-восток (Владимиро-Суздальское, позже Московское княжество).

 

 

                          

2. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ С XIII-XX ВЕК

 

После смерти Екатерины II на престол взошел Павел I (1796-1801). Он начинает очередную реформу государственного управления, призванную покончить с последствиями деятельности предшественницы. Своей целью новый император определял восстановление управляемости империи после децентрализации и либерализации, предпринятых Екатериной. Он укрепляет трон, вводя единый порядок престолонаследия и отменяя право императора назначать наследника, что останавливает череду дворцовых переворотов. Он упраздняет многие привилегии дворянства и восстанавливает для них телесные наказания. Для искоренения вольнодумства Павел I запрещает ввоз в Россию иностранных книг, въезд в империю иностранцев и выезд российских граждан за рубеж. Ослабляется крепостное право, помещики не могут заставлять крестьян работать в воскресенье, барщина ограничивается тремя днями в неделю.

Александр I (1801-1825) начинает реформу государственного управления с отмены ограничений  дворянской вольности, осуществленных Павлом. Он также снимает ограничения  на въезд и выезд граждан за рубеж, ввоз в страну книг. Жалованная грамота Екатерины восстанавливается в полном объеме.

В 1802 г. была начата министерская реформа, которая проходила  в 2 этапа: первый - министерская реформа 1802 - 1811 гг. и второй - завершение правового  оформления министерской системы управления относится к 1811 - 1832 годам.

8 сентября 1802 г.  были изданы манифест "Об учреждении  министерств". В соответствии  с манифестом учреждались первые 8 министерств: военных сухопутных  сил, военных морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Коллегии и часть коллежских учреждений были распределены по министерствам и подчинены власти определенного министра. Начало министерской реформы затронуло учреждения коллежской системы управления в минимальной степени: большая часть была переподчинена власти определенного министра, с сохранением организационного устройства и практически в неизменном виде порядка делопроизводства. Остальные учреждения коллежской системы вообще не были затронуты манифестом 8 сентября 1802 г. Фактически, коллегии и коллежские учреждения стали той организационной основой, на которой и стала формироваться министерская система. В течение начального периода министерской реформы в 1802-1810 гг. министры действовали в своеобразном правовом вакууме, так как кроме манифеста и указа 8 сентября 1802 г., не было других законодательных актов, регламентировавших их деятельность.

С 20-х гг. XIX в. Государственный совет утрачивает монополию на законотворчество. Эта работа с 1826г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии, ставшим органом, возглавляющим всю систему центральных отраслевых органов управления. Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое в 1828 г., пятое  в 1836 г., и шестое в 1842 г.

Первое отделение  контролировало деятельность министров, готовило законопроекты, ведало назначением  и увольнением высших чиновников. Второе занималось кодификацией и обобщением юридической практики. Третье занималось борьбой с государственными преступлениями. Четвертое занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое специально было создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

В правление  Николая I была проведена первая последовательная кодификация законов Российской империи. Результатом этого труда  стали Полный свод законов Российской Империи (1830) и Свод законов Российской Империи (1832). Создание этих документов упорядочило отечественное законодательство, привело к формированию в нем отдельных законодательных отраслей, обеспечило возможность для появления юристов.

Правление Александра II (1855-1881) ознаменовалось значительной либерализацией политического устройства страны..

В 1861 г. Александр II отменяет крепостное право, чем радикально изменяет хозяйственную ситуацию в  империи.

В 1863 г. университеты получают права автономии, утверждаются выборность всех административных должностей, самостоятельное ведение учебными, научными и административно-финансовыми делами. В 1864 г. школьная реформа позволила получать среднее образование представителям всех сословий. В 1865 г. была отменена предварительная цензура в средствах массовой информации.

В 1862-1867 гг. страна была поделена на военные округа. В 1874 г. рекрутские наборы заменяются всеобщей воинской повинностью. В результате земской (1864), судебной (1864) и городской (1870) реформ суд был отделен от административной власти, было провозглашено равенство всех перед ним, установлена прокурорская власть и создана четкая система судебных инстанций. В процессе подготовки первой российской конституции, предусматривавшей создание представительного собрания, император Александр II был убит.

Эпоха правления  Александра III получила название «эпоха контрреформ», либеральный период развития государственности заканчивается. Александр III (1881-1894) ограничил самостоятельность  выборных органов (1881), ужесточил цензуру (1882), ликвидировал университетскую автономию (1884), ограничил несменяемость судей (1885) и гласность судопроизводства по некоторым видам дел (1887)

 

 

 

2.1 РЕФОРМЫ ПЕТРА   I

 

Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в  истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами.

В 1699 г. была создана  Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она  являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало как правило 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством.

После образования  Сената Консилия министров (1711) и Ближняя  канцелярия (1719) и прекратили свое существование.

Царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами.

Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.

Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько  столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.

В обязанности  герольдмейстера (должность была учреждена  в 1722 г.) входило составление списков  всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Учреждение  Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

В Компетенцию Коллегии иностранных  дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, по указу от 12 декабря 1718 г. входило  ведать «всякими иностранными и посольскими  делами», координировать деятельность дипломатических агентов.

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвленную судебную систему.

На Воинскую коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение  армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая  из полковых и генеральных кригсрехтов.

Информация о работе История госуправления РФ