Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:55, курсовая работа
Позитивно существующее и действующее право является однородным и налицо громадный нормативный массив. В то же время разное подходы к его систематизации, к определению юрисдикции различных органов государства побуждают к делению права на части и разделы. К этому проводят причины правотворческого и правоприменительного свойства. Мыслители и «творцы права» давно ощутили эту потребность, и история права давала свои ответы на вопрос, как ее удовлетворить. Истоки понимания права и его отличия от закона, соотношение права и общества, государства и личности можно найти в трудах древнегреческих мыслителей. Государство рассматривается как согласованное правовое общение его членов, как выражение общего интереса свободных членов.
Глава 1. История и развитие идей о «частном» и «публичном» праве
Позитивно существующее и действующее право является однородным и налицо громадный нормативный массив. В то же время разное подходы к его систематизации, к определению юрисдикции различных органов государства побуждают к делению права на части и разделы. К этому проводят причины правотворческого и правоприменительного свойства. Мыслители и «творцы права» давно ощутили эту потребность, и история права давала свои ответы на вопрос, как ее удовлетворить. Истоки понимания права и его отличия от закона, соотношение права и общества, государства и личности можно найти в трудах древнегреческих мыслителей. Государство рассматривается как согласованное правовое общение его членов, как выражение общего интереса свободных членов. Право, по их мнению, первично по отношению к позитивному законодательству и устанавливается
В диалоге «О законах» Цицерон1, закон как заложенный в природе высший разум, велящий творить то, что следует совершить, и запрещающий противоположное, И тем не менее в Римской империи с права как своего рода системы» Там существовало цивильное право как сугубо национальное и наиболее древнее право9 регулирующее имущественные отношения только между римскими гражданами,, Для него были характерны строгий формализм, консерватизм и национальная ограниченность. Законы ХII таблиц служили главным источником римского права. Постепенно, по мере расширения торговых и иных отношений преторов и других магистратов, дополнявших своими актами и решениями первые две системы. Все три системы в совокупности и составляли римское гражданское право, и в результате сложилось в дальнейшем единое понятие римского частного права2
Одновременно, рядом с
частным правом, относящимся к
пользе отдельных лиц, существует публичное
право. Римский юрист Ульпиан
характеризует его как право,
относящиеся к положению
В русском праве ввиду его специфики и заметного удельного веса обычаев и «общинного права» деление на публичное и частное права исторически не было выражено столь отчетливо, как в других государствах2. Лишь в XIX в, внимание к этому вопросу получает дополнительные импульсы ввиду нарастающего интереса прогрессивной общественности к идеям конституционализма и введения системы юрист Н.М. Коркунов дал обстоятельную характеристику развития идей публичного и частного права применительно к российской истории о Коркунов пишет, «что римляне сводили различие частного и публичного права к различию охраняемых интересов, различая именно интересы частные и общие. Но большинством юристов уже давно это деление было признано несостоятельным о Выставленное римлянами различие представляется неопределенным и не достигаю цели: разграничить и определить различные области права. Так, прежде всего нельзя противопоставить интересы общие и частные» С одной стороны, интересы только и существуют у отдельных людей, так как только люди суть действительно реальные элементы общежития. Общий интерес есть не что иное, как та или другая совокупность частных интересов» В этом смысле можно сказать, что все право установлено ради охраны интересов отдельных лиц т.е.частных интересов. С другой стороны, правовая охрана дается только тем интересам отдельных лиц, которые имеют более или менее общее значение или потому, что они общи целой группе лиц, например охрана интересов врачей или потому, что данный интерес есть интерес хотя бы одного отдельного лица но занимающее в обществе такое общественное положение, что его интерес получает общее значение, например интерес монарха В таком смысле, наоборот, можно сказать, что всякое право охраняет общие интересы»3.
Неудовлетворенность римской
классификации и главным
Между этими попытками
прежде всего на обращает на себя внимание
классификация Савиньи. Его систему
можно назвать теологической. Оно
представляет модификацию римской
классификацию» У Ульпиана основой
классификации являлось различие интересов,
смотря по тому, разграничивается ли в
данном отношении частные или
общие интересно Савиньи и
Шталь различают юридические
отношения по их цели, «В публичном
праве - говорит Савиньи, - целое является
целью, а отдельный человек занимает
второстепенное положение; напротив, в
частном праве отдельный
Это различие юридических
отношений по субъектам, является их
целью, было развито полнее Иерингом.
