Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа
«Электронное правительство» - эти слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Введение
3
1.Электронное правительство
5
1.1.Что такое электронное правительство?
5
1.2.Технологии и методология создания электронного правительства
13
1.3.Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
17
2.Основные тенденции развития электронного правительства в России
19
2.1.Электронное правительство в России
19
2.2.Городская целевая программа «Электронная Москва»
23
3.Основные тенденции развития электронного правительства в зарубежных странах
26
4.На пути к электронному правительству: опыт зарубежных стран
32
Заключение
38
Список использованных источников и литературы
4. Транзакционный (Transaction) — предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. На данном этапе одной из серьезных проблем становится обеспечение безопасности работы.
5. Проактивный (Targetisation) — означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов.1
Процесс становления системы «e-government» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».
«Публичность» - означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.
«Участие» - подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.
«Онлайн-транзакции» - обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.
Преимущества электронного
государства очевидны - упрощение
бюрократических процедур, значительное
сокращение сроков при оформлении необходимых
документов, обеспечение легко
Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «e-government» необходим ряд условий. Среди них:
С. Шляхтина в своей работе выделяет следующие условия:
Веб-сайты государственных органов - это не дань моде, они несут большую информационно-правовую нагрузку. Как справедливо отмечает И. Бачило, в условиях «информационного общества... особое значение приобретает вопрос о прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Эти обстоятельства должны повлиять на состояние информационной и государственной безопасности в целом, на реальность института ответственности как органов государственной власти, так и государственных служащих»4.
Государственные органы становятся более открытыми и доступными для общества, ориентированными на граждан. В условиях «электронного государства» общество получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс принятия государственных решений, принимать в их подготовке интерактивное участие, что в конечном счете также повышает прозрачность работы государственного сектора. «Электронное государство» в целом создает новые возможности для развития демократии. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «глобализация процесса демократизации мира сопровождается проблемой кризиса современной демократии», выражающейся «в исчерпанности возможностей саморазвития демократии, ее прогресса»5.
Таким образом, электронное государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.
Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.
1.2 Технологии и методология электронного правительства
Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.
Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) – на каких программных технологиях она должна базироваться.
Документоориентированные технологии
Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM – Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами – с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.
В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.
Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:
• автоматизация
• обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
• ведение дел. В процессе
обработки к исходному
Но одной САДД при
организации развитого ЭП не обойтись.
Современная реальность заставляет
думать уже не о простой IDM-системе,
а о полноценной системе управл
Корпорация Microsoft обладает богатым международным опытом создания электронных правительств в разных странах. Они создали методологию внедрения электронных правительств Connected Government Framework, которая переведена и адаптирована для российских условий (государственное управление и т.д.) и включает:
|
Единая платформа электронного правительства Microsoft, которая создает единое информационное поле для решения задач, стоящих перед государственными органами, основана на следующих программных продуктах:
Специально для российских органов власти регионального уровня корпорация Microsoft предложили типовую структуру компонентов электронного правительства, которая включает в себя:
|
Ключевым компонентом электронного правительства является решение для межведомственного электронного взаимодействия, которое основано на многолетнем опыте проектирования, внедрения, поддержки и развития электронных правительств, полученном Microsoft в ряде стран, в т.ч. в Великобритании, Чехии, Сигапуре, США, Канаде.