История законодательства о правовом регулировании льгот
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:48, реферат
Описание работы
Законодатель издавна употреблял термины «льгота», «привилегия». Уже в Законах X II таблиц используются эти понятия. Так, в ст. 1 таблицы III сказано, что « пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения»; в ст. 1-2 таблицы IX установлено, что « привилегий, т.е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испрашивают»65. В римском праве было установлено три вида привилегий: лица, вещи, известных отношений. В зависимости от утилитарных критериев привилегии подразделялись на приносящие пользу и невыгодные (например, ограничения правоспособности за уклонение от господствующей религии)66. В рабовладельческих государствах существовало обеспечение увечных воинов, а также содержание за счет казны старых воинов, ушедших от военных дел. Так, в 1-111 вв. воины-ветераны при выходе в «почетную отставку» получали диплом о привилегиях.
-по целям предоставления, поскольку
иммунитеты связаны с реализацией
публичных (государственных) интересов
лицами, которых государство наделяет
своим суверенитетом в соответствии
с внутригосударственным или
международным правом;
-по субъектам, поскольку круг
лиц, обладающих правовым иммунитетом,
несравнимо уже (с учетом первого
критерия), чем обладателей льготного
статуса;
-по действию в пространстве,
поскольку при иммунитетах действует
экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты
признаются иностранными государствами,
а льготы устанавливаются и
реализуются только внутри данного
государства.
С точки зрения системы права и законодательства
о социальном обеспечении, правовые нормы,
посвященные льготам, объединяются в институциональные
образования.
Применительно к структуре права социального
обеспечения в литературе высказывается
мысль о том, что это относительно самостоятельный
институт права социального обеспечения
«сквозного» действия, т.к. льготное регулирование
представлено в каждом из структурных
образований данной отрасли (в пенсионном
праве, в институте пособий и других).
В то же время, многие нормы, посвященные
льготам, содержатся в нормативных правовых
актах других отраслей права, поэтому
есть основание говорить о том, что льготы
можно рассматривать и как комплексное
межотраслевое правовое образование законодательства,
определенная часть которого принадлежит
праву социального обеспечения.
При анализе различных оснований предоставления
социального обеспечения нельзя не заметить,
что всех их объединяет одно качество:
они в той или иной мере свидетельствуют
о нуждаемости субъекта в помощи или содержании
со стороны государства.
Нуждаемость представляет собой характеристику
субъектов-получателей в праве социального
обеспечения является общим основанием
предоставления различных видов социального
обеспечения.
В тех отраслях российского права, где
общая часть разработана на достаточно
высоком уровне, давно уже выработаны
термины для наиболее распространенных
юридических фактов (понятие преступления
в уголовном праве, сделки - в гражданском).
Однако в праве социального обеспечения
общего понятия сегодня нет.
Законодатель в данной сфере пошел по
пути дифференцированного регулирования
отдельных видов социальных предоставлений,
оставив вопросы общей части, по большому
счету, на откуп юридической науке.
Сформулируем в качестве общего для права
социального обеспечения понятие нуждаемости.
Необходимость в нем продиктована тем,
что нередко законодательство о социальном
обеспечении содержит такие его виды и
основания, которые расходятся с положением
о том, что право социального обеспечения
- средство защиты нуждающихся граждан.
Толковые словари русского языка содержат
два значения слова нужда:
) недостаток в необходимом, бедность;
) потребность, надобность в чем-либо,
требующая удовлетворения. Какое
из этих значений следует взять
за основу при формулировании
понятия нуждаемость? Вероятно, лучше воспользоваться
вторым значением этого слова.
Понятие нужды как бедности, конечно,
тоже верно и даже, казалось бы, ближе праву
социального обеспечения.
Однако как раз в этом и заключается его
недостаток: оно воплощает лишь одно из
проявлений нуждаемости (малообеспеченность),
что и будет показано в дальнейшем. Итак,
нужда - это осознанная и неудовлетворенная
потребность.
Потребности общества в целом и составляющих
его индивидов в отдельности разнообразны,
изменчивы и, самое главное, бесконечны.
