История законодательства о правовом регулировании льгот
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:48, реферат
Описание работы
Законодатель издавна употреблял термины «льгота», «привилегия». Уже в Законах X II таблиц используются эти понятия. Так, в ст. 1 таблицы III сказано, что « пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения»; в ст. 1-2 таблицы IX установлено, что « привилегий, т.е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испрашивают»65. В римском праве было установлено три вида привилегий: лица, вещи, известных отношений. В зависимости от утилитарных критериев привилегии подразделялись на приносящие пользу и невыгодные (например, ограничения правоспособности за уклонение от господствующей религии)66. В рабовладельческих государствах существовало обеспечение увечных воинов, а также содержание за счет казны старых воинов, ушедших от военных дел. Так, в 1-111 вв. воины-ветераны при выходе в «почетную отставку» получали диплом о привилегиях.
-вступительные испытания пройдены
успешно. Испытание считается пройденным
успешно, если поступающий наберет
заранее установленное минимальное
количество баллов (в рамках ЕГЭ
или вступительных испытаний, проводимых
вузом самостоятельно).
Помимо описанных общих правил существуют
специальные нормы, обеспечивающие господдержку
особым категориям малоимущих семей -
вынужденным переселенцам и беженцам.
Вынужденными переселенцами считаются
граждане России, покинувшие свое место
жительства в связи с преследованиями
различного рода.
Малообеспеченным гражданам из числа
вынужденных переселенцев, в частности,
предоставляется компенсация расходов
на проезд и провоз багажа от места, где
было зарегистрировано их ходатайство
о приобретении статуса переселенца, до
места временного поселения.
Беженцы - это лица, которые также опасаются
преследований, однако, в отличие от вынужденных
переселенцев, они не являются гражданами
России.
Пока такой человек не признан беженцем,
у него имеется свидетельство о том, что
он заявил ходатайство об установлении
статуса беженца.
Имея такое свидетельство, малоимущие
семьи из числа беженцев могут претендовать
на получение материальной помощи. В частности,
малообеспеченный человек и каждый из
членов его семьи, не достигший 18 лет, имеет
право на единовременное пособие в размере
150 рублей.
Критерием малообеспеченности семьи
в обоих случаях является не доход, которого,
очевидно, у переселенца или лица, претендующего
на статус беженца, пока нет, а состав семьи
(например, семья состоит только из пенсионеров
и (или) инвалидов, либо это одинокий родитель
с ребенком и т.д.).
Для получения социальной помощи нужно
подать в орган социальной защиты по месту
жительства заявление, указав в нем:
-состав семьи (подтверждается свидетельством
о рождении ребенка, свидетельством
о браке);
-доходы (подтверждаются справками
о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях
и т.д.);
-имущество, которое находится в
собственности у семьи (подтверждается
свидетельством о госрегистрации
права собственности в отношении недвижимости.
Для движимого имущества, как правило,
специальных документов нет);
-сведения о получении госпомощи
в виде предоставления социальных услуг.
Право на это имеет ограниченный круг
лиц, например, инвалиды войны, участники
Великой Отечественной войны и другие
лица, перечисленные в ст. 6.1 Закона о социальной
помощи.
Информация должна быть полной и достоверной
(если выявится, что поданные сведения
не соответствуют действительности, помощь
оказана не будет). Вопрос о предоставлении
социальной помощи решается в течение
10 дней, в исключительных случаях этот
срок может быть увеличен до 30 дней.
Необходимо отметить, что право на некоторые
виды государственной поддержки малоимущим
семьям следует оформлять в других уполномоченных
органах, причем могут потребоваться дополнительные
документы.
Например, для получения субсидии на
оплату жилья нужно обращаться в орган
исполнительной власти субъекта РФ и представить
в числе прочего документы, подтверждающие
отсутствие задолженности по квартплате.
Для получения бесплатной юридической
помощи, а также льгот, предусмотренных
законодательством об образовании и Налоговым
кодексом РФ, следует обратиться в соответствующие
организации или органы государственной
власти, представив документы, подтверждающие
статус малоимущей семьи.
