Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа
«Электронное правительство» - эти слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Введение
3
1.Электронное правительство
5
1.1.Что такое электронное правительство?
5
1.2.Технологии и методология создания электронного правительства
13
1.3.Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
17
2.Основные тенденции развития электронного правительства в России
19
2.1.Электронное правительство в России
19
2.2.Городская целевая программа «Электронная Москва»
23
3.Основные тенденции развития электронного правительства в зарубежных странах
26
4.На пути к электронному правительству: опыт зарубежных стран
32
Заключение
38
Список использованных источников и литературы
Курсовая работа студента 4-го курса очно-заочной формы обучения
Оглавление
Введение |
3 |
1.Электронное правительство |
5 |
1.1.Что такое электронное правительство? |
5 |
1.2.Технологии и методология
создания электронного |
13 |
1.3.Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства |
17 |
2.Основные тенденции
развития электронного |
19 |
2.1.Электронное правительство в России |
19 |
2.2.Городская целевая программа «Электронная Москва» |
23 |
3.Основные тенденции
развития электронного |
26 |
4.На пути к электронному
правительству: опыт |
32 |
Заключение |
38 |
Список использованных источников и литературы |
40 |
Введение
«Электронное правительство» - эти слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений: между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen), государством и частными компаниями (G2B - government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee) и, наконец, между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government).
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание, выявить основные характеристики;
2. Рассмотреть текущее
состояние и перспективы
3. Рассмотреть мировую практику.
Предмет исследования –
отношения государства и
Люди многого ожидают от государства, и скорость реализации проектов автоматизации государственных организаций играет большую роль. Проведенные повсеместно опросы показывают, что, по мнению людей, задача перехода к «электронному правительству» должна пользоваться приоритетом и что всякий раз, когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться по Интернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизация государственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительный импульс всему обществу и способна охватить все население.
Электронное правительство это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая – взаимоотношения власти и общества и вторая – внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный) и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти .
Главная цель электронного правительства сделать системы госуправления такими, которые в большей степени учитывали бы интересы граждан организаций и предприятий и давали им более широкие возможности для участия в выработке государственной политики. В результате такого взаимодействия образуется новая более эффективная форма самоорганизующегося гражданского общества, смягчается конфронтация государства и общества, правительства и оппозиции. Благодаря более адекватному учету интересов людей, которые выбирают власть, повышению прозрачности, а следовательно эффективности работы власти, электронное правительство – это фактически новый тип государственной власти непрерывно тесно взаимодействующий (в основном посредством Интернет) с обществом и гибко реагирующей на его потребности и влияющей на его настроения.
Таблица 1
Электронное правительство
в матрице виртуальных
|
Граждане |
Правительство |
Бизнес |
Третий сектор |
Наука |
Граждане (С) |
C2C |
C2G |
C2B |
C2N |
C2S |
Правительство (G) |
G2C |
G2G |
G2B |
G2N |
G2S |
Бизнес (В) |
B2C |
B2G |
B2B |
B2N |
B2S |
Третий сектор (N) |
N2C |
N2G |
N2B |
N2N |
N2S |
Наука (S) |
S2C |
S2G |
S2B |
S2N |
S2S |
Поясним основные пары взаимодействий в таблице 1:
• правительство – правительство (G2G) – это проекты создания межведомственных сетей, корпоративных и государственных баз данных, реестров введения электронного документооборота и т. п.
• правительства – население (G2C) – это проекты предоставления сведений о свободных рабочих местах, выдача свидетельств о рождении, регистрации и голосование избирателей, референдумы, медицинская информация и т. п.
• правительство – бизнес (G2B) – это проекты проведения государственных закупок, выдача лицензий и разрешений и т. п.
Можно сказать, что основная цель процессов (G2G) – стремление государства улучшить межведомственную координацию, для процессов (G2C) – желание оказывать сервис более высокого уровня для граждан. А для процессов (G2B) это попытка повышения эффективности деятельности. На чем основывается данное утверждение. Действительно, на первых этапах внедрения проектов электронного правительства государство перекладывает на себя те расходы, которые нес потребитель государственной услуги. Не говоря о многих других важных задачах, делает это правительство в первую очередь не с целью получения прибыли в дальнейшем, а в целях оказания более совершенных услуг обслуживания граждан, и в этом заключается суть проектов (G2G) и (G2C). Суть проектов G2B основана на возможности снижения затрат правительства по организации собственной деятельности и соответственно более эффективного хозяйствования.
Функции электронного правительства определяются следующим образом:
• организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т. п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов;
• информационные технологии в государственном управлении;
• государство в сети Интернет;
• метафора, которая означает
информационное взаимодействие органов
государственной власти и общества
с использованием информационно-
• трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий;
• автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются; обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения;
• использование в
органах государственного управления
новых, в том числе и интернет-
Внедрение технологий электронного правительства может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.
Электронное правительство позволяет, в том числе решить три основные проблемы власти: ввести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с властью по принципу одного окна (правительственного портала) и, кроме того, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, бюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам.
Электронное правительство дает гражданам больше возможностей влиять на жизнь страны путем предоставления ему возможности выражать свою точку зрения посредством интернет-технологий. В тоже время Интернет позволяет органам госвласти повышать свое значение и влияние путем предоставления новых услуг, максимально адаптированных для потребителя. Важно отметить, что электронное правительство это не автоматизация существующих процессов, не дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности, а создание новых процессов и новых взаимоотношений между «управляемыми и правящими», направленных на повышение эффективности деятельности государства в целом.
Таким образом, электронное правительство является концепцией новой системы управления государством, элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это вместе со многими другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реинжиниринга государственного управления на основе создания и функционирования принципов электронного правительства.
Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.
Правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов:
1. Информационный (Information)
— означает 20%-ное веб-присутствие
и предполагает создание
2. Интерактивный односторонний (One way interaction) — предполагает 40%-ное веб-присутствие и заключается в организации пассивного взаимодействия между клиентами и правительством. Он подразумевает, например, предоставление доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Нужную форму можно распечатать, но отправлять ее придется традиционным образом, а не через Интернет. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев.
3. Интерактивный двусторонний
(Two way interaction) — означает 60%-ное веб-присутствие
и реализуется посредством