Так уж устроен человек, что его потребности
безграничны в принципе, каждая удовлетворенная
потребность неизбежно порождает другую.
Далеко не все потребности человек в
состоянии удовлетворить, причем именно
эта неудовлетворенность побуждает его
действовать, будь то приготовление пищи,
посещение театра или получение образования.
Определенные потребности являются алиментарными:
их удовлетворение необходимо для нормального
физиологического и социального существования
человека.
Такие потребности признаются обществом
социально значимыми, т.е. общество (в лице
государства) берет на себя обязанность
их обеспечить в том случае, если индивид
не в состоянии сделать это самостоятельно.
Таким образом, в праве социального обеспечения
значение придается только общественно
значимым, алиментарным потребностям,
которые, однако, нельзя понимать упрощенно,
подразумевая под ними лишь биологические
потребности (в пище, воде, лекарствах
и т.д.).
Алиментарной может быть также потребность
человека в признании обществом его заслуг
в случае, например, совершения геройского
поступка.
Нуждаемость - это степень нужды. Какая
именно степень? Очевидно, что речь идет
о такой степени, когда человек не в состоянии
удовлетворить свои алиментарные потребности
самостоятельно, в силу тех или иных объективных
причин (преклонный возраст, болезнь, инвалидность
и пр.).
Поэтому обоснованно утверждение Т.В.
Иванкиной, что нуждаемость - это определенный
уровень потребности, при наличии которого
гражданин получает право на ее удовлетворение
за счет общественных фондов.
Государство в своей политике исходит
из того, что алиментарные потребности
граждан должны быть удовлетворены. Те,
кто не в состоянии сделать это самостоятельно,
вправе обратиться за помощью к государству,
и такая помощь должна быть им предоставлена.
Таким образом, нуждаемость всегда выступает
в качестве общего (универсального) основания
получения гражданином тех или иных видов
социального обеспечения.
Нуждаемость следует рассматривать в
качестве общего и универсального основания
для социально-обеспечительных предоставлений,
в связи с чем субъект соответствующих
правоотношений должен быть охарактеризован
как нуждающийся гражданин (лицо).
Это основание является общим потому,
что характерно для всех видов социального
обеспечения, а универсальным в том смысле,
что любой и каждый гражданин в случае
нуждаемости может обратиться за помощью
к государству.
Нужно сразу оговориться, что применительно
к нуждаемости употребляемый нами термин основание носит
несколько условный характер. Дело в том,
что основание - это юридический факт,
который отвечает на вопрос о том, в связи
с чем у лица возникает право на получение
социального предоставления.
Нуждаемость же юридическим фактом не
является, поскольку не закреплена в качестве
такового в нормах права социального обеспечения.
Поэтому в данном контексте термин основание употребляется
не в специально-юридическом смысле, а
в общем.
Тем не менее, категория нуждаемости
все чаще в последнее время применяется
законодателем, в том числе при регулировании
социально-обеспечительных отношений.
Например, п. 7 ст. 154 Федерального закона
от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием федеральных
законов «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
(известного под названием закон о монетизации
льгот) установлено, что впредь до вступления
в силу соответствующего федерального
закона сумма ежемесячной денежной выплаты
инвалидам не учитывается при исчислении
размера совокупного дохода семьи (одиноко
проживающего гражданина) для оценки их
нуждаемости при определении права на
получение субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг.
Аналогичные положения установлены в
отношении денежных выплат для ветеранов,
граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие чернобыльской катастрофы
и ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне.
Следовательно, законодательство использует
категорию нуждаемости, но достаточно
редко и лишь применительно к конкретным
видам социальных предоставлений, образно
говоря, в узком смысле, для определенных
целей правового регулирования. Общее
же понятие нуждаемости в праве не закреплено,
да и в доктрине права социального обеспечения
разработано весьма слабо.
Любое понятие может быть раскрыто через
его признаки. В отношении нуждаемости
можно выделить три таких признака.
Во-первых, нуждаемость - это достаточно
продолжительное по времени состояние,
причем в любой момент нуждающийся гражданин
вправе рассчитывать на помощь государства.