Но, различив его, он вместе с тем
указал и истинное значение этого
различия. Он различает юридическое
отношения по субъектам цели на три
класса: дестинатарием служит или
отдельное лицо, или общество, или
государства» Но он не кладет этого
различия в основу системы права»
Но он не кладет этого различия в
основу в основу системы права» Напротив,
он указывает, что каждый отдельный
институт может иметь дестинатарием
то отдельное лицо, то общество, то государство.
Так, например, собственность может
быть или частной или общественной,
или государственной И
Классификация Савиньи и Шталя представляет попытку соединить и классификацию по интересам, охрана которых есть цель права, и классификацию по различию положения субъекта как самостоятельного индивида или как члена
Неудача попыток исправления
римского классификации права побудила
некоторых русских юристов
Попытки найти основания
для различия частного и публичного
права в различии содержания юридических
отношений оказываются
Невозможность найти в содержании юридических отношений основания для различения частного и публичного права подтверждается еще и тем, что история права представляет нам примеры того, как одни и те же по своему содержанию отношения получили то частно - правовую, то публично-правовую форму. Так, например, в средние века многие права власти составляли лишь придаток частного
Различия частных и публичных прав, по мнению Елленека, коренится именно в этом соотношении юридического дерзновения и юридической возможности. В частном праве всегда имеется дерзновение, в публичном - только возможность. Публичные права основывается не на дозволенных, а исключительно на власть представляющих правоположениях. Поэтом они представляют собой не часть естественной, правом только регулируемой а свободы, а расширение прав естественной свободы.
Все эти крайне искусственное
различие при ближайшем анализе
оказывается совершенно несостоятельным»
Дерзновение и возможность
С другой стороны, элемент дерзновения вовсе не чужд и публичным правам. Лицо, к тому неправомочное, не только не может осуществлять функцию власти, но и не должно этого делать, так как захват власти составляет наказуемое деяние.
Итак, наряду с установлением
различия «моего» и «твоего» необходимо
должна существовать еще другая форма
разграничения интересов, которая
частью заменяет первую, частью восполняет
ее. Эту часть вторую форму можно
определить приспособление объекта, представляемого
первой формой, в противоположность
необходимы и не могут заменять друг
друга. Всегда и везде обе они
должны существовать, как основание
классификации правовых явлений. Все
особенности частного и публичного
права вполне объясняются различием
поделения объекта и его
Известный юрист Г.Ф. Шершеневич
дал обстоятельный анализ разных
подходов к разделению права на частное
и публичное. Л. Дюги возражал против
резкого разграничения права
на публичное и частное, а Остин
вообще против такого деления» Дюрингейм
не выделял критериев в различии
санкций, Еллинек - в способах действия
субъекта права, Петражицкий - в функциях
указанных видов права и
Мы воспринимаем право не как правовое убеждение, а как принудительное право. Однако разграничение частного и публичного права заключается на том, что положено во главу угла в правовом регулировании общественных отношений : защита публичных интересов или защита интересов частных лиц.
После революции 1917 года продолжались
споры по поводу природы права. Закон
нередко воспринимался как
Подобный правовой нигилизм усиливал тенденции игнорирования юридических начал в жизни общества и стирал различие между разными способами правового регулирования.
И государство в тот
период времени воспринималось нередко
внеконституционное. Например, Н. Гронский
утверждал, что партия как часть
целого после взятия власти стала
целым, систематизирующим началом»
Государство не связывало строго
свое существование с
С позиций международного
права в СССР не было устойчивости
государство и определенности границ
и соответственно, признаков международно-
В советской истории решение проблемы формирования нового права оказался непростым. Предстояло ответить на многие вопросы: о его сущности функциональном назначении, системе, мере преемственности элементов старого права. Признание социалистического права особым историческим типом права во многим предопределило ответы на эти вопросы» Fix исследованию посвящен обстоятельный научный труд А.А. Плотниекса6
П.И. Стучка допускал сохранение деления права на отрасли, сложившиеся в буржуазном обществе. Он выделял как отрасли гражданское, государственное и уголовное право, а судопроизводственное и финансовое право рассматривал как «выделения» из государственного права.
Д.А. Магеровский отраслями
права считал хозяйственное, трудовое,
государственное и
Информация о работе История зарождения частного и публичного права, проблема их соотношения