Избирательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать понятие избирательной системы в РФ;
2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ;
4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понятие и принципы избирательного процесса
Понятие стадий избирательного процесса
ГЛАВА 2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Назначение выборов.
Составление списков избирателей.
Образование избирательных округов и избирательных участков.
Формирование избирательных комиссий.
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Выдвижение, сбор подписей и регистрации кандидатов.
Предвыборная агитация.
Порядок голосование, подсчет голосов избирателей установление результатов выборов и их опубликование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая толстихиной.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

Наряду с технологическими компонентами (сроки, финансирование и др.) собственно структурными элементами основных стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры и избирательные действия. Избирательные процедуры — это конкретный порядок совершения (выполнения) предусмотренных избирательным законодательством совокупности действий, принятия соответствующими избирательными комиссиями решений, которые обеспечивают реализацию избирательных прав участников выборов на соответствующих стадиях избирательного процесса.

Избирательные действия по характеру своего включения в  структуры избирательной процедуры  и стадии избирательного процесса являются их первичной организационно-правовой клеточкой, обеспечивая в ходе выборов их динамичное развертывание и завершение. В избирательном законодательстве в рамках большинства стадий избирательного процесса закрепляются как требования (критерии) для совершения избирательных действий, так и определенные организационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных избирательных процедур, которые с учетом соблюдения соответствующих сроков их выполнения в совокупности обеспечивают функциональную завершенность соответствующей стадии избирательного процесса, переход от одной стадии к другой, вплоть до последней — определения и опубликования результатов выборов. Обязательные и (или) факультативные избирательные процедуры, а также их сочетание на различных стадиях избирательного процесса закрепляются по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультативная избирательная процедура может стать обязательной (основной). Требования (критерии), предъявляемые к структурным элементам стадии избирательного процесса, выражаются в необходимости соблюдения как сроков совершения избирательных действий, выполнения избирательных процедур и продолжительности стадии избирательного процесса, так и определенных количественных соотношений (пропорций) показателей избирательного процесса, предусмотренных законом. При невыполнении основного процедурного варианта в действие вводится дополнительный (факультативный) процедурный вариант, обеспечивающий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные законом сроки, при этом выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и избирательные процедуры являются незаконными.

Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса  последующим, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и соблюдении предусмотренных законом сроков и правил их осуществления.

ГЛАВА 2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ.

2.1. Назначение выборов

  Одной из основных стадий  избирательного процесса, обеспечивающей  периодичность проведения выборов  соответствующего уровня, является  порядок назначения выборов уполномоченными  на то органами или должностными  лицами, а также порядок ротации  состава депутатов представительных  органов государственной власти. Конституция Российской Федерации  закрепляет порядок назначения  выборов только в федеральные  органы государственной власти, порядок назначения региональных  и муниципальных выборов закрепляется  в конституциях, законах субъектов  Российской Федерации, уставах  муниципальных образований.

Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и  проводятся в сроки, установленные  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Выборы назначает уполномоченный на то орган  или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования  порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной  из них выборы соответствующего уровня назначаются законодательным органом  либо исполнительным органом государственной  власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным  лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в  случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия.

Порядок назначения выборов в федеральные  органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных  выборов депутатов Государственной  Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), ст. 6 Федерального закона от 18 мая2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом  Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье  месяца, в котором истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная  Дума предыдущего созыва. Конституционный  срок, на который избирается Государственная  Дума, исчисляется со дня ее избрания – день голосования. Решение о  назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через  пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федеральный  закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Законодательное регулирование порядка  назначения и проведения выборов  депутатов законодательных органов, глав исполнительных органов государственной  власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при  этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

2.2. Составление списков избирателей

При проведении выборов в целях  реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также  в целях проведения голосования  соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с  использованием государственной системы  регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей  устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

В списки избирателей на избирательных  участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным  правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей  в соответствии с международными договорами Российской Федерации и  соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  включаются иностранные граждане, которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт его постоянного или  преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством  или законодательством субъектов  Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка9.

Военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва  на военную службу постоянно или  преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов  в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей  и не учитываются при определении  числа избирателей на указанных  выборах.

Список избирателей составляется соответствующей избирательной  комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому  избирательному участку на основании  сведений, представляемых по установленной  форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся  в день голосования на выборах  в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном  избирательном участке, участке  референдума.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются  в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются  фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места проживания избирателя. Список избирателей подписывается  председателем и секретарем территориальной  избирательной комиссии либо окружной избирательной комиссии, а после  передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем  и секретарем участковой избирательной  комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается  председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей  заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных  комиссий.

Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки избирателей  конкретного избирательного участка  не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения  не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в  списки избирателей после окончания  голосования и начала подсчета голосов  избирателей запрещается.

 

2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании  данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей  территории, которые предоставляются  соответственно уровню выборов исполнительными  органами государственной власти или  органами местного самоуправления, а  также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная  комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему  образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных  единиц, входящих в каждый избирательный  округ, номер и центр каждого  избирательного округа, число избирателей  в каждом избирательном округе. Соответствующий  представительный орган государственной  власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных  округов не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.

Публикация схемы образованных избирательных округов, включая  ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после  ее утверждения.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки, которые  образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее, чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

Избирательные участки для граждан  Российской Федерации, находящихся  на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических  представительств или консульских  учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может  не применяться при образовании  избирательных участков за пределами  территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных  округов.

Информация о работе Избирательный процесс в РФ