Другими словами, нуждаемость - это всегда
состояние, более или менее длительное.
Во-вторых, нуждаемость предполагает
неспособность гражданина самостоятельно
удовлетворить свои алиментарные потребности,
удовлетворение которых обязуется обеспечить
государство путем направления в адрес
нуждающегося лица тех или иных нормированных
социальных предоставлений.
Для права социального обеспечения имеют
значение именно потребности алиментарного
порядка, иначе говоря, речь идет об общезначимой,
общегосударственной обязанности по содержанию
тех членов общества, которые утратили
или еще не приобрели способности к самообеспечению.
Высказанное в научной литературе мнение
о том, что алиментарность не является
признаком всех отношений, входящих в
предмет отрасли права социального обеспечения,
страдает неточностью. Авторы указанной
точки зрения в качестве аргумента приводят
социальное страхование, которое возмездно.
Однако страхование - это лишь один из
способов аккумулирования денежных средств
на социальное обеспечение, отношения
по уплате обязательных страховых взносов
составляют предмет отрасли финансового
права, а не права социального обеспечения.
Социально-обеспечительные правоотношения
всегда связаны с предоставлением нуждающемуся
помощи или содержания за счет общественных
либо обобществленных средств, и эти отношения
носят алиментарный характер, ибо преследуют
цель удовлетворения не всех, а лишь основных,
жизненно необходимых потребностей.
Наконец, в-третьих, нуждаться может только
человек как живое разумное существо или
такое объединение людей, как семья. Животные
исключаются из числа субъектов права
в силу отсутствия у них способности к
разумному мышлению.
Коллективные субъекты (организации,
юридические лица) также нуждаться не
могут, потому что это искусственные, созданные
человеком образования, не существующие
вне связи с составляющими их живыми людьми.
Нуждаться, т.е. испытывать потребность,
может, например, работник организации,
но сама организация ни в чем не нуждается
по определению, так как представляет
собой лишь «правовую маску», удобную
и даже незаменимую в гражданском обороте,
особенно при ведении предпринимательской
деятельности.
Когда говорят о том, что организация
в чем-то нуждается (в сырье, материалах,
кадрах), термин «нужда» используется
в переносном значении. Итак, нуждающимся
может быть только отдельный человек или
семья.
Однако при рассмотрении некоторых видов
социального обеспечения может возникнуть
представление о том, что принцип адресности
реализуется не в полной мере.
Например, лицо, достигшее пенсионного
возраста, при наличии страхового стажа
установленной продолжительности вправе
обратиться за назначением трудовой пенсии,
и государство обязано ему эту пенсию
назначить и выплачивать.
В данном случае совершенно не учитывается,
продолжает ли гражданин работать, имеется
ли у него доход от иных источников.
Понятно, что далеко не каждый, кто достиг
пенсионного возраста, автоматически
стал нуждающимся (хотя таких, безусловно,
подавляющее большинство).
Аналогичная ситуация возникает и при
рассмотрении других видов трудовых пенсий.
Почему же в этих случаях государство
не проверяет нуждаемость обращающихся
граждан? Не свидетельствует ли это об
обеспечении без учета нуждаемости?
Ответ на первый из поставленных вопросов
достаточно очевиден. Все трудовые пенсии
страховые, поскольку их страховая и накопительная
части формируются за счет страховых взносов.
Страховые взносы согласно ст. 3 Федерального
закона «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» - это индивидуально
возмездные обязательные платежи, которые
уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда
РФ и персональным целевым назначением
которых является обеспечение права гражданина
на получение пенсии по обязательному
пенсионному страхованию в размере, эквивалентном
сумме страховых взносов, учтенной на
его индивидуальном лицевом счете.
Поэтому гражданин, за которого уплачиваются
страховые взносы или который делает это
самостоятельно, выступает своего рода
кредитором по отношению к государству,
выплачивающему из этих средств пенсии
сегодняшним пенсионерам (в этом, кстати,
находит проявление еще один принцип права
социального обеспечения - принцип солидарности,
в данном случае солидарности трудоспособных
поколений и пенсионеров).