Таким образом, подводя итог главе 2, необходимо
отметить следующее.
Основная цель льгот заключается в создании
режима наибольшего благоприятствования
для удовлетворения потребностей субъектов
социально-обеспечительных отношений.
Определяющей характеристикой для субъектов-получателей
льгот является нуждаемость в предоставлении
государством средств для жизнесуществования.
При реформировании системы льгот необходимо
учитывать то обстоятельство, что полностью
отказаться от льгот в настоящее время
невозможно, так как уровень социального
обеспечения, устанавливаемый с помощью
основных его видов, не создает условий
для нормального жизнесуществования нуждающихся
граждан и в какой-то мере повышается посредством
предоставления льгот. При предоставлении
льгот необходимо руководствоваться,
в первую очередь, принципами социальной
справедливости и адресности.
Глава 3. Проблемы монетизации льгот и
пути их решения
.1 Монетизация льгот: преимущества
и недостатки
Одним из важных политических и социальных
событий 2004 года стало принятие Федерального
закона «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
В данном законе речь шла о замене льгот
денежными компенсациями. Но даже в самом
Правительстве Российской Федерации поняли,
что данный закон поспешили привести в
действие.
Монетизация льгот несколько преждевременна.
Ситуация требует тщательного анализа,
чтобы решить существующие проблемы. Ни
общество, ни даже сама власть не были
готовы к такому «эксперименту».
Основной целью нового закона являлось
- «обеспечение прав и свобод человека
и гражданина, повышение материального
благосостояния граждан, обеспечение
экономической безопасности государства
и приведения системы социальной защиты
граждан, которые пользуются льготами
и социальными гарантиями и которым предоставляются
компенсации».
Суть закона сводилась к замене льгот
ежемесячными денежными выплатами - то
есть монетизации.
С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный
закон «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
о замене части натуральных льгот денежными
выплатами.
Сказать, что закон вызвал ажиотаж - не
сказать ничего. До сих пор всю страну
лихорадит от последствий применения
этого закона на практике. Беда в том, что
и сами получатели льгот, и руководители,
и чиновники так и не разобрались в содержании
и сути этого закона.
В средствах массовой информации проблема
получила широкое обсуждение также в ходе
принятия законопроекта.
В связи с тем, что проблема «монетизации»
была обществу во многом не ясна, а цели
реформы не прозрачны, в печатных средствах
массовой информации шло обсуждение того,
зачем и кому нужна реформа и нужна ли
она вообще.
К обсуждению активно присоединялись
многие аналитики, правозащитники и общественные
деятели, в результате чего «монетизация
льгот» стала одним из наиболее обсуждаемых
сюжетов 2004 года.
К обсуждению реализации данного закона
активно присоединялись многие аналитики,
правозащитники и общественные деятели,
в результате чего «монетизация льгот»
стала одним из наиболее обсуждаемых сюжетов
2004 года.
С точки зрения Евгения Гонтмахера (научный
руководитель Центра социологических
исследований и инноваций): «Реформа системы
льгот, безусловна, была нужна, но не в
таком виде. Необходимы поправки в законодательстве
по монетизации льгот».
Станислав Бобицкий, журналист: «Льготы
становятся смертельно опасными. Мне очень
страшно дожить до пенсии в России. Пожалуй
только в нашей стране власть так сильно
не любит пенсионеров.
Монетизация льгот могла бы стать благим
делом. Всего-то нужно было чиновникам
подумать заранее о простой вещи: как пенсионеров
не напугать. Как объяснить пользу реформы
пожилым людям, которых в новейшей истории
России только и делали, что «кидали».
Самое главное - как уважить стариков.
Бедных стариков заставляют часами томиться
в душных коридорах пенсионных фондах
и социальных служб. Но кто мешает представителям
власти вынырнуть из служебных иномарок
и хотя бы раз выстоять льготную очередь?
Нет, власть о народе не думает!»
Валерий Бутаев, журналист: «Новая безльготная
жизнь оказалась не такой сладкой, как
в «захлеб» обещали чиновники. Разрекламированные
компенсации в замен льгот власти поторопились
вручить до нового года, но многим, особенно
региональным льготникам, достались гроши,
которых только и хватило на килограмм
- другой колбасы к праздничному столу.
А когда пришло время тратить льготные
деньги по прямому назначению, тратить
не чего. Люди, ранее пользовавшиеся примерно
одинаковым набором одинаковых услуг,
теперь получают разные компенсации. Их
суммы колеблются от 150 - 2-х с лишним тысяч
рублей.
На какие расчеты опиралось правительство?
В спешке и неразберихе с какой проталкивали
«льготную революцию», времени на подсчеты
особо не было чиновники отстегнули из
бюджета 170 млрд. рублей. А когда разделили
на более чем 30млн. льготников, оказалось,
что каждому достанутся копейки.
Народ от этого замитинговал, президент
РФ В.В. Путин такими цифрами тоже был не
очень доволен, расчеты переиграли - часть
льготников списали на бюджет регионов.
Тем самым людей разделили на два сорта:
«федеральные» и «региональные» льготники.
Но регионы - то у нас в стране разные, есть
богатые, а есть и не очень, и как теперь
объяснить ветерану из Самары и Читы, чем
он хуже ветерана, который живет в столице?
Ведь москвичи компенсацию получают
и в транспорте по прежнему ездят бесплатно.
Затеев радикально социальную реформу,
власть не удосужилась людям все как следует
объяснить. Реформа нужна, но не такая.
К тому же власти «удачно» приурочили
к монетизации льгот еще и повышение тарифов
на коммунальные услуги, проезд в транспорте.
И те жалки компенсации, которые достались
людям, тут же оказались на половину съеденными
ростом цен».
Михаил Леонтьев политолог, обозреватель
первого канала: «Технически идея монетизации
льгот, нормальная, но бесповодность этого
мероприятия заставляет думать, что это
сделано специально, что это провокация.
Или же она просто легла в грефовскую доктрину
шоковой терапии, самодостаточную псевдорелигиозную
либерализацию, которую не нужно мотивировать
ни расчетами, ни целями».
Виктор Геращенко, председатель Совета
директоров НК «ЮКОС»: «в принципе заменить
льготы на деньги правильная, но в том,
что пройдет это безболезненно для простых
людей, я сильно сомневаюсь».
Монетизация льгот стала потрясением
для общества, приученного жить в условиях
полного государственного патронажа.
Люди никогда особо не задумывались, кто
оплачивает бесплатный проезд льготников
на транспорте, откуда берутся деньги
на дотации за тепло, электроэнергию, на
какие средства завозят в аптеки лекарства
для бесплатной выдачи нуждающимся.
До 2005 г. система социальных льгот в России
предусматривала 120 видов льгот для более
200 категорий льготников. Льготниками
у нас было 70 процентов населения страны.
Но для того чтобы предоставить все прописанные
в законе льготы, ежегодно требовалось
около 3-х федеральных бюджетов.
Поэтому правительство хитрило и каждый
год принимало поправки к действующим
законам об их неисполнении по причине
отсутствия средств в бюджете. Реально
финансировалось не более 10% установленных
льгот.
Но главный порок системы льгот заключался
в том, что государство оказывало поддержку
не по принципу нуждаемости, а в зависимости
от статуса человека. Это было правильно,
например, в отношении ветеранов войны.
Но совершенно неверно в отношении других
категорий льготников.
Ведь среди пенсионеров, например, есть
люди малообеспеченные, всю жизнь пахавшие
за гроши, а есть люди с хорошими пенсиями
и приличными личными сбережениями.
Но и те, и другие долгое время пользовались
одинаковыми льготами по оплате коммунальных
услуг без учета нуждаемости. Вот и вышло,
что 20% самых необеспеченных граждан получали
только 10% всех бюджетных средств, направляемых
на льготы. Остальные деньги уходили более
зажиточным.
Система безадресных льгот не мотивировала
на труд. Образовался целый класс семей-иждивенцев,
где привыкли жить за счет пособий.