Избирательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать понятие избирательной системы в РФ;
2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ;
4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понятие и принципы избирательного процесса
Понятие стадий избирательного процесса
ГЛАВА 2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Назначение выборов.
Составление списков избирателей.
Образование избирательных округов и избирательных участков.
Формирование избирательных комиссий.
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Выдвижение, сбор подписей и регистрации кандидатов.
Предвыборная агитация.
Порядок голосование, подсчет голосов избирателей установление результатов выборов и их опубликование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая толстихиной.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно  избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи  избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, но не может быть менее 25 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

Установление  квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума  субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части  территории муниципального образования  не допускается.

Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления  о выдвижении кандидата, заверения  списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные  листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Установленный законом субъекта Российской Федерации период сбора  подписей участников референдума в  поддержку инициативы проведения референдума  субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - не менее 20 дней.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным  правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие  органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов  управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с  правом решающего голоса в сборе  подписей, равно как и принуждение  избирателей, участников референдума  в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих  местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, иных социальных выплат, а также  при оказании благотворительной  помощи запрещается.

Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному  гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут  заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе  подписей.

Форма подписного листа и порядок его  заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись  и дату ее внесения, а также указывают  свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование  карандашей не допускается. Подпись  и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Если  у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться  в подписном листе. В подписном  листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства  иностранного государства с указанием  наименования соответствующего государства.

С одной стороны, регистрация кандидатов - юридический фактор, открывающий  следующий этап избирательной кампании, с другой стороны - организационный. Регистрацию кандидатов следует  рассматривать как протяженный  во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответствия фактического порядка выдвижения кандидатов тому, который установлен законом12.

Регистрация кандидатов должна быть строго документирована. Первое, что требует Федеральный  закон об основных гарантиях, - наличие  необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов. Второе -  письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующей избирательной комиссией при наличии заявления, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, выдвинувшей кандидата. Подписи, собранные в поддержку кандидата в обязательном порядке проверяются на подлинность.

В случае выполнения всех требований статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидат подлежит регистрации соответствующей избирательной комиссией.

 

3.2.Предвыборная агитация

 

 

Предвыборная  агитация — деятельность граждан  Российской Федерации, кандидатов, избирательных  объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей  к участию в выборах, а также  к голосованию за тех или иных кандидатов. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям  при проведении выборов свободное  проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации[9].

Предвыборная  агитация может осуществляться через  средства массовой информации, путем  проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения  агитационных печатных материалов.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный  блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут  участвовать члены избирательных  комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный  блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных  и муниципальных телерадиокомпаний  осуществляющих телевизионное и  радиовещание на территорий соответствующего избирательного округа, на равных основаниях и на основании заключенного с  государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное  время сверх предоставленного бесплатно.

Периодические печатные издания, учредителями которых  являются государственные или муниципальные  органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью  или частично за счет средств бюджета  или средств органов местного самоуправления, а также издания, которые имеют льготы по уплате налогов  по сравнению с другими изданиями, и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением  изданий, учрежденных исключительно  для публикации официальных сообщений  и материалов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых  кандидатами, избирательными объединениями  и блоками. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных  за их выпуск. Распространение анонимных  агитационных материалов запрещается.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным  комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные  комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть  и вражду, призывы к захвату  власти, насильственному изменению  конституционного строя и нарушению  целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления  свободой массовой информации, запрещенные  законом[10]. В случае совершения таких нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата.

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением  установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная  агитация начинается со дня регистрации  кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование  в средствах массовой информации результатов опросов общественного  мнения, прогнозов результатов выборов  не допускается.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Как  можно было заметить, избирательный  процесс полон неточностей, противоречий и далёк от своего идеала. Однако это не сколько не умоляет самой  значимости проведения выборов и  легетивности избранной власти. Российская Федерация - демократическое государство с республиканской формой правления, забывать про это не стоит. Не уместным кажется вариант решения данной проблемы, в которым отрицается вообще всё существующая избирательная система, и, в итоге, государство в целом.. Необходимо поэтапно налаживать новую систему комплектования штата государственных служащих по средством всенародного прямого тайного голосования в рамках демократического, честного избирательного процесса.

