История госуправления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление закономерностей возникновения, развития и функционирования институтов государственного управления в России на различных исторических этапах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить особенности управления в Киевской Руси и проблемы в управлении во время феодальной раздробленности;
2. рассмотреть процесс централизации Руси и установление самодержавной власти;
3. охарактеризовать государственное управление Российской империи начиная с реформ Петра I и заканчивая кризисом власти в начале XXв;
4. рассмотреть институты государственной власти Советского государства и причины крушения Советской государственности;

Содержание работы

Введение................................................................................................
1. Система управления в Древней Руси.................................................
1.1 Органы управления и власти.................................................
2. Реформы государственного управления с XVIII- XX век........
2.1 Реформы Петра I.....................................................................
2.2 Реформы Екатерины II ..........................................................
2.3Государственное управление в России в начале XX в...........
3. Современная система государственного управления в Российской Федерации.........................................................................................
Заключение...................................................................................................
Список литературы......................................................................................

Файлы: 1 файл

История госуправления РФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Резкое ухудшение  социального положения в стране, конфронтационные действия Советов  вынудили Временное правительство  пойти на ряд мер, усиливающих  консолидацию поддерживающих его сил. По инициативе правительства 12-15 августа в Москве было проведено Государственное совещание. На совещании присутствовало около 2,5 тыс. делегатов, представляющих торгово-промышленную буржуазию, армию, Советы, земства, кооперацию, интеллигенцию, духовенство, Государственную думу. Совещание приняло ряд непопулярных мер по обеспечению правопорядка в стране (ограничение деятельности Советов, солдатских комитетов, введение смертной казни в тылу и т. д.).

По инициативе Всероссийского центрального исполнительного  комитета Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполкома Советов крестьянских депутатов 14 сентября в столице было созвано Демократическое совещание с целью укрепления государственной власти и контроля за деятельностью правительства.

В мае 1917 г. было принято Временное положение  о земских учреждениях, которое демократизировало систему выборов, расширило компетенцию земских органов. Были созданы волостные земства, общее руководство земств возлагалось на Всероссийский земский союз. Одновременно с Временным правительством в Петрограде в ходе всеобщей политической забастовки рабочие инициировали создание параллельной государственной власти в форме Совета рабочих депутатов. 27 февраля в столице был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов, а к вечеру избран сам Совет.

Основным достижением  Николая II стало создание двухпалатного  парламента, но новый орган не шел  на сотрудничество с императором. Российская империя в скором времени должна была стать ограниченной монархией, но помешала война, которая оголила  социальные противоречия. Временное правительство, к которому перешла власть после февральской революции, не смогло остановить нараставший паралич экономики, обуздать инфляцию, улучшить снабжение населения продовольствием. Неадекватная реакция на основные требования населения страны, нежелание русской буржуазии пойти на тактические уступки усиливало недовольство масс. В таких условиях демагогия и популизм большевиков, обещающих немедленную и полную реализацию любых требований рабочих, солдат, крестьян, не могли не усилить социальную ненависть, используемую для захвата власти под социалистическими лозунгами.

 

 

3. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

Система государственного управления включает формы и методы воздействия на экономическую, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. Большое значение в государственном управлении имеют социально-политические исследования, дающие необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной социально-экономической системы, основанной на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.

Юридически  новое российское государство возникло в декабре 1991 г. С этого момента  начался переход от авторитарного  стиля управления, основанного преимущественно на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.

Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов, с большинством которых центр заключил договоры о разграничении полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы объединенные органы государственного управления.

Наличие разнообразных  форм собственности в современной  России обусловило развитие различных  видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).

Объекты регионального  и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении  собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Отраслевое  управление основано на построении вертикали  центр — предприятие. Оно реализуется  через министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и  межотраслевые отношения. С развитием самостоятельности предприятий роль отраслевого управления постепенно снижается.

Территориальное управление включает в себя органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие региона, выравнивание уровней экономического и социального развития и др.

К другим видам  государственного управления в России относятся административное и экономическое  управление.

Административное  управление связано с непосредственным воздействием на интересы управляемых. В основе административных методов  лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Администрирование является необходимым компонентом любого управления, его методы имеют свое функциональное назначение и не противоречат экономическим и другим методам управления, лишь дополняя их.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через  хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную  политику. Для экономического управления характерно отсутствие прямого Директивного принуждения. Объект управления свободен в выборе варианта действий, однако если эти действия вступают в противоречие с законом, он возмещает ущерб государству.

Стратегическое  управление определяет цели и задачи развития страны в целом или отдельных территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление — это конкретные действия по реализации стратегического курса.

Специфика условий переходного периода в России обусловила необходимость решения задач, несвойственных ранее для государственного управления. Среди них можно назвать либерализацию цен, введение института частной собственности на средства производства, реорганизацию государственных и сельскохозяйственных предприятий, приватизацию государственных предприятий, формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда и др.), введение платных услуг в области образования, здравоохранения и др. сферах и многое другое. Опыта в решении этих сложных задач не было, поэтому были неизбежны ошибки, большие потери, а это сопровождалось частой сменой кадров управленцев, многие из которых могли только разрушать, но не создавать. Кроме того, на волне борьбы со старым режимом к управлению пришло много людей, не имеющих опыта управления. Все это привело систему государственного управления в России к кризису.

                                             

 

                                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В начале становления  советского государственного управления проявились характерные для него основные черты: республиканская сущность, сочетания федерализма и унитаризма, конституционность основ управления, источник власти трудящиеся, единство ветвей власти, опрделяющая роль коммунистической партии, бюрократизация, но в 30-е годы эти принципы деформировались. Сказались низкий уровень управленческой культуры, партийный монополизм, авторитарность партийной элиты и оторванность ее от народа. В 1930-е гг., когда формировалась командно-административная система управления экономикой, произошло сращивание государственных и партийных властных структур. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация прошли на фоне дальнейшей бюрократизации управления, усиления личной власти и политических репрессий. Для политического режима были характерны существование однопартийной системы, жесткое администрирование, централизация, подавление любой оппозиции, репрессии, культ личности вождя, что отрицательно влияло на государственное управление. Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки системы органов власти и управления. Появились новые чрезвычайные органы. По окончании войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени.

Основные причины  распада СССР были как внутренними нереформируемость и милитаризация экономики, многолетняя экономическая стагнация, непреодолимые межнациональные проблемы, особенно в прибалтийских республиках, репрессивный характер советского государства; так и внешними холодная война и гонка вооружений.

Перестроечные реформы не выводили страну из кризиса, а постепенно способствовали сползанию в пропасть. После «перестройки» произошло несоответствие политической и экономической систем, что и привело к краху государственности. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа.

Изучение и  использование как зарубежного  опыта, так и опыта нашего государства  в сфере государственного управления, будет способствовать более глубокой и полной оценке политических реалий нашей страны, позволит не допустить вновь старых ошибок и успешно интегрироваться мировое сообщество и стать сильным и процветающим государством.

Сегодня наша страна идет по пути строительства и укрепления новой государственности. Много в этом направлении сделано, но еще и больше предстоит сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Игнатов В.Г.. История государственного управления  в России: учебник / В.Г. Игнатов. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 608 с.

2. Атаманчук  Г.В. Теория государственного  управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 580 с.

3. Кнорринг В.И.  Основы государственного и муниципального  управления: учебник для вузов  / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2004. - 416 с.

4.Добрынин Н.М.  Теория и практика государственного  управления: учебник / В.И. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2006. - 510 с.

5. Щепетев В.И.  История государственного управления  в России: учебник / В.И. Щепетев. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 512 с.

6. Пихои Р.Г.  История государственного управления  в России: учебник / Р.Г. Пихои  - М.: РАГС, 2001 - 384 с.

7. Моряков В.И.  От Петра I до Павла I. Реформы  в России XVIII века. Опыт целостного  анализа / В. И. Моряков // Вопросы  истории. - 2002. - №2. - С. 169-173; Крыжановский С.Е. О характере государственного строя в России / С.Е. Крыжановский // Вопросы истории. - №3. - 2008. - C. 3-32; Комисаренко А.И. Российская государственность и административное управление в конце XVII и XVIII в. / А.И. Комисаренко // Государство и право. - № 9. - 2007. - C. 158-165.

8. Исаев И.А.  История России: Традиция государственности  / И.А. Исаев. - М.: ЮКИС, 1995.- 272 с.

9. Повесть временных  лет Библиотека гумер 

10. Карамзин  Н.М. История государства Российского./ Н.М. Карамзин. Образование, 2005. - 879 с.

11. Тимофеева  А.А. Проблемы становления и  развития Российской государственности:  Учебное пособие / А.А. Тимофеева  - Владивосток: ВГУЭС, 2006. - 152 с.


Информация о работе История госуправления РФ