В моей работе сделан малый шаг  в сторону преодоления правовой неграмотности. Мы уяснили для себя понятие избирательного процесса и  его стадий. И пришли к выводу, что избирательным процессом  называется совокупность действий и  процедур по проведению всенародного волеизъявления по вопросу комплектования штата государственных служащих, тех его представителей, которые  должны комплектоваться таким образом. Данный процесс является политико-правовым, что можно выявить из его сути: он целиком и полностью регламентируется законодательством и, несомненно, является политическим действом. Избирательный процесс- это не цель, это средство достижения поставленной цели, осуществления управления государством на демократических республиканских началах, построение государства всеобщего благоденствия. И первым шагом к нему будет свобода, политическая свобода, та, которой нам так нахватало в период тоталитарного гнёта. Теперь же, когда тирания рухнула и у нас появилась возможность самостоятельно выбирать наше будущие, будем же творцами своей судьбы. И избирательный процесс становится нам в этом добрым помощником, мастерком в руках умелого строителя. Но мы не волшебники, мы только учимся новой самостоятельной жизни, свободной от всяческого вмешательства, ущемляющего наш суверенитет. Я уяснил для себя это понятие и буду теперь нести этот свет в массы, знание - сила. Посредством избирательного процесса реализуется суверенитет народа, его право на самоуправление и управление государством.

Стадии избирательного процесса должны рассматривается в  совокупности и нельзя выделить или  ущемить какую-либо из них. Их продуманная  последовательность, открытость для  участников избирательного процесса и  средств массовой информации несомненно не только сможет обеспечить достоверность  определения результатов волеизъявления избирателей, но и укрепит доверие  граждан ко всей выборной системе, положит  конец расхожему обывательскому выражению. Они наилучшим образом помогают понять всю сущность и всю важность этого процесса. Определяющего в какой-то мере всю дальнейшую нашу жизнь.

В 2012 году приходилось быть свидетелем предвыборных баталий. Но сейчас, когда мы заканчиваем эти строки, уже отшумели былые битвы «Выборы 2012». Что принесёт нам новая власть, избранная на добровольных началах? Мы живем в период только становления нашей новой государственности. Российская Федерация подобно птице Фениксу переживает своё второе (если честно, то и со счёта уже все сбились) рождение. В период становления новой государственности, развития новых демократических институтов. Народ наконец-то обретает свою законную власть и свободу выбора

 

 

Список использованной литературы

Нормативные акты 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  2. Об обеспечение конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон №138-ФЗ от 26.1.1996 // СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5497.

3. Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ: Федеральный закон от 12.06.2002.; в редакции от 12.09.2002. №67-ФЗ // СЗ  РФ. 2002. №24. Ст. 2253.

2. О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ: Федеральный закон  № 175-ФЗ от 20.12.2002.// СЗ РФ. 2002. №51. Ст. 4982.

4. О выборах президента  РФ: Федеральный закон № 19-ФЗ  от 10.01.2003 // СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 171.

 

Литература

  1. Веденеев Ю.А. Избирательное право и избирательный процесс. Москва. Норма. 1999.
  2. Вешняков Ю.А. Реформа избирательной системы в Российской Федерации и международное право. Бюллетень ЦИК РФ.1995. №3.
  3. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Москва. Весь мир. 2000.
  4. Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.
  5. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. (Монографическое исследование). Москва. Издательство «Весь мир».1996.
  6. Избирательное право и избирательный процесс в России: прошлое и настоящие (региональный аспект). Тамбов. ТГТУ. 2000.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Москва. Норма. 1999.
  7. Избирательный процесс в России и Европе.  Брокгауз Эфрон. 2001.
  8. Козлова И.Е Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.
  9. Очерки по истории выборов и избирательного права. Под редакцией Веденеева Ю.А. и Богодаровой Н.А. Калуга – Москва 1997.
  10. Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2000.
  11. Представительная демократия и электоральная – правовая культура. Под общей ред.  Веденеева Ю.А. и Смирнова В.В. М: Издательство «Весь мир». 1997.
  12. Иванченко А.В. Об укреплении основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации. Сборник статей по России, бюллетень «Выборы сегодня». 2002.

Информация о работе Избирательный процесс